ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3714/2014 от 15.05.2014 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

  Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 15 мая 2014 года г. Нижневартовск

 Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

 председательствующего судьи Пименовой О.В.,

 при секретаре Генрихс Ю.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3714/2014 по исковому заявлению ФИО1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» о признании незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда,

 У С Т А Н О В И Л:

 Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его тем, что является Ветераном труда ХМАО-Югры и в <дата> выезжала к месту проведения отдыха и обратно по маршруту <адрес>. По возвращению, <дата> обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости проезда, однако решением № от <дата> КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г.Нижневартовске ей было в этом отказано, поскольку оплата билета по маршруту Нижневартовск - Тюмень произведена не за счет ее денежных средств. Железнодорожные билеты приобретал сын через интернет, при этом она отдала ему <данные изъяты> рублей, в связи с чем с указанным решением не согласна, просит признать его незаконным; взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда по маршруту <адрес> в размере <данные изъяты>, а также расходы за выдачу справки о стоимости проезда в размере <данные изъяты> рублей.

 Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в исковом заявлении просит дело рассматривать без ее участия.

 Представитель ответчика КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат», ФИО2, в судебном заседании просила вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента социального развития ХМАО-Югры, в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

 Допрошенный в судебном заседании свидетель Ф.И.О. . суду показал, что является сыном ФИО1 и приобретал ей железнодорожные билеты по маршруту <адрес> с помощью своей зарплатной карты посредством сети интернет, при этом мать отдала ему денежные средства в размере <данные изъяты> рублей.

 Выслушав представителя ответчика, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Российская Федерация как социальное государство, охраняющее труд и здоровье людей, обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

 Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе регулируется Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах». Федеральным законом установлена система гарантированных государством мер социальной поддержки в виде набора социальных услуг, который включает в себя: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг.

 Регулирование способов и объемов предоставляемой социальной защиты отнесено к полномочиям законодателя, располагающего определенной свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, при выборе формы их предоставления.

 В целях реализации Федерального закона от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах», на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, принят Закон <адрес> – Югры от <дата> № 115-з «О мерах социальной поддержки отдельных граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», в соответствии с которым к категории граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки за счет средств бюджета Ханты – Мансийского автономного округа - Югры, относятся лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

 В судебном заседании установлено, подтверждено соответствующим удостоверением, паспортом истца, что ФИО1 имеет звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», зарегистрирована и проживает в городе Нижневартовске ХМАО-Югры.

 Согласно ст. 14 Закона <адрес> – Югры от <дата> № 115-з «О мерах социальной поддержки отдельных граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 100 процентов за междугородный проезд пассажирским автомобильным (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом один раз в год туда и обратно в пределах Российской Федерации.

 Во исполнение Закона <адрес> – Югры от <дата> № 115-з «О мерах социальной поддержки отдельных граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры № 81-п от <дата> утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам в форме денежной компенсации за междугородный проезд.

 Согласно п. 2.1 указанного Порядка, денежная компенсация в размере 100 процентов за междугородный проезд пассажирским автомобильным транспортом (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом 1 раз в год туда и обратно в пределах Российской Федерации производится казенным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр социальных выплат" по месту жительства граждан.

 Компенсации подлежат расходы на проезд от места жительства гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до выбранного места, а также обратный проезд от того же места.

 При отсутствии прямого маршрута до выбранного места компенсируется стоимость проезда кратчайшим путем по всем пунктам следования независимо от времени нахождения в промежуточном пункте следования.

 При определении кратчайшего пути к месту следования и обратно учитывается существующая транспортная схема. Кратчайшим путем признается наименьшее расстояние от места жительства до выбранного места и обратно по существующей транспортной схеме.

 Согласно п. 2.3 Порядка, для получения денежной компенсации гражданин представляет заявление установленной формы, а также следующие документы: документы, подтверждающие оплату проезда (в случае осуществления проезда по электронному билету); чек контрольно-кассовой техники или другой документ, подтверждающий произведенную оплату проезда, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности (при оплате наличными денежными средствами); слип, чек электронного терминала при проведении операции с использованием банковской карты, держателем которой является заявитель (при оплате банковской картой); подтверждение проведенной операции по оплате электронного проездного документа (билета) кредитным учреждением, в котором гражданином открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты (при оплате банковской картой через веб-сайты); документ, подтверждающий факт проезда (в случае утраты оригинала проездного документа); дубликат, копия экземпляра билета, оставшегося в распоряжении транспортной организации, осуществившей перевозку гражданина; справка из транспортной организации с указанием реквизитов, позволяющих идентифицировать гражданина, маршрут его следования, стоимость и дату поездки.

 В сумму компенсации включаются расходы, произведенные гражданами на приобретение, бронирование, оформление билетов на автомобильном транспорте (за исключением грузового транспорта, такси), железнодорожном транспорте в поездах и вагонах всех категорий, водном транспорте в каютах всех категорий, в том числе обязательный страховой сбор, взимаемый при приобретении билетов, и стоимость дополнительных услуг, включенных в стоимость проезда. Денежная компенсация по тарифам железнодорожного транспорта производится в размере стоимости проезда в поездах и вагонах всех категорий, за исключением вагонов категорий "Люкс" и "СВ"; по тарифам водного транспорта - в каютах всех категорий, за исключением кают повышенной комфортабельности. Независимо от суммы, указанной в справке о тарифе на проезд тем или иным видом транспорта, сумма компенсации не может превышать фактически понесенных гражданами расходов на междугородный проезд (пункты 2.4 и 2.5 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам в форме денежной компенсации за междугородный проезд).

 Судом установлено, подтверждено посадочными купонами к электронным билетам (л.д. 7, 8), текстом утерянного бланка проездного документа (л.д.10), электронным билетом (л.д.11), что в <дата> истец выезжала железнодорожным транспортом по маршруту <адрес> С этой целью <дата> был приобретен электронный железнодорожный билет <данные изъяты>, по маршруту <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Кроме того, приобретены электронные железнодорожные билеты № (железнодорожный билет №) по маршруту <адрес> стоимостью <данные изъяты> рублей, и № (железнодорожный билет <данные изъяты>) по маршруту <адрес>, стоимостью <данные изъяты> рублей. Общая стоимость приобретенных билетов составила <данные изъяты> рублей.

 Решением № от <дата> КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г.Нижневартовске ФИО1 отказано в выплате компенсации за междугородный проезд на железнодорожном транспорте по заявленному маршруту, поскольку не предоставлен документ, подтверждающий несение расходов на приобретение электронного железнодорожного билета по маршруту <адрес> (пункт 2.3 Правил предоставления мер социальной поддержки гражданам в форме денежной компенсации за междугородный проезд, утвержденных постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры <дата> № 81-п).

 Отказ № от <дата> КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат», суд считает незаконным по следующим основаниям.

 Приказом Министерства транспорта Российской Федерации № от <дата> "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте" (зарегистрирован в Минюсте РФ <дата>), установлено, что контрольный купон электронного проездного документа (билета) (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

 Таким образом, контрольный купон является документом строгой отчетности (т.е. подтверждает покупку электронного билета) и удостоверяет договор перевозки между пассажиром и компанией-перевозчиком на железнодорожном транспорте. Следовательно, для подтверждения произведенных расходов чек не требуется.

 При этом к возникшей ситуации применимы разъяснения Минфина РФ, данные им в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации № 03-03-07/16777 от <дата> "Об учете командировочных расходов при утрате контрольного купона для целей налогообложения прибыли организаций": принимая во внимание, что посадочный талон содержит необходимую информацию о состоявшейся поездке к месту командирования и обратно (в том числе время отправления, стоимость проезда и другие реквизиты), он также может быть принят в качестве документа, служащего основанием для возмещения расходов по проезду, связанных с направлением работника в служебную командировку.

 В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что истцом были представлены ответчику два посадочных талона, оформленных на бланках строгой отчетности РЖД (проездные документы по маршрутам <адрес>).

 При этом, истец не смогла представить билет по маршруту <адрес> в связи с его утерей.

 Между тем, ФИО1 представлены текст утерянного бланка проездного документа, а также контрольный купон к электронному билету №, из которых усматривается, что <дата> она выехала по маршруту <адрес>; стоимость билета составила <данные изъяты> рублей.

 Оплата стоимости указанного железнодорожного билета была осуществлена путем списания денежных средств на сумму <данные изъяты> рублей с банковской карты ФИО3 (л.д.12).

 Как пояснил свидетель ФИО3, оплату железнодорожных билетов для матери он осуществлял со своей банковской карты посредством сети интернет, при этом истец ФИО1 возместила ему денежные средства в общем размере <данные изъяты> рублей, что также подтверждается представленной в материалы дела распиской.

 Таким образом, принимая во внимание, что факт понесенных истцом расходов на оплату железнодорожных билетов по маршруту <адрес> нашел свое подтверждение в судебном заседании, следовательно, отказ № от <дата> КУ ХМАО-Югры «Центр социальных выплат» филиал в г.Нижневартовске в выплате истцу компенсации расходов на оплату стоимости проезда является незаконным.

 Таким образом, денежные средства, подлежащие взысканию с ответчика в пользу истца в качестве компенсации за междугородный проезд по маршруту <адрес>, составят в общем размере <данные изъяты>

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в размере, пропорциональном удовлетворенным требованиям; при этом к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся признанные судом необходимыми расходы.

 Из материалов дела следует, что истцом были понесены расходы за выдачу справки об утере бланка проездного документа в размере <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в указанном размере.

 Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец освобождена как инвалид 2-й группы, взыскивается с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск в размере <данные изъяты>

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Признать незаконным решение № от <дата> казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» филиал в городе Нижневартовске об отказе ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

 Взыскать с казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в пользу ФИО1 стоимость проезда в размере <данные изъяты> копеек и расходы за выдачу справки об утере бланка проездного документа в размере <данные изъяты>

 Взыскать с казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальных выплат» в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск государственную пошлину в размере <данные изъяты>

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

 Судья подпись О.В. Пименова

 Копия верна:

 Судья О.В. Пименова