Дело № 2-3711/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2014 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Алексеева А.А.,
при секретаре Пикулевой Е.В.,
с участием представителя прокурора Шалаева А.А.,
истицы ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Перми в интересах несовершеннолетней ФИО к Департаменту образования администрации г. Перми о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
установил:
прокурор г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетней ФИО, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми о признании отказа департамента образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г.Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности которого является организация предоставления общедоступного и бесплатного в т.ч. дошкольного образования, в соответствии с Положением «О департаменте образования администрации г. Перми». Одной из задач Департамента является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. ФИО1 обращалась в Департамент образования администрации г. Перми с просьбой предоставить ее дочери место в детском саду Свердловского района г. Перми, однако ей было отказано. Орган местного самоуправления администрации г.Перми в лице Департамента обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст ФИО позволяет ей быть принятой в дошкольное образовательное учреждение.
Истец, представитель прокурора в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явилась, в письменном отзыве на иск указала, что исковые требования не признает, считает, что истец не представила доказательств несоответствия отказа закону и нарушения ее прав. Ответ, направленный истице, не содержит отказа в предоставлении места в детском саду, а содержит информацию о ходе оказания муниципальной услуги по предоставлению мест в ДОУ. Согласно которому органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования в существующей сети муниципальных организаций, в силу п. 5 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование не является обязательным. Учет и регистрации детей для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения ведутся посредством сети Интернет по дате рождения. Комплектование МОУ осуществляется ежегодно на учебный год. Путевки выдаются согласно списков детей, составленных по дате рождения, с учетом льгот, имеющихся у родителей (законных представителей). ФИО стоит в реестре для определения в МДОУ <Адрес>. В настоящее время группы возрастной категории 2-3 года укомплектованы. Согласно п. 2.5 Постановления администрации г. Перми «Об утверждении Административного регламента предоставления департаментом образования администрации г. Перми муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» № 113 от 23.03.2012г. общий срок предоставления муниципальной услуги от приема заявления до выдачи путевки для зачисления несовершеннолетнего в ДОУ составляет от 11 дней до 3 лет в зависимости от возраста ребенка и наличия льгот у родителей. Доказательств того, что ФИО имеет право на внеочередное либо первоочередное право предоставления места в ДОУ не представлено. Удовлетворение требований истца нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в реестре, порядок определения детей в ДОУ, а также требования санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д. 15-18).
Исследовав доказательства, суд установил следующие обстоятельства дела.
ФИО1 является матерью ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении места в детском саду для ее дочери ФИО ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Департамент образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № сообщил истице, что количество детей состоящих в реестре по дате рождения ранее чем у ФИО составляет №, предоставление ей места в детском саду будет нарушением прав других детей (л.д. 7).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование, согласно части 2 той же статьи гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 "Об образовании в РФ", п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, и организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
На основании ч. 3 ст. 67 Закона РФ "Об образовании в РФ" правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.
Несовершеннолетняя ФИО имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, её законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ место в дошкольном образовательном учреждении ФИО не предоставлено, что не оспаривается и представителем ответчика. То есть право несовершеннолетней ФИО на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении нарушено. Доказательств иного на день рассмотрения дела суду не представлено.
Ссылка представителя ответчика на существующую очередность предоставления мест в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления самого оспариваемого права.
На ответчика, как на орган местного самоуправления, возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).
Возражения ответчика о том, что общедоступность дошкольного образования также обеспечивается в иной, помимо предоставления мест в дошкольном учреждении форме, не дают оснований для отказа в удовлетворении иска, поскольку орган местного самоуправления обязан обеспечить доступность дошкольного образования именно в той форме, которая избрана родителями ребенка - то есть, в данном случае, в форме посещения муниципального дошкольного учреждения.
Ссылки на существующий Порядок комплектования дошкольных групп в случае отсутствия мест в дошкольных учреждениях, возможное нарушение прав детей, ожидающих места в порядке очередности в случае предоставления ФИО места в детском саду правового значения не имеют, поскольку ответчик обязан предвидеть потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях и своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений; вышеназванные нормативные акты гарантируют всем детям общедоступность бесплатного дошкольного образования в тех формах, которые выбраны их родителями.
При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г. Перми не позднее месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Перми в интересах несовершеннолетней ФИО к Департаменту образования администрации г. Перми удовлетворить:
признать незаконным отказ Департамента образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ФИО места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении;
обязать Департамент образования администрации г. Перми предоставить ФИО ДД.ММ.ГГГГг.р. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории г. Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Алексеев А.А.