Октябрьский районный суд г.Архангельска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд г.Архангельска — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ
Дело №2-3714/2010
Именем Российской Федерации
Решение
20 сентября 2010 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Обориной В. М.,
С участием прокурора Розановой Т.О.
при секретаре Сметаниной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.А.Е. к Архангельскому городскому Совету депутатов о признании решения незаконным
У С Т А Н О В И Л:
К.А.Е. обратился с заявлением о признании незаконным решения Номер обезличен Архангельского городского Совета депутатов от Дата обезличена года, которым он освобожден( отозван) с выборной должности председателя горсовета.
В обоснование заявленных требований указывает, что при проведении девятой внеочередной сессии 25 созыва Архангельского городского Совета депутатов был внесен в повестку дня вопрос о его отзыве (освобождении) об занимаемой должности председателя городского Совета. После включения вопроса в повестку и до оглашения результатов тайного голосования он подал заявление о сложении своих полномочий, подписал распоряжение о прекращении трудового контракта. Несмотря на это, в дальнейшем принято решение о его отзыве.
Считает, что решение о его освобождении не могло быть принято, поскольку он уже не являлся председателем, оспариваемое решение противоречит п.1 ст.6 Регламента и нарушает его право быть освобожденным по его заявлению. Освобождение (отзыв) с должности осуществляется за виновные действия, какими является ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, нарушение федерального, областного и местного законодательства, он указанных действий не совершал, таких фактов не установлено, принятое решение порочит его публичную деятельность, указывает на его противозаконные действия.
В судебном заседании заявитель и его представитель К.е.Н. поддержали требование по тем же доводам.
Представитель Архангельского городского Совета К.Д.Л. с заявлением не согласен, считая процедуру освобождения заявителя не нарушенной.Указывает, что депутаты вправе отозвать председателя, заявление К.А.Е. подано уже после принятия решения, какими либо дополнительными доказательствами неисполнения своих обязанностей заявителем он не располагает.
Суд, заслушав стороны, допросив свидетелей, выслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления.
В силу ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ могут быть обжалованы коллегиальные решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч.1 ст.5 Устава Муниципального образования «Город
Архангельск», принятого 25 ноября 1997 года №117 (в редакции от 10 февраля 2010 года) представительным органом местного самоуправления является Архангельский городской Совет депутатов, в силу чего его решения могут быть обжалованы в порядке главы 25 ГПК РФ.
Председатель городского Совета является выборным должностным лицом городского Совета, избирается депутатами городского Совета из их числа на весь срок полномочий данного состава городского Совета тайным голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов согласно ст.26 Устава муниципального образования «Город Архангельск».
Заявитель был избран председателем Архангельского городского собрания Дата обезличена года, вторично- Дата обезличена года.
Решением Архангельского городского Совета депутатов девятой внеочередной сессии двадцать пятого созыва Дата обезличена года Номер обезличен К.А.Е. отозван (освобожден) с выборной должности председателя.
Порядок досрочного освобождения от должности председателя городского Совета определяется Уставом Муниципального образования «Город Архангельск», Положением и Регламентом городского Совета.
Согласно ч.1 ст.6 Регламента Архангельского городского Совета депутатов, принятого Дата обезличена года Номер обезличен председатель городского Совета может быть освобожден от должности путем тайного голосования в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, установленных Уставом Муниципального образования «Город Архангельск»,настоящим Регламентом, нарушений федерального законодательства, областных законов и решений городского Совета депутатов а также вправе сложить свои полномочия по личному заявлению, которое оглашается на сессии.
Вопрос об освобождении от должности председателя горсовета может быть внесен группой депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов.
Из материалов дела установлено, что в период проведения внеочередной сессии Дата обезличена года в повестку дня был включен вопрос об отзыве(освобождении) с выборной должности председателя Архангельского городского Совета депутатов К.Н.А.по инициативе группы депутатов в количестве 17 человек.
Данный вопрос был внесен в качестве первого, во исполнение требований Регламента избрана счетная комиссия, проведено тайное голосование.
После возобновления перерыва, до оглашения протокола о результатах голосования К.А.Е. подал заявление о сложении с себя полномочий председателя по своей инициативе, которое озвучил на сессии.
После оглашения заявления К.А.Е. передал полномочия по ведению сессии С.А.Ю.
Председатель счетной комиссии депутат З.Р.Р. ознакомил депутатов с результатами голосования, согласно которого за освобождение(отзыв) К.А.Е. проголосовало 19 депутатов.
Протокол Номер обезличен был утвержден депутатами, таким образом председатель Архангельского городского Совета Дата обезличена года был освобожден(отозван) большинством голосов по результатам тайного голосования.
Заявитель, оспаривая решение, считает нарушенной процедуру освобождения его отзыва, а также указывает на нарушение его прав, поскольку оснований для отзыва его не имелось, т.к никаких нарушений он не допускал, ни одного факта ненадлежащего исполнения им своих обязанностей не было приведено.
Суд не принимает довод заявителя, что допущено нарушение процедуры принятия решения по мотиву подачи им заявления о сложении полномочий.
Так, согласно протокола ведения сессии, из пояснений заявителя и допрошенных свидетелей З.Р.Р., К.М.В. установлено, что заявление К.А.Е. о сложении им полномочий было подано после завершения голосования, но до оглашения его результатов.
Порядок проведения тайного голосования установлен ст.45 Регламента Архангельского городского Совета и предусматривает подведение итогов по результатам голосования в форме протокола, составляемого счетной комиссией.
В дальнейшем протокол утверждается большинством голосов от числа избранных депутатов и решение оформляется без дополнительного голосования.
Таким образом, по смыслу приведенных положений нормативных актов во взаимосвязи с обстоятельствами дела следует, что решение об отзыве председателя было уже принято большинством депутатов.
Для принятия решения о сложении своих полномочий председателем Совета по личному заявлению данный вопрос должен быть включен в повестку заседания сессии и доведен до сведения депутатов, по нему принято решение.
Заявитель полагает, что состоялось его увольнение согласно лично поданного им заявления, поскольку для освобождения его по личному заявлению достаточно только оглашения его заявления на сессии.
Исходя из процедуры голосования, установленной ст.45 Регламента, после окончания голосования и подсчета бюллетеней, должны быть оглашены результаты голосования.
Озвучивание заявления К.А.Е. перед оглашением протокола являлось нарушением процедуры голосования, осуществлено было уже после выражения депутатами своего волеизъявления об отзыве председателя, и оглашение заявления заявителем нельзя расценивать как отвечающее требованиям Регламента.
Таким образом, считать, что К.А.Е. подлежал освобождению по его заявлению оснований не имеется.
Согласно п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий(бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении заявлений суду следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемого решения свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка принятого решения, которое нарушает права и свободы заявителя.
О нарушении прав заявителя свидетельствует несоблюдение порядка отзыва в силу следующего.
Согласно ч.3 ст.6 Регламента председатель городского Совета может быть освобожден от должности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей, установленных Уставом Муниципального образования «Город Архангельск»,настоящим Регламентом, нарушений федерального законодательства, областных законов и решений городского Совета депутатов.
Предложение об освобождении от должности должно быть мотивированным, т.е содержать указание на нарушение председателем собрания возложенных на него обязанностей либо действующего законодательства с приведением конкретных фактов таких нарушений.
Согласно ч.3 ст.26 Устава Муниципального образования председатель руководит работой городского Совета, организует процесс подготовки и принятия решений, созывает очередные и внеочередные сессии, председательствует на заседаниях городского Совета, назначает и освобождает от должности лиц, работающих в городском Совете.
В соответствии со ст. 5 Регламента он возглавляет и организует работу городского Совета, созывает очередные и внеочередные сессии, формирует проект повестки дня сессии, подписывает ненормативные правовые акты, осуществляет функции руководителя главного распорядителя и получателя средств городского бюджета, распределяет обязанности между заместителями председателя, назначает и освобождает от должности работников аппарата, выполняет иные функции.
Исходя из текста предложения от Дата обезличена года группы депутатов из 17 человек, основанием для отзыва является по мнению подписавшихся депутатов то, что К.А.Е. не соответствует занимаемой должности, теряет авторитет среди коллег -депутатов, не может или не хочет организовать работу сессий Горсовета, не может наладить конструктивное взаимодействие с мэрией, есть претензии по расходованию средств, выделяемых из городского бюджета на деятельность горсовета, а также по работе со средствами массовой информации.
При этом каких либо фактов ненадлежащего исполнения возложенных на председателя обязанностей в самом тексте предложения об отзыве не содержится, не установлено их при заслушивании данного вопроса в выступлениях депутатов согласно протокола сессии и в ходе судебного заседания.
Допрошенные свидетели З.Р.Р., К.М.В. каких либо доказательство совершения проступков К.А.Е. не привели, показания К.М.В. были неопределенными, сводились к общим высказываниям.
По своей правовой природе освобождение от должности (отзыв) председателя городского Совета равно увольнению по инициативе работадателя за виновные противоправные действия работника, связанные с ненадлежащим исполнением работником своих обязанностей и нарушений требований законодательства.
Освобождение от должности за совершение виновных противоправных действий является увольнением по отрицательным мотивам и при принятии решения должна соблюдаться процедура освобождения.
Поскольку положение Регламента содержит требование о том, чтобы предложение об отзыве было мотивированны, таким образом оно должно содержать полное указание на факты совершения председателем таких действий.
При этом неисполнение возложенных обязанностей председателем должно быть виновным, т.е. должны отсутствовать уважительные основания неисполнения вменяемых председателю обязанностей.
Ни в предложении, ни в материалах сессии указание на совершение К.А.Е. ненадлежащего исполнения своих обязанностей без уважительных причин не содержится.
В представлении выражено только мнение депутатов, сами формулировки содержать неопределенный характер, что не может служить основанием для освобождения от занимаемой должности.
В судебном заседании также не добыто доказательств, подтверждающих наличие каких либо проступков со стороны К.А.Е., которые свидетельствовали о виновном ненадлежащем исполнения или не исполнении им своих должностных обязанностей, нарушении закона.
Оспаривая решение городского Совета от Дата обезличена года, К.А.Е. считает, что имеет место нарушение его публичных прав, т.к его полномочия как председателя городского Совета прекращены ввиду допущенных им нарушений требований законодательства, что умаляет его публичную деятельность.
Освобождение (отзыв) председателя городского Совета по инициативе депутатов является увольнением с выборной должности по отрицательным основаниям. Оно осуществляется за допускаемые председателем нарушения.
Принимая во внимание, что ни само предложение об отзыве председателя, ни выступления депутатов не содержали каких либо фактов о допущенных нарушениях К.А.Е. требований действующего законодательства, не установлено их в ходе судебного заседания, поэтому отзыв являлся немотивированным, не обоснованным, поэтому его нельзя признать законным, как и принятое решение об отзыве(освобождении) К.А.Е.
Согласно ст.13 ГК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, несоответствующий закону и нарушающий права гражданина подлежит признанию судом недействительным.
Руководствуясь статьями 194-199,258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление К.А.Е. удовлетворить.
Признать решение Архангельского городского Совета депутатов от Дата обезличена года Номер обезличен об отзыве(освобождении) с выборной должности председателя Архангельского городского Совета депутатов К.А.Е. недействительным.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, прокурором- кассационное представление в суд кассационной инстанции Архангельского областного суда через Октябрьский районный суд города Архангельска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме-24 сентября 2010 года.
Председательствующий В.М.Оборина
Мотивированное решение изготовлено 24 сентября 2010 года