ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3710/2016 от 07.09.2016 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 сентября 2016 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Смирновой Т.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <Номер обезличен> по иску Сафонов КГ к индивидуальному предпринимателю Борознов АВ о соразмерном уменьшении покупной цены товара, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась Сафонова К.Г. с иском к ИП Борознову А.В. о защите прав потребителей. В обоснование иска указала, что <Дата обезличена> между ней и ответчиком заключен договор купли-продажи товара по образцам и подписано дополнительное соглашение к договору. В п. 1.1 Договора содержится полный перечень товаров, которые продавец продает, а покупатель покупает, общее количество товара составляет .... единиц. Согласно п. 1.2 Договора, покупатель гарантирует, что до подписания договора, им осмотрен образец товара, находящийся в торговом зале (или каталоге), его полностью устраивают габариты (размеры), цвет, модель, дизайн. Общая сумма по договору составляет .... рублей; стоимость по доставке товара составляет .... рублей. <Дата обезличена> покупателем принят товар, указанный в п. 1.1 Договора, а именно – модульная кухня «Кантри». После распаковки товара выяснилось, что товар некачественный, качество отдельных позиций не соответствует договору и другим единицам товара; имеются царапины на фасадах. <Дата обезличена> истец обратилась к продавцу с претензией о соразмерном уменьшении покупной цены модульной кухни на ....% в связи с несоответствием полученной кухни образцу. .... ответчик предложил обменять шкаф угловой высокий корпус на другой с шершавой поверхностью, ссылаясь на то, что истец получит одинаковый гарнитур. В связи с чем, истец просила суд взыскать с ответчика в счет соразмерного уменьшения цены товара в размере .... копеек; неустойку за просрочку удовлетворения требований в размере .... копеек; компенсацию морального вреда в размере .... рублей; штраф.

В дальнейшем, истец исковые требования уточнила, окончательно просила суд взыскать с ответчика денежную сумму в размере .... копеек в счет соразмерности уменьшения покупной цены товара, неустойку за просрочку удовлетворения требований потребителя за период <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере .... копеек, компенсацию морального вреда в размере .... рублей, затраты на оплату услуг представителя в размере .... рублей, штраф.

В судебном заседании истец Сафонова К.Г. уточненные исковые требования поддержала, повторив доводы иска. Суду пояснила, что при установке кухонного гарнитура были выявлены недостатки, а именно: покрытие углового шкафа, равно как и выставленного у продавца образца имеет глянцевое покрытие, у остальной части товара, приобретенного на основании договора, покрытие матовое, что не соответствует представленному ответчиком образцу. Просила иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности, требования иска поддержал.

Ответчик ИП Борознов А.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в суд представителя.

Представитель ответчика ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании, против иска возражал, пояснив, что ответчик выполнил требование истца, направив ей письмо с просьбой установить дату осмотра товара. Возражений против выплаты истцу разницы в стоимости товара не представил, пояснив, что в соответствии с законом разница будет возвращена. Полагает, что размер неустойки не должен превышать цену в размере уменьшения покупной цены. Просил в иске отказать.

Суд, выслушав истца Сафонову К.Г., представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, изучив материалы настоящего дела, приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично. К данному выводу суд пришел на основании следующего.

Согласно ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товаров (продажа товара по образцам).

В соответствии с п.3 ст.469 ГК РФ и п.4 ст.4 Закона РФ "О защите прав потребителей", при продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

В силу п.1 ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

Судом установлено, что <Дата обезличена> между истцом Сафоновой К.Г. и ИП Борозновым А.В. был заключен договор купли-продажи товара по образцам № .....

Данное обстоятельство не отрицалось сторонами и подтверждается представленным в суд договором купли-продажи товара по образцам № .... от <Дата обезличена>, из которого видно, что ИП Борознов А.В. (продавец) продает, а Сафонова К.Г. покупает товар мебельный гарнитур «Кантри» и комплекты.

В п. 1.1. договора, содержится полный перечень товара, который продавец передает, а покупатель покупает на указанных в договоре условиях. Общее количество товара составляет .... единиц.

Согласно 1.2. договора, покупатель гарантирует, что до подписания настоящего договора, им осмотрен образец товара, находящийся в торговом зале (или в каталоге), его полностью устраивают габариты (размеры), цвет, модель, дизайн и т.п.

Как видно и п. 2.1. договора, общая сумма по договору составляет .... рублей. П. 2.2. предусмотрено, что покупатель оплачивает стоимость товара в размере .... рублей при заключении настоящего договора.

Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что передача товара покупателю осуществляется после оплаты 100% общей суммы договора, указанно в п. 2.1.

Согласно п. 4.3. договора, покупатель обязан принять товар в момент его передачи по количеству и качеству (целостности упаковки), о чем делается соответствующая роспись товарной накладной. В случае наличия расхождений по количеству ли качеству (целостности упаковки) сделать об этом отметку в товарной накладной с четким указанием отсутствующего и/или поврежденного товара (его части). В случае отсутствия отметок о наличии расхождений по количеству/качеству (целостности упаковки) считается, что продавец исполнил свои обязательства в полном объеме.

Из п.п. 1.1.,1.2., 3.1. дополнительного соглашения к договору купли-продажи товара по образцам № .... от <Дата обезличена> видно, что ИП Борознов А.В. оказывает Сафоновой К.Г. услуги по доставке товара по адресу: <адрес обезличен>, указанного в п. 1.1. договора, а покупатель обязуется принять и оплатить данные услуги. Стоимость слуг по доставке товара составляет .... рублей.

Как пояснила истец Сафонова К.Г., и не отрицалось представителем ответчика ФИО5, ответчик должен был выполнить работы по изготовлению кухонного гарнитура «Кантри» с глянцевым покрытием, как по выставленным образцам, но полученный кухонный гарнитур на .... % имеет матовое покрытие, а покрытие углового шкафа – глянцевое, следовательно, имеются значительные отличия деталей, что влияет на внешний вид кухонного гарнитура.

Судом установлено, что свои обязательства по оплате стоимости товара по договору купли-продажи товара по образцам № .... от <Дата обезличена> в размере .... рублей (.... рублей – общая сумма по договору, .... рублей – доставка товара) Сафоновой К.Г. исполнены в полном объеме, что подтверждается квитанциями. Обстоятельства исполнения условий договора со стороны истца, ответчиком не оспаривалось в судебном заседании.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом свои обязательства по договору выполнены.

Судом так же установлено, что ответчиком ИП Борозновым А.В. обязательства по договору купли-продажи товара по образцам № .... от <Дата обезличена> исполнены ненадлежащим образом.

Получив заказ, истец при сборке модульной кухне «Кантри» обнаружила, что данный кухонный гарнитур не соответствует фактуре, а именно, истцом был заказан кухонный гарниру с глянцевым покрытием, а доставили кухонный гарниру с матовым покрытием, при этом часть кухонного гарнитура (угловой шкаф) была глянцевого покрытие, о чем истец указала в претензиях, при этом обратилась с просьбой о соразмерном уменьшении цены товара на .... % и возмещении разницы между фактически уплаченной суммы за товар и суммой с учетом соразмерного уменьшения в размере .... рублей.

Как указано в иске и следует из пояснений истца, истец получила аналогично выставленному образцу кухонный гарнитур, но с матовым покрытием, и часть деталей с глянцевым покрытием. Сафонова К.Г. обратилась к ответчику с претензией о соразмерном уменьшении цены товара на .... % и возмещении разницы между фактически уплаченной суммы за товар и суммой с учетом соразмерного уменьшения в размере .... рублей.

В ответе ИП Борознов А.В. указал, что товар истцом был принят и осмотрен без замечаний. Более того, данный товар продан со значительным дисконтом (скидкой). Также указал, что просит письменно подтвердить свое согласие на проведение независимой товароведческой экспертизы.

Согласно ч. 5 ст. 18 названного закона, в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет. Экспертиза товара проводится в сроки, установленные статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона для удовлетворения соответствующих требований потребителя. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что по вышеуказанным требованиям покупателя Сафоновой К.Г., касающихся недостатков товара, необходимая проверка качества товара не была проведена продавцом, заключений специалистов по проверке качества товара суду ответчиком не представлено.

Суд принимает пояснения стороны ответчика, что ответчиком выполнены требования о выполнении необходимых действий, предусмотренных ч. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Так, в соответствии с указанными нормами права продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В связи с приобретение у ответчика товара который по качеству не соответствует образцу, <Дата обезличена> истцом в адрес ответчика была направлена претензия, согласно которой истец просил ответчика о соразмерном уменьшении цены на товар надлежащего качества на .... рублей.

<Дата обезличена> в адрес истца ответчиком направлено письмо с просьбой подтвердить согласие на проведение независимой экспертизы товара и согласовать время осмотра.

Данное письмо возвращено ответчику в связи с не получением истца письма, что подтверждается реестром почтовой корреспонденции, самим письмом и конвертом. Обстоятельства не получения данного письма подтвердила и истец в судебном заседании.

Вместе с тем, ответчик, зная о наличии требований покупателя, связанных с недостатками проданного товара, каких-либо иных мер по извещению истца не предпринял. При этом, факт наличия телефонных переговоров не отрицалось, что свидетельствует о том, что ответчику известен номер телефона истца.

Как пояснила истец, при телефонных разговорах с представителем ответчика, ей не предлагалось провести экспертизу и осмотр товара.

Согласно п. 3 "Правил продажи товаров по образцам", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июня 1997 года N 918, при продаже товаров по образцам покупателю предоставляется возможность самостоятельно или с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами, выбрать и приобрести необходимые товары, передаваемые покупателю после их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором.

Ответчиком не оспаривалось то обстоятельство, что кухонный гарнитур был выбран истцом по находящемуся в магазине по образцам, согласно которым фактура выставочного образца кухонного гарнитура в магазине отличается от доставленного истцу кухонного гарнитура.

В соответствии с п.1 и абз.4 п.2 ст.10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Ответчиком не предоставлено доказательств тому, что в момент приобретения кухонного гарнитура продавцом до истца была доведена информация о конкретных индивидуальных особенностях заказываемого товара, о возможном несоответствии между заказанным и доставленным товаром, в том числе по цвету и фактуре.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В данном случае на ответчике лежит бремя доказывания, что необходимая информация и в полном объеме о товаре доведена до потребителя в полном объеме при его покупке и в соответствии с договором. Вместе с тем, ответчиком таких доказательств суду не представлено.

В соответствии с абз.7 преамбулы к Закону РФ "О защите прав потребителей", недостатком товара является несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

В соответствии со ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.

Согласно ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе, потребовать соразмерного уменьшения покупной цены.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 475 ГК РФ, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца соразмерного уменьшения покупной цены. При этом под соразмерным уменьшением покупной цены понимается установление цены в соответствующей пропорции к общей цене товара с учетом реальной возможности использования обесцененного товара по назначению. Данное положение применяется в случае, когда товар может использоваться по прямому назначению без устранения недостатков, но при определении его цены не было учтено снижение качества.

Ответчик на свою продукцию кухонный гарнитур «Кантри» установил гарантийный срок 24 месяца, что подтверждается представленным суду паспортом на товар.

Ответчик, как продавец указанного товара в соответствии со ст. 476 ГК РФ отвечает за недостатки указанного кухонного гарнитура, как товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, поскольку в силу требований ст. 56-57 ГПК РФ не представил суду доказательств, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Согласно ст. 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Судом назначалась по делу судебная товароведческая экспертиза с целью выяснения соответствует ли товар, указанный в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> в .... позициях качеству ГОСТ по изготовлению кухонной мебели; соответствует ли товар, указанный в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> в .... позициях образцу, находящемуся в товарном зале (или в каталоге); имеются ли в товаре указанном в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> в 46 позициях недостатки и в чем они выражены; размера соразмерного уменьшения цены товара в денежном выражении.

Согласно выводам заключения <Номер обезличен>, произведенного на основании определения суда, кухонный гарнитур «Кантри» не соответствует ГОСТ по пунктам: нарушение п. 2.2.21. ГОСТ 16371-93 «На видимой поверхности мебели не допускаются дефекты по ГОСТ 20400-2013: расхождение полос облицовки, … трещины…»; образованы в период гарантийного срока эксплуатации, в нарушении п. 6.2. ГОСТ 16371-93 «Гарантийный срок эксплуатации мебели: детской и для общественных помещений – 18 месяцев, бытовой – 24 месяца». Указанный товар в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> в .... позициях образцу, находящемуся в товарном зале (каталоге) не соответствует по использованному виду ламинита для облицовки ДСП – по шероховатости. Отличие шероховатости и как следствие оттенка облицовки шкафов кухонного гарнитура является следствием замены заводом-изготовителем ламината для облицовки ДСП. Продавец не заменил выставочный образец и ввел тем самым покупателя в заблуждение. Налицо нарушение Правила продажи товара по образцам (с изменениями на <Дата обезличена>) п. 30. «Продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара (в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленным к товару, на самом товаре или его упаковке, либо другими способами, предусмотренными для отдельных видов товаров)». Заявленные и выявленные недостатки товара указанного в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> в .... позициях: все напольные и навесные шкафы имеют шероховатую поверхность на внутренних и наружных деталях, навесной угловой шкаф (над мойкой) имеет гладкую поверхность на всех деталях шкафа; нижний плинтус (цоколь) под угловым шкафом имеет гладкую поверхность, по сравнению с другими шероховатыми поверхностями элементов нижнего плинтуса; гнутый элемент нижнего плинтуса отличается более светлым оттенком по сравнению с остальными элементами; карниз кухонного гарнитура имеет разнооттеночность, в гнутых элементах – более светлого цвета, по сравнению с остальными, более темными. На гнутых элементах карниза (в количестве двух штук) присутствуют наклонные волокна облицовочного материала, тогда как в остальных элементах карниза, волокна облицовочного материала расположены горизонтально и выражены не так ярко; декоративный элемент между балясинами (над электрической печью) и нижний выкатной ящик пд печью более светлого цвета, по сравнению с остальными, более темными; фасады гнутых дверей двух навесных шкафов более светлого цвета, по сравнению с остальными ровными фасадами дверей, более темного цвета; ручки навесных шкафов, кардинально отличаются по форме от речек напольных шкафов; имеется отслоение торцевого ламината на нижнем угловом шкафе над верхним креплением длинной .... мм, над нижним креплением – длинной .... мм на ширину до .... мм; заделанная трещина справа на верхнем выкатном ящике размером .... и на выкатном ящике длинной 6 мм; скол ламината по углу с внутренней стороны стенки навесного шкафа вверху размером 6 х 6 мм; расхождение полос облицовки по кромкам углов большинства дверей шкафов в большей или меньшей степени (от ярко выраженных значительных до малозаметных). Все напольные и навесные шкафы и нижние плинтуса имеют шероховатую поверхность на внутренних и наружных деталях, навесной угловой шкаф (над мойкой) и гнутый плинтус под угловым шкафом имеет гладкую поверхность. Отличие шероховатости и оттенка облицовки шкафов кухонного гарнитура является следствием замены заводом-изготовителем ламината для облицовки ДСП. Продавец не заменил выставочный образец и ввел тем самым покупателя в заблуждение. Налицо нарушение Правила продажи товаров по образцам (с изменениями на <Дата обезличена>) п. 30 «Продавец обязан передать покупателю товар, который полностью соответствует его образцу, качество которого соответствует информации, представленной покупателю при заключении договора, а также информации, доведенной до его сведения при передаче товара ( в техническом паспорте на товар, правилах его использования, на этикетке или ярлыке, прикрепленным к товару, на самом товаре или его упаковке, либо другим способом, предусмотренным для отдельных видов товаров)». Гнутый элемент нижнего плинтуса, карниз кухонного гарнитура в гнутых элементах, декоративный элемент между балясинами, балясины, передние панели выкатных ящиков отличаются оттенками (более светлые или более темные) по сравнению с остальными элементами. Эти недостатки образованы при изготовлении элементов мебели и обусловлены различными технологиями нанесения покрытия на используемые материалы _ ДСП, дерево, МДФ, а также применяемыми видами покрытия, на выставочных образцах различия оттенков и наклона линий рисунка присутствуют в полном объеме, покупатель может получить полную информацию о товаре. Данные недостатки не являются дефектами. Ручки навесных шкафов, кардинально отличаются по форме от ручек напольных шкафов. Дефект комплектации на заводе-изготовителе. Отслоение торцевого ламината на нижнем угловом шкафе над верхним креплением длиной .... мм, над нижним креплением – длинной .... мм на ширину до .... мм. Некачественная наклейка ламината (нарушение технологического процесса, либо использование некачественных комплектующих – клея). Недостаток выявлен при эксплуатации в гарантийный срок, является производственным дефектом. Трещины ламината на двух панелях выкатных ящиков, расхождение полос облицовки по кромках углов большинства дверей шкафов и большей или меньшей степени. Некачественная наклейка ламината (нарушение технологического процесса, либо использование некачественных комплектующих – клея). Недостаток выявлен при эксплуатации в гарантийный срок, является производственным дефектом. Скол ламината по углу с внутренней стороны стенки навесного шкафа вверху размером .... мм. Достоверно определить время происхождение механического повреждения не представляется возможным - при изготовлении, погрузочно-разгрузочных работах, при сборке мебели. Соразмерное уменьшение цены товара, (процент снижения потребительской стоимости товара) с учетом имеющихся недостатков и несоответствия приобретенного товара выставочному образцу, в совокупности составляет 30 %, что в денежном выражении представляет .... копеек. Имеющиеся значительные отличия представленного кухонного гарнитура выставочному образцу, влияют на внешний вид кухонного гарнитура. Нарушение художественного решения, целостности композиции кухонного гарнитура и имеющиеся производственные дефекты в целом, привели к снижению функциональных и эстетических свойств.

Каких либо оснований не доверять заключению эксперта <Номер обезличен>ФИО6 у суда нет оснований. Каких-либо сомнений в правильности или обоснованности данного заключения, либо противоречивых выводов, или слабой аргументации выводов у суда не возникает. Оно не оспорен стороной ответчика.

В связи с чем, суд принимает заключение <Номер обезличен>ФИО6 в качестве допустимого доказательства по делу, из чего приходит к выводу, что проданный истцу товар, указанный в договоре купли-продажи по образцам от <Дата обезличена> имеет недостатки по качеству, а также значительные отличия представленного кухонного гарнитура выставочному образцу, которые влияют на вешний вид кухонного гарнитура.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцу был продавцом передан товар ненадлежащего качества, а так же не соответствующий образцу.

Как вино из выводов заключения <Номер обезличен>, соразмерное уменьшение цены товара, (процент снижения потребительской стоимости товара) с учетом имеющихся недостатков и несоответствия приобретенного товара выставочному образцу, в совокупности составляет .... %, что в денежном выражении представляет .... копеек.

Оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик как продавец должен отвечать за недостатки указного товара и нести гражданскую ответственность перед покупателем. Оснований для освобождения ответчика от обязанности выполнить требования потребителя судом не установлены и ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ суду не представлены. В связи с чем, требования истца о возврате суммы, уплаченной по договору в размере об уменьшении покупной цены товара на .... копеек и взыскании указанной суммы подлежат удовлетворению. В остальной заявленной сумме в размере .... рублей, суд приходит к выводу отказать поскольку заявленный истцом размер уменьшения не подтвердился в судебном заседании.

Рассматривая требования Сафоновой К.Г. о взыскании неустойки за просрочку удовлетворения требований потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены, суд приходит к выводу об удовлетворении данного требования частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

Обращаясь в суд с иском о взыскании с ответчика неустойки за просрочку исполнения обязательства по соразмерному уменьшению покупной цены на товар ненадлежащего качества, истец исходит из периода просрочки с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.

Судом установлено, что с требованием о соразмерном уменьшении покупной цены на товар ненадлежащего качества по договору от <Дата обезличена> истец Сафонова К.Г. обратилась к ответчику ИП Борознову А.В. <Дата обезличена>.

Как установлено судом, данные требования истца (о соразмерном уменьшении покупной цены на товар ненадлежащего качества) не были удовлетворены ответчиком, в том числе и по независящим от него основаниям вследствие не получения истцом ответа на претензию.

Однако, и в период спора, требование потребителя о соразмерном уменьшении цены до настоящего времени не исполнены. В связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании неустойки.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ "О защите прав потребителей" за нарушение предусмотренных ст. 22 настоящего Закона сроков, продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (п.32) разъяснено, что при рассмотрении требований потребителей о взыскании неустойки, предусмотренной Законом о защите прав потребителей, необходимо иметь в виду, что неустойка (пеня) в размере, установленном статьей 23 Закона, взыскивается за каждый день просрочки указанных в ст. 22 Закона соразмерного уменьшения покупной цены товара, вследствие продажи товара ненадлежащего качества без ограничения какой-либо суммой.

Суд, определяя размер подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца неустойки за нарушение срока исполненияобязательств по соразмерному уменьшению цены на товар ненадлежащего качества, исходит из ....% суммы оплаты товара, что составляет .... копеек в день, и периода просрочки выполнения требований потребителя, начиная с <Дата обезличена> (по истечении установленных ст. 22 Закона .... дней на удовлетворение требований) по <Дата обезличена>, что составляет .... день просрочки, и приходит к следующему расчету: .... рулей x .... % х .... день просрочки = .... копеек.

В соответствии с п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей», сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги). Следовательно, размер неустойки не может быть выше, чем .... копеек.

Поскольку судом установлено, что имело место нарушение со стороны ответчика сроков исполнения требований истца о соразмерном уменьшении покупной цены товара, ответчик с заявлением о несоразмерности неустойки в суд не обратился, соответствующих этому доказательств суду не представил, то требование истца о взыскании суммы неустойки за нарушение сроков исполнения требований истца о соразмерном уменьшении покупной цены товара в размере подлежат удовлетворению в размере .... копеек.

Иных доказательств, в силу ст. 56 ГПК РФ, стороны суду не представили.

Исковое требование Сафоновой К.Г. к ИП Борознову А.В. о компенсации морального вредаподлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно ст. 1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случае, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Обсуждая это исковое требование, суд принимает во внимание пояснения истца о том, что она, заключив договор и внеся оплату в полном размере, имела право и рассчитывала на своевременное исполнение договора, тем более с учетом добросовестности исполнения своих обязательств по отношению к ИП Борознова А.В.

Суд учитывает и то, что истец неоднократно обращался к ответчику с претензией, вынуждала тратить много сил и времени на переговоры, тогда как истец имела право и рассчитывала на вежливое и профессиональное оказание услуг, тем более с учетом добросовестности исполнения своих обязательств по отношению к ответчику. В ответ претерпевала неудобства.

Ответчик не представил суду иных доказательств, опровергающих наличие причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением истцу морального вреда. Доказательств того, что истцу не были причинены моральные страдания или причинены при других обстоятельствах, суду не представлено.

Оценив эти обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что с учетом разумности и справедливости исковые требования Сафоновой К.Г. как потребителя о возмещении морального вреда подлежат удовлетворению в размере .... рублей.

В остальном требования о компенсации морального вреда суд полагает завышенными.

Рассматривая ходатайство истца о взыскании судебных расходов, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В обоснование своих доводов о несении расходов на оплату услуг представителя истцом Сафоновой К.Г. представлен договор возмездного оказания юридических услуг от <Дата обезличена>, в соответствии с которым ФИО4 обязался оказать истцу юридические услуги Сафоновой К.Г. Стоимость услуг по договору составила .... рублей.

Суду представлена расписка, из которой видно, что ФИО4 получил от Сафоновой К.Г. денежные средства в размере .... по договору возмездного оказания юридических услуг от <Дата обезличена>.

Суд, учитывая, что ФИО4 составлено исковое заявление в суд, проведена претензионная работа до подачи иска, с учетом особенностей настоящего гражданского дела, объема работы по сбору доказательств с учетом подготовки обоснований, суд приходит к выводу, что с ответчика ИП Борознова А.В. подлежат взысканию в пользу Сафоновой К.Г. расходы на оплату услуг представителя в размере .... рублей. В остальном, расходы на представителя суд полагает завышенными.

К данному выводу суд пришел и на основании того, что свобода договора, в том числе и по размеру оплаты юридических услуг, предусмотренная законодательством, не должна повлиять на свободу, права и обязанности третьих лиц.

Иных доказательств, в силу ст. 56 ГПК РФ, ответчик, истец суду не представили.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона).

Из представленной суду претензии, поступившей ответчику <Дата обезличена> видно, что истец просит ответчика возместить разницу между фактически уплаченной суммой за товар, и суммой с учетом соразмерного уменьшения в размере .... рублей.

Однако требования Сафоновой К.Г. не были исполнены в добровольном порядке, в том числе и во время рассмотрения спора в суде, в связи с чем, Сафонова К.Г. вынуждена была обратиться в суд за защитой нарушенных прав.

Принимая во внимание установленный судом факт уклонения ответчика от добровольного удовлетворения законных требований потребителя о выплате соразмерного уменьшения цены товара, а так же учитывая, что требования потребителя удовлетворены судом, суд приходит к выводу о том, что взысканию с ответчика ИП Борознова А.В. в пользу истца Сафоновой К.Г. подлежит штраф в размере 50 % удовлетворенных требований истца в размере .... копеек.

Иных доказательств, в силу ст. 56 ГПК РФ, стороны суду не представили.

Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу ст. 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса РФ, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации); государственная пошлина подлежит зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов.

Согласно ст. 1 Устава г. Иркутска, утвержденного решением Государственной Думой г. Иркутска от 20 мая 2004 года «О принятии Устава города Иркутска в новой редакции», город Иркутск входит в состав Иркутской области и является ее административным центром; Город является муниципальным образованием и наделен законом Иркутской области статусом городского округа.

Поскольку истец при подаче иска была освобождена от уплаты госпошлины, с ответчика ИП Борознова А.В. согласно ст. 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет г. Иркутска в размере .... копейка.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Сафонов КГ к индивидуальному предпринимателю Борознов АВ о соразмерном уменьшении покупной цены товара, взыскании неустойки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Борознов АВ в пользу Сафонов КГ в счет уменьшения покупной цены товара денежную сумму в размере .... копеек, неустойку в размере .... копеек, компенсацию морального вреда в размере .... рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере .... копеек.

Ходатайство Сафонов КГ о возмещении судебных расходов при рассмотрении гражданского дела удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Борознов АВ в пользу Сафонов КГ затраты на оплату услуг представителя в размере .... рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Борознов АВ госпошлину в муниципальный бюджет г. Иркутска в размере .... копейку.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд города Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

....

....

....

....

Судья Смирнова Т.В.