ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3710/2016 от 15.06.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-3710/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июня 2016 года г.Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе:

председательствующего судьи Аксаненко Р.Т.,

при секретаре Бронниковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Федеральная пассажирская компания» о признании действий незаконными

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском. Читинской транспортной прокуратурой по жалобе -ж-2015 проведена проверка исполнения законодательства о защите прав потребителей при предоставлении Забайкальским филиалом АО «ФПК» услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом. В ходе проверки установлено, что Забайкальским филиалом АО «ФПК», не являющимся самостоятельным юридическим лицом, действующим от имени АО «ФПК» и в его интересах, осуществляющим в соответствии с положением филиале перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа в поездах дальнего следования и обслуживание пассажиров, включая оформление и продажу железнодорожных проездных документов, в нарушение норм, установленных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 111, Приказом Минтранса РФ от 1912.2013 № 473, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», Законом РФ «О защите прав потребителей» отказывает потребителям в оформлении железнодорожных проездных документов по служебным удостоверениям, являющимся в соответствии с действующим законодательства удостоверением личности. Просит суд признать действия ответчика в лице Забайкальского филиала АО «ФПК» по отказу от оформления физическим лицам железнодорожных проездных документов в поезда дальнего следования на основании служебных удостоверений, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, незаконным.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство транспорта Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Колтаков А.С. исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика по доверенности Пахандрина А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 786 ГК РФ, статьями 2, 82 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир; заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездными документами (билетами).

Из содержания этих норм, видно, что они определяют вид документа, удостоверяющего заключение договора перевозки пассажира, и не регулируют вопросы, связанные с удостоверением личности лица, приобретшего проездной документ (билет). Данные вопросы урегулированы Правилами утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02 марта 2005 N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности", обязательными для сторон договора (пункт 2 статьи 422 ГК РФ). При этом пункт 19 Правил предоставляет пассажиру право выбора вида удостоверяющего его личность документа, сведения о котором будут внесены в проездной документ (билет), как одно из условий заключенного договора, в целях идентификации лица, заключившего договор перевозки, при исполнении перевозчиком своих обязательств по этому договору.

Согласно п.12, 19 Правил для проезда в поезде дальнего следования пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного месте в поезде до указанной пассажиром железнодорожной станции назначения; оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность).

В соответствии с п. 17 указанных Правил, перевозчик имеет право отказать пассажиру в продаже проездного документа (билета) в случае отсутствия свободных мест в поезде, либо при отсутствии стоянки поезда для посадки и высадки пассажира в указанном пассажиром пункте назначения. Других оснований для отказа в продаже проездного билета Правилами не предусмотрено.

Согласно п.п. 6, 7 Правил пассажир обязан иметь проездной документ (билет), а перевозчик или иное уполномоченное перевозчиком лицо обязаны оформить проездной документ (билет) при наличии свободного места в поезде до указанного пассажиром пункта назначения, в том числе железнодорожной станции назначения; оформление проездных документов (билетов) на поезда дальнего следования и в вагоны беспересадочного сообщения, маршруты следования которых отличаются от маршрута следования поезда, с которым они начали следование, производится через каналы продажи - в билетной кассе через терминал самообслуживания, через веб-ресурс с резервированием мест с помощью автоматизированной системы; оформление проездного документа (билета) па поезд дальнего следования производится па основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность).

Включение в проездной документ (билет) сведений о виде и номере документа, удостоверяющего личность пассажира, основано на требованиях пункта 5 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности"(далее Закон № 16-ФЗ), предъявляемых при формировании автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании.

В соответствии с этими требованиями при оформлении проездных документов (билетов) передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; сведения о виде и номере документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки.

Обязательства, вытекающие из договора перевозки пассажира, неразрывно связаны с личностью гражданина, который приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая (пункт 1 статьи 19 ГК РФ).

Следовательно, перевозчик на основании статьи 312 ГК РФ обязан удостовериться в исполнении им обязательства надлежащему лицу, то есть тому лицу, на имя которого был оформлен проездной документ (билет) на основании представленного удостоверяющего его личность документа, вид и номер которого включены в условия договора перевозки, отраженные в билете. Предъявление данного документа является доказательством исполнения перевозчиком своего обязательства по перевозке именно того пассажира, который приобрел проездной документ (билет) на проезд в поезде дальнего следования.

Исходя из содержания п.п. 2.2, 2.3, 2.8, 2.9, 3.2, 3.2.1, 3.2.2 Устава АО «Федеральная пассажирская компания» от 02.09.2009г., общество при оказании услуг по перевозке пассажиров железнодорожным  транспортом общего пользования, а также услуг по оформлению и продаже железнодорожных проездных документов выступает исполнителем услуг -перевозчиком, из характера своей деятельности действует на основе публичного договора и должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится, оформление и продажу железнодорожных проездных документов, от чего при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается.

Вместе с тем, Забайкальским филиалом АО «ФПК», не являющимся самостоятельным юридическим липом, действующим от имени АО «Федеральная пассажирская компания» и в его интересах, осуществляющим в соответствии с положением о филиале перевозку пассажиров, багажа, грузобагажа в поездах дальнего следования и обслуживание пассажиров, включая оформление и продажу железнодорожных проездных документов, в нарушение норм, установленных. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111, Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 №473, ФЗ «Устав железнодорожного транспорта», Законом РФ «О защите прав потребителей» отказывает потребителям в оформлении железнодорожных проездных документов по служебным удостоверениям, являющимся в соответствии с действующим законодательством удостоверением личности.

Так, в частности, 12.11.2015г кассиром Забайкальского филиала ЛО на <адрес>ЖД было отказано в оформлении железнодорожных проездных документов в пассажирский поезд дальнего следования сообщением «Хабаровск-Москва» на основании служебного удостоверения государственному инспектору отдела по надзору в области карантина растений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору управления Россельхозпадзора но Забайкальскому краю и Амурской области ФИО5

При этом, в соответствии с п.l «Порядка выдачи служебного удостоверения должностного лица Россельхознадзора и его территориальных управлений», утвержденному Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 27.05.2005 №178 служебное удостоверение должностного липа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и его территориальных управлений является документом, удостоверяющим личность должностного лица и предоставляющим должностному лицу полномочия осуществлять надзор и в установленной сфере деятельности.

В обоснование правомерности своих действий Забайкальский филиал АО АПK ссылается, в том числе, на разъяснение, изложенное в информационном письме ОАО «РЖД» от 22.11.2013г №167, согласно которому в соответствии с приказом Минтранса РФ от 19.07.2012 №243 «Об утверждении Порядка формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных» применение удостоверения личности как вида документа, используемого при оформлении проездных документов в РФ не предусмотрено, оформление необходимо осуществлять по данным паспортов или других документов, удостоверяющих личность, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 19.07.2012 №243.

Указанные выводы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть положены в основу отказа потребителям в оформлении железнодорожных проездных документов по служебным удостоверениям, являющимся в соответствии с действующим законодательством удостоверением личности.

Так, согласно п.2 ст. 11 Закона №16-ФЗ единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности включает в себя автоматизированные централизованные базы данных о пассажирах и персонале транспортных средств, формируемые, в том числе, при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании.

В соответствии с п.5 ст. 11 указанного Закона при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств передаче в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств подлежат: фамилия, имя, отчество; дата рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ билет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования; дата поездки; пол; гражданство.

Указанные положения конкретизированы в «Порядке формирования и ведения автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также предоставления содержащихся в них данных», утвержденного Приказом Минтранса России от 19.07.2012 №243, согласно п.п. 7, 8 которого перевозчики и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) &apos;транспортных средств, полученные, в том числе, при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов); передаваемые в АЦБПДП персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств включают фамилию, имя, отчество; дату рождения, вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается проездной документ кет); пункт отправления, пункт назначения, вид маршрута следования; дату ездки; пол; гражданство.

В соответствии с п.59 Порядка, устанавливающего технологию передачи сведений о пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, в состав основного блока данных CSV-файла должны входить сведения о виде документа, удостоверяющего личность, на основе кодов документов, указанных таблице 1 Порядка.

Согласно таблице 1 Порядка «Коды документов, удостоверяющих личность, при передаче в АЦБПДП» к таким документам относятся: паспорт гражданина РФ; паспорт моряка; общегражданский заграничный паспорт гражданина РФ; паспорт иностранного гражданина; свидетельство о рождении; удостоверение личности военнослужащего; удостоверение личности лица без гражданства; временное удостоверение личности; военный билет военнослужащего срочной службы; вид па жительство иностранного гражданина или лица без гражданства; справка об освобождении из мест лишения свободы; паспорт гражданина СССР; паспорт дипломатический; паспорт служебный; свидетельство о возвращении из стран СНГ; справка об утере паспорта.

Вместе с тем, отсутствие в перечне кодов документов при передаче в АЦБПДП такого кода документа, как служебное удостоверение, удостоверяющее личность в соответствии с законодательством РФ, не может служить правомерным обоснованием отказа АО «Федеральная пассажирская компания» от оформления железнодорожных проездных документов па их основании.

Требования Закона № 16-ФЗ, Приказа Минтранса России от 19.07.2012г №243 в части обеспечения передачи сведений но перевозкам пассажиров, включая персональные данные о пассажирах транспортных средств при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных документов (билетов) на железнодорожные поезда дальнего следования адресованы исключительно перевозчикам и субъектам транспортной инфраструктуры, кроме того, регулируют иную процедуру, а не порядок оформления железнодорожных проездных документов в отношении потребителей - физических лиц, в том числе не устанавливают перечень документов, на основании которых может осуществляться такое оформление.

Порядок оформления железнодорожных проездных документов на поезда дальнего следования законодательно регулируются только Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 №111, Приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 №473, на основании которых оформление поездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (паспорт, военный билет, удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность, а для детей в возрасте до 14 лет - свидетельство о рождении или иной документ1, удостоверяющий личность), а для лиц, имеющих право оплаты стоимости проезда со скидкой или бесплатного проезда, кроме того на основании документов, подтверждающих указанное право. При отсутствии иного законодательного регулирования указанного порядка, расширительному толкованию установленные Правила не подлежат.

При таком положении отказ от оформления железнодорожных проездных документов на основании служебных удостоверений, которые, в соответствии с действующим законодательством, удостоверяют личность предъявляющих их лиц, со стороны Забайкальского филиала АО «Федеральная пассажирская компания» нарушает требования законодательства о защите прав потребителей, влечет для последних невозможность воспользоваться услугами в установленном законом порядке.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности действий АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Забайкальского филиала АО «ФПК» по отказу от оформления физическим лицам железнодорожных проездных документов в поезда дальнего следования на основании служебных удостоверений, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.197-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать действия АО «Федеральная пассажирская компания» в лице Забайкальского филиала АО «ФПК» по отказу от оформления физическим лицам железнодорожных проездных документов в поезда дальнего следования на основании служебных удостоверений, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, незаконными.

Взыскать с АО «Федеральная пассажирская компания» государственную пошлину в доход городского округа «Город Чита» <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Решение изготовлено в окончательной форме 28 июня 2016 г.

Судья: Р.Т.Аксаненко

Подлинник документа находится в материалах гражданского дела № 2-3710/2016 Центрального районного суда г.Читы

Секретарь судебного заседания ____________________А.В.Бронникова