Дело № 2-50/2021 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.
при секретаре Чугунковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Комсомольск-на-Амуре, Муниципальному унитарному предприятию «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа» г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным невыплату годового поощрения, взыскании премиальных выплат за 2019 и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Комсомольск-на-Амуре, МУП «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт (адрес)» г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным невыплату годового поощрения, взыскании премиальных выплат за 2019 и денежной компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что распоряжением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (№)-рн от (дата) и приказом по предприятию истец был назначен (иные данные) с (дата). Постановлением № 12-пн от 27.05.2020главы г. Комсомольска-на-Амуре в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ, ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-Ф3 от 06.10.2003 постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 29.12.2015 № 3926-па «Об утверждении Положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности руководителей муниципальныхунитарных предприятий, муниципальных учреждений», истец был освобожден от должности и с ним был расторгнут трудовой договор. Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.12.2010 № 3907-па «Об утверждении положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «г. Комсомольск-на-Амуре» руководителям муниципальных унитарных предприятий установлены дополнительные выплаты, в частности, по итогам работы за год, по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год, руководителю муниципального унитарного предприятия устанавливается и выплачивается вознаграждение. Положением определен порядок расчета размера премиальных выплат. По итогам работы МУП «КОБР ЛО» за 2019 год был подготовлен и направлен в отраслевой орган отчет руководителя МУП «КОБР ЛО» об эффективности управления за 2019. 10.06.2020 и 04.08.2020 состоялись заседания комиссии по мониторингу и анализу финансово -хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города и комиссией было принято решение не выплачивать годовое поощрение за 2019 год руководителям МУП «ЕРКЦ» и МУП «КОБР ЛО». Положением не предусматривается возможность каких-либо ограничений в выплате премиальных вознаграждений, кроме как не выполнение установленных показателей. Установленные показатели были выполнены. В связи с чем, истец считает, что его права были нарушены. В связи с чем, истец просит признать незаконным решение не выплачивать премиальную выплату по результатам оценки эффективности деятельности предприятия и премиальную выплату за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, взыскать с МУП «КОБР ЛО» в свою пользу премиальную выплату руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия и премиальную выплату руководителю за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, за 2019 год в сумме 110 700 рублей 00 копеек, а также взыскать с администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в свою пользу денежную компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей 00 копеек.
В ходе судебного разбирательства истец ФИО1 настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Также дополнил, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие неэффективное или ненадлежащее исполнение истцом своих обязанностей. Ссылки ответчика на нарушения, выявленные в результате проведения плановой проверки проведенной контрольно-счетной палатой в МУП «КОБРЛО» не обоснованы, так как выводы сделанные специалистами КСП не объективны. Ответчик не предоставил ни одного доказательства того что эти неправомерные выводы сотрудников КСП повлияли на объективность и достоверность критериев оценки эффективности деятельности руководителя МУП «КОБРЛО» по итогам работы в 2019 голу и на объективность и достоверность данных бухгалтерской и налоговой отчетности предприятия за 2019.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Комсомольска-на-Амуре ФИО2, действующая на основании доверенности (№) от (дата), исковые требования истца не признала, указав, что в целях повышения эффективности и качества труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, а также обеспечения единого подхода к определению размера их вознаграждения по итогам работы за год, постановлением главы администрации города 16.08.2013 № 150 «О муниципальных правовых актах главы города Комсомольска-на-Амуре и муниципальных правовых актах администрации города «Комсомольска-на-Амуре» утверждено Положение об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре». Основанием для оценки эффективности деятельности руководителей является годовой отчет руководителя, представляемый по форме и в сроки, установленные отраслевым органом администрации города Комсомольска-на-Амуре, курирующим деятельность предприятия. По результатам оценки эффективности деятельности руководителей Комиссией принимается одно из следующих решений о поощрение или отказе в поощрении руководителя в виде премиальных выплат по итогам работы. Была проведена плановая проверка в МУП КОБР ЛО по вопросу «Оценка правомерности осуществления расходов и полноты получения доходов в соответствии с уставной деятельностью за 2018-2019 года (выборочно)», в ходе которой были выявлены нарушения. Также указала, что выплата премиальный является правом, а не обязанностью нанимателя. Просила в иске отказать в полном объеме.
Представитель ответчика МУП КОБР ЛО - ФИО3, действующий на основании доверенности от (дата), в ходе судебного заседания исковые требования истца не признал, указав, что являются ненадлежащим ответчиком, поскольку предприятие не может решать вопросы о выплате или невыплате премии руководителю предприятия.
Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с (дата) по (дата) истец ФИО1 проходил муниципальную гражданскую службу в должности директора Унитарного предприятия «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа».
Протоколом № 2 заседания комиссии по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края от (дата), утвержденным заместителем председателя Комитета по управлению имуществом, принято решение не выплачивать годовое поощрение руководителю МУП «КОБР ЛО».
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В силу положений ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, охрана труда и установление гарантированного минимального размера его оплаты относятся к основам конституционного строя в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита.
В силу ст. 191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае".
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального Закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом. На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 22 Федерального Закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
В соответствии со ст. 26 Федерального Закона РФ от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ", Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" постановлением главы г. Комсомольска-на-Амуре о 20.06.2017 № 118 утверждено Положение о муниципальной службе в городском округе "г. Комсомольск-на-Амуре".
В целях повышения эффективности и качества труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, а также обеспечения единого подхода к определению размера их вознаграждения по итогам работы за год, постановлением главы администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 16.08.2013 № 150 «О муниципальных правовых актах главы г. Комсомольска-на-Амуре и муниципальных правовых актах администрации г. «Комсомольска-на-Амуре» утверждено Положение об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий муниципального образования - городской округ «г. Комсомольск-на-Амуре».
Положение о премировании разработано в целях повышения качества работы руководителей, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей. Задачи оценки эффективности деятельности руководителей:
получение объективных данных о текущем состоянии, а в дальнейшем - динамики успешности, конкурентоспособности деятельности руководителей на основе внешней экспертной оценки деятельности;
- выявление потенциала и проблемных направлений для работы по повышению эффективности деятельности руководителей согласно полученным проведение системной самооценки руководителем собственных результатов профессиональной деятельности.
Основанием для оценки эффективности деятельности руководителей является годовой отчет руководителя, представляемый по форме и в сроки, установленные отраслевым органом администрации г. Комсомольска-на-Амуре, курирующим деятельность предприятия.
Данные годового отчета руководителя должны позволять оценить эффективность деятельности руководителя по критериям, утвержденным настоящим Положением.
Вопросы об оценке эффективности деятельности руководителей рассматриваются на заседании комиссии по мониторингу и анализу финансово- хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий города Комсомольска-на-Амуре.
По результатам оценки эффективности деятельности руководителей Комиссией принимается одно из следующих решений о поощрение или отказе в поощрении руководителя в виде премиальных выплат по итогам работы.
Система мотивации руководителя по итогам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчётный год включает в себя следующие стимулирующие выплаты: премиальная выплата руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия; премиальная выплата руководителю за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с утверждёнными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21.10.2010№ 3907-па утверждено Положения об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий города Комсомольска-на-Амуре.
Указанное положение об оплате труда руководителей утверждено в целях обеспечения единого подхода к определению размера оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, повышения материальной заинтересованности, эффективности и качества труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, руководствуясь ч. 2 ст. 53 Федерального закона РФ от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», подпунктом 13 п. 1 ст. 27 Устава городского округа г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Согласно положениям пункта 1.7. Положения об оплате труда к заработной плате руководителей муниципальных унитарных предприятий выплачивается районный коэффициент в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и органов местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1.8. Положения об оплате труда к заработной плате руководителей муниципальных унитарных предприятий устанавливаются процентные надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края и органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1.10. Положения об оплате труда руководителю муниципального унитарного предприятия могут выплачиваться: премиальная выплата по результатам оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий по итогам работы за год; премиальная выплата за достижение предприятием значений финансово- хозяйственной деятельности, которые являются лучшими по сравнению с утвержденными плановыми значениями финансово-хозяйственной деятельности предприятия; единовременное поощрение к ежегодному отпуску и выплаты социального характера.
Следует отметить, что в Положении об оплате труда отсутствует норма о том, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой. Указанный пункт носит диспозитивный характер. Премиальная выплата по результатам оценки эффективности деятельности руководителей муниципальных унитарных предприятий по итогам работы за год, не является составной частью заработной платы, обязательной к выплате.
Основными условиями премирования являются: выполнение должностных обязанностей согласно трудовому договору; отсутствие нарушений в руководстве в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия; соблюдение трудовой дисциплины; эффективное и целевое использование муниципального имущества и доходов предприятий; отсутствие задолженности по заработной плате перед работниками.
Исходя, из системного толкования требований действующего законодательства, премиальная выплата руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия и премиальная выплата руководителю за достижение предприятием значений финансово-хозяйственной деятельности, являются одним из видов поощрения муниципального гражданского служащего, добросовестно исполняющего свои должностные обязанности, размер и условия выплаты которой определяется с учетом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку представителем нанимателя выполненных муниципальным гражданским служащим обязанностей и иных условий, влияющих на размер премии.
Анализируя положения приведенных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные премиальные выплаты руководителю муниципального предприятия носят стимулирующий характер, выплачиваются с целью повышения качества работы руководителей, развития их творческой активности и инициативы при выполнении поставленных задач, успешного и добросовестного исполнения должностных обязанностей, а основания и порядок премирования являются компетенцией нанимателя. Назначение и выплата премиальных выплат являются не обязанностью представителя нанимателя, а его правом в зависимости от оценки деятельности муниципального служащего.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с МУП «КОБР ЛО» заявленных истцом премиальных выплат.
Кроме того, следует отметить, что вопрос о наличии оснований для премиальной выплаты истцу как руководителю по результатам оценки эффективности деятельности предприятия за 2019 рассматривался на заседаниях комиссии по мониторингу и анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования городской округ г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края 10.06.2020 и 04.08.2020, т.е. на момент, когда истец уже не являлся муниципальным служащим, поскольку контракт был с ним расторгнут в мае 2020.
Учитывая, что в ходе судебного заседания не нашел доказательственного подтверждения факт нарушения трудовых прав истца, оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда в порядке ст. 237 ТК РФ, также не имеется, в связи с чем требования истца в данной части также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Комсомольск-на-Амуре, Муниципальному унитарному предприятию «Комплексное обслуживание, благоустройство и ремонт Ленинского округа» г. Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным невыплату годового поощрения, взыскании премиальных выплат за 2019 и денежной компенсации морального вреда - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Файзуллина И.Г.