ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3711/19 от 24.01.2020 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-82/2020г. КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2020 года г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Юхимчук Ж.А.,

с участием истца Мусихина А.Ю.,

представителя ответчика администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края Машановой Е.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусихина А.Ю. к ответчику администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края, о возложении обязанности обеспечить строительство проезда к земельному участку, оплатить земельный налог за земельный участок, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истец Мусихин А.Ю. обратился к ответчику Администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края с исковым заявлением (в редакции уточнённого иска) о возложении обязанности по обеспечению строительства проезда к земельному участку (кадастровый ), находящемуся по адресу: <адрес>, с учётом строительства дорожного полотна для проезда автопоездов, грузовиков, строительной и специальной техники; о возложении обязанности по уплате земельного налога за земельный участок (кадастровый ) до окончания постройки дороги к нему; взыскании компенсации морального вреда в размере 960000 рублей и расходов на оплату заключения кадастрового инженера в размере 5000 рублей.

В обоснование предъявленных требований истец Мусихин А.Ю. указал, что он имеет в собственности земельный участок (кадастровый ), находящийся по адресу: <адрес>, имеющий назначение: для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства. Единственная дорога к данному земельному участку была перекрыта путём установления отбойника на автомобильной дороге. По данной причине он не может использовать земельный участок в соответствии с его назначением, доступ на земельный участок ограничен. Помимо него, собственники земельных участков, расположенных по <адрес>, не обеспечены подъездом к своим земельным участкам. Обеспечение проезда граждан в границах населённого пункта сельского поселение относится к полномочиям органов местного самоуправления поселения. На основании его обращения прокуратура Пермского района направила в Администрацию Култаевского сельского поселения представление об устранении нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Он самостоятельно обращался в Администрацию Култаевского сельского поселения с требование об обеспечении проезда к земельному участку. По причине невозможности использования земельного участка он несёт потери в виде земельного налога за 2018 год и 2019 год в общем размере 89880 рублей, ему причинён моральный вред.

В судебном заседании истец Мусихин А.Ю. просил об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края Машанова Е.В. не согласилась с предъявленными требованиями на основании письменных возражений, пояснив, что обязанность по уплате земельного налога возникает у собственника земельного участка, и не может быть возложена на администрацию; администрация не нарушала права собственника земельного участка на доступ к нему, не является собственником автомобильной дороги, съезд с которой был перекрыт на участок истца. Полномочия по осуществлению дорожной деятельности переданы Пермскому муниципальному району. К земельному участку истца имеется временный проезд (л.д.72-73).

Третье лицо Администрация Пермского муниципального района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В предварительном судебном заседании представитель третьего лица ФИО5 пояснил, что к земельному участку истца имеется временный проезд, по которому возможен проезд к участку истца. Администрацией утверждён проект планировки территории <адрес> сельского поселения, предусматривающий размещение улично-дорожной сети, в том числе подъезд к земельному участку (кадастровый ); на реализацию данного проекта в 2020 году выделены денежные средства.

Суд, выслушав объяснения истца и представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

Согласно абзацу 7 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 – 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», вступившим в силу с 01 января 2015 года, за сельскими поселениями Пермского края закреплены следующие вопросы местного значения: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Аналогичные положения содержатся в Уставе Муниципального образования «Култаевское сельское поселение», принятом решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 25 мая 2015 года № 122 (статья 5).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» в состав поселения входит территория населённого пункта <адрес>.

В силу части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Администрация Култаевского сельского поселения является организацией и зарегистрирована в качестве юридического лица, что следует из Устава и общедоступных сведений о юридических лицах, размещённых на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

На основании статьи 38 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» Администрация Култаевского сельского поселения обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.

В силу статьи 39 Устава Муниципального образования «Култаевское сельское поселение» администрация поселения осуществляет следующие полномочия: осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществляет дорожную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Анализируя положения закона и Устава муниципального образования, суд считает, что Администрация Култаевского поселения имеет обязанность по осуществлению деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый ), находящийся на землях населённых пунктов по адресу: <адрес>, имеющий назначение: под объекты автомобильного транспорта (для размещения и эксплуатации объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства), принадлежит на праве собственности Мусихину А.Ю.

Право собственности Мусихина А.Ю. на данный объект недвижимости возникло на основании договора купли – продажи от 09 апреля 2018 года и зарегистрировано 11 апреля 2018 года. Указанный земельный участок имеет ограничение в виде охранной зоны и особого режима использования в связи с нахождением в придорожной полосе автомобильной дороги «Пермь – Усть-Качка».

Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, договором купли – продажи, кадастровым делом объекта недвижимости, землеустроительным делом (л.д.7-9, 24-32, 58-62, 96-122, 124-130).

Из кадастрового дела объекта недвижимости следует, что ранее земельный участок принадлежал на праве собственности ФИО6, и был образован из земельной доли 3,2га (л.д.96-130).

Постановлением Правительства Пермского края от 09.12.2008г. № 691-п, земельный участок из категории «земли сельскохозяйственного назначения» площадью 300000,00кв.м. включен в границы населенного пункта <данные изъяты> Култаевского сельского поселения; изменен вид разрешенного использования (л.д.55-57).

Из сообщения Прокуратуры Пермского района следует, что подъезд к земельному участку (кадастровый ) обеспечен по дороге по <адрес>, которая является съездом с дороги регионального значения «Пермь – Усть-Качка». Данный съезд является несанкционированным. Проезд к земельному участку (кадастровый ) с дорог по <адрес>, являющихся частью улично-дорожной сети <адрес>, невозможен (л.д.5-6).

Согласно сообщению КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» проектом реконструкции автомобильной дороги «Пермь – Усть-Качка» предусмотрено установление металлического ограждения вдоль автодороги, в том числе, в районе расположения земельного участка (кадастровый ) (л.д.46-48).

Министерство транспорта Пермского края обратилось в КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» с требованием об установлении барьерного ограждения с правой и левой стороны автомобильной дороги регионального значения «Пермь – Усть-Качка» на участках км 19+000 – км 29+400, что подтверждается соответствующим обращением (л.д.53, 87).

Согласно сообщениям Министерства транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края» проведены работы по установке на автомобильной дороге регионального значения «Пермь – Усть-Качка» барьерного ограждения для исключения выезда транспортных средств с несанкционированных съездов (примыканий) (л.д.66-70, 84-86).

Из сообщений Администрации Пермского муниципального района следует, что в целях обеспечения доступности к земельным участкам, расположенным вблизи автомобильной дороги «Пермь – Усть-Качка» в районе <адрес> и в рамках реализации постановления Правительства Пермского края от 05 декабря 2018 года № 764-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований Пермского края на проектирование и строительство (реконструкцию), капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Пермского края» в 2020 году запланирован ремонт дорог по <адрес> в <адрес>.

Постановлением администрации Пермского муниципального района от 06 августа 2019 года № 473 утверждён проект планировки и межевания территории <адрес> сельского поселения в районе <адрес>, предусматривающий размещение улично-дорожной сети, в том числе подъезд к земельному участку (кадастровый ) (л.д.94, 137-140).

Согласно решению Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 26 декабря 2019 года № 105 и выписке из сводной бюджетной росписи Администрации Култаевского сельского поселения на 2020 год в бюджете Култаевского сельского поселения предусмотрены денежные средства на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, содержание автомобильных дорог и реализацию муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства и благоустройства сельского поселения» в общем размере 12241244 рублей, в том числе на ремонт дорог в размере 7841244 рублей.

Таким образом, в 2020году предусмотрено начало строительства дороги, в том числе с подъездом к земельному участку истца с кадастровым номером 59:32:3980008:554, и выделены на это денежные средства.

В соответствии с заключением кадастрового инженера ФИО7 имеется проезд, обеспечивающий транспортную связь земельного участка (кадастровый ) с основной автомобильной дорогой, который носит временный характер, поскольку его характеристики частично не соответствуют требованиям Свода правил (СП) 42.13330.2011 СЕиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Ширина проезда составляет от 2.8м.до 4.1м., протяженность проезда от т.22 до т.36 и от т.37 до т.46 составляет 393,8м. Проезд приспособлен для движения, так как имеется дорожное полотно, по которому двигаются транспортные средства. Данный проезд является единственно возможным доступом, обеспечивающим автомобильную связь земельного участка с основной автомобильной дорогой, и не позволяет использовать земельный участок (кадастровый ) с его разрешённым использованием, так как он не имеет поворотных площадок, дорожное покрытие и его ширина непригодны для движения грузового транспорта. Постановлением администрации Пермского муниципального района от 06 августа 2019 года № 473 утверждён проект планировки и межевания территории <адрес> сельского поселения Пермского муниципального района в районе <адрес> данному проекту доступность к земельному участку (кадастровый ) будет осуществляться через запроектированную второстепенную улицу (л.д.141-147).

Истец Мусихин А.Ю. не отрицал того, что к земельному участку (кадастровый ) имеется временный проезд.

Оценивая полученные доказательства и установленные обстоятельства, суд считает, что к земельному участку (кадастровый ) имеется временный проезд, то есть имеется возможность использования земельного участка, в том числе имеется доступ собственника к земельному участку.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно – бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту

В соответствии пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства – в статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями частей 2 и 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства Администрации Пермского муниципального района и схеме расположения и Правилам землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, утверждённым решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 года № 53 (в редакции решения Земского Собрания Пермского муниципального района Пермского края от 31 октября 2019 года № 11, земельный участок (кадастровый ) расположен в территориальной зоне ИС – «Зона инженерных, технических сооружений». Данная территориальная зона предусматривает следующие виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства: размещение зданий и сооружений в целях обеспечения физических и юридических лиц коммунальными услугами (Коммунальное обслуживание); размещение постоянных или временных гаражей, стоянок для хранения служебного автотранспорта, используемого в целях осуществления видов деятельности, предусмотренных видами разрешенного использования с кодами 3.0, 4.0, а также для стоянки и хранения транспортных средств общего пользования, в том числе в депо (Служебные гаражи); размещение объектов гидроэнергетики, тепловых станций и других электростанций, размещение обслуживающих и вспомогательных для электростанций сооружений (золоотвалов, гидротехнических сооружений); размещение объектов электросетевого хозяйства, за исключением объектов энергетики, размещение которых предусмотрено содержанием вида разрешенного использования с кодом 3.1 (Энергетика); размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3 (Связь); размещение нефтепроводов, водопроводов, газопроводов и иных трубопроводов, а также иных зданий и сооружений, необходимых для эксплуатации названных трубопроводов (Трубопроводный транспорт); и условно разрешенный вид использования: размещение объектов капитального строительства с целью: размещения объектов управленческой деятельности, не связанной с государственным или муниципальным управлением и оказанием услуг, а также с целью обеспечения совершения сделок, не требующих передачи товара в момент их совершения между организациями, в том числе биржевая деятельность (за исключением банковской и страховой деятельности (Деловое управление) (л.д.22-23, 36-39).

Правила землепользования и застройки Култаевского сельского поселения утверждены решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 09 июня 2014 года № 53, то есть до возникновения и регистрации права собственности истца на земельный участок (кадастровый ).

При таком положении суд считает, что истец Мусихин А.Ю. не лишён возможности по использованию земельного участка, находящегося в его собственности в соответствии с видами разрешённого использования данного земельного участка, учитывая наличие временного проезда к нему.

Решением Совета депутатов Култаевского сельского поселения от 29 ноября 2019 года № 87 часть полномочий по решению вопросов местного значения в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации в части ремонта автомобильной дороги по <адрес> сельского поселения передана на уровень Пермского муниципального района. Установлено, что осуществление передаваемых полномочий обеспечивается за счёт межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета Култаевского сельского поселения в бюджет Пермского муниципального района.

Оценивая полученные доказательства и установленные обстоятельства, суд считает, что полномочия по реализации проекта планировки территории <адрес> сельского поселения, предусматривающего размещение улично-дорожной сети, в том числе подъезд к земельному участку (кадастровый ) фактически переданы для осуществления муниципальному образованию «Пермский муниципальный район».

В судебном заседании истец пояснил, что настаивает на требованиях к администрации Култаевского сельского поселения.

Анализируя доказательства в совокупности, суд полагает, что отсутствуют правовые основания для возложения на ответчика Администрацию Култаевского сельского поселения обязанности по осуществлению деятельности по проектированию, строительству автомобильной дороги к земельному участку (кадастровый ), поскольку данным органом местного самоуправления обеспечен временный проезд к земельному участку истца, и с 01 января 2020 года обязанность по осуществлению дорожной деятельности в части обеспечения постоянного (надлежащего) проезда к земельному участку (кадастровый ) возложена на другой орган местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 2 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Учитывая данные положения закона, суд считает, что обязанность по уплате земельного налога возникает при приобретении физическим лицом права собственности на соответствующий земельный участок, исполнение данной обязанности не находится в зависимости от использования (неиспользования) земельного участка, имеющихся ограничений или препятствий в использовании земельного участка.

Соответственно, суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по уплате земельного налога за земельный участок (кадастровый ) до окончания постройки дороги к нему.

В соответствии со статьёй 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Исходя из содержания и смысла норм главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», основаниями для наступления ответственности за причиненный вред являются: противоправные виновные действия либо бездействие ответчика, причинение этими действиями либо бездействием физических и нравственных страданий, а также причинная связь между указанными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.

Недоказанность одного из приведенных условий наступления гражданской ответственности влечёт за собой отказ в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

Предъявляя иск, истец считает, что в результате неисполнения ответчиком обязанности по осуществлению дорожной деятельности он не имеет возможности использовать имущество, принадлежащее ему, поэтому ему причинён моральный вред.

Разрешая предъявленное требования, суд исходит из того, что при рассмотрении дела установлен факт возможности использования земельного участка в соответствии с видами разрешённого использования, установленными Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения, и наличием временного проезда к земельному участку, обязанность по обеспечению постоянного проезда к земельному участку передана другому лицу.

При таком положении суд исходит из того, что неисполнение ответчиком обязанности по осуществлению дорожной деятельности до передачи соответствующих полномочий само по себе не указывает на причинение истцу морального вреда, поскольку до приобретения земельного участка истец, действуя с необходимой степенью осмотрительности и заботливости, должен был учитывать имеющиеся ограничения и препятствия в доступе к приобретаемому земельному участку.

Истец не представил доказательства того, что имеющиеся ограничения и препятствия в доступе к приобретаемому земельному участку полностью препятствуют использованию земельного участка в соответствии с видами разрешённого использования, установленными Правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения.

Таким образом, суд считает, что истец не представил доказательства, указывающие на то, что действиями или бездействием ответчика было допущено нарушение личных неимущественных прав истца, причинение ему нравственных страданий.

Суд считает, что закон не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда с органа местного самоуправления при неисполнении им обязанности по осуществлению дорожной деятельности.

Учитывая изложенное, суд не находит правовых оснований для удовлетворения предъявленного истцом требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Принимая во внимание, что предъявленные требования оставлены без удовлетворения, суд не находит правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходов по оплате услуг кадастрового инженера по составлению заключения (расходов по предоставлению доказательств) размере 5000 рублей.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мусихина А.Ю. к администрации Култаевского сельского поселения Пермского района Пермского края о возложении обязанности обеспечить строительство проезда к земельному участку с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, с учетом строительства дорожного полотна для проезда автопоездов, грузовиков, строительной и спецтехники; возложении обязанности оплачивать земельный налог за земельный участок с кадастровым номером до окончании постройки к нему дороги; компенсации морального вреда в размере 960 000 рублей, расходов на оплату кадастрового инженера в размере 5000 рублей, оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 31 января 2020года.

Судья Пермского районного (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-82/2020

Пермского районного суда Пермского края.

УИД: 59RS0008-01-2019-004470-67