ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3714/2016 от 18.10.2016 Новоуренгойского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2016 года г.Новый Уренгой

Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Евстифеевой Е.Г.,

с участием пом.прокурора города Новый Уренгой ФИО1,

при секретаре Перминовой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3714/2016 по иску Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром Добыча Уренгой», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о приведении скважин в безопасное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор обратился в суд с исками в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром добыча Уренгой» о возложении обязанности по приведению скважин:

№9 ФИО2 площади Песцового месторождения;

№12 ФИО2 площади Западно-Песцового лицензионного участка;

№50, 55 ФИО3 площади Западно-Песцового месторождения в безопасное состояние, а именно, на устье каждой из скважин установить бетонную тумбу размером 1,0м х 1,0м х 1,0м (либо металлическую опалубку диаметром не менее 0,5 м и высотой 1,0 м), с репером высотой не менее 0,5 м и металлической таблицей с указанием номера скважины, месторождения (площадь), предприятия пользователя недр в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указал, что при проведении проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО «Газпром добыча Уренгой» установлено, что Обществом не принимается надлежащих мер по содержанию ликвидированных скважин государственного фонда, расположенных в границах лицензионных участков, разрабатываемых Обществом. ООО «Газпром добыча Уренгой» является владельцем лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 21.05.2008 года на разведку и добычу углеводорожног сырья в пределах Южно-Песцового месторождения, на котором в состоянии ликвидации имеется скважина №50 и №55; а также лицензии <данные изъяты> от 21.05.2008 на добычу углеводородного сырья из сеноманских и неокомских залежей, геологическое изучение ачимовских и юрских отложений Песцового месторождения, на котором в состоянии ликвидации находятся скважины №9 и №12, находящиеся в федеральной собственности.

Обществом при проведении обследования скважины №9 установлено, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5м, обложенными кусками цемента разрушенной бетонной тумбы, на кондукторе закреплен репер; при обследовании скважины №12 – устье скважины представлено частично разрушенной бетонной тумбой с репером; при обследовании скважины №50 – устье скважины представлено кондуктором высотой 0,7 м, расположенным в шахтной опалубке, заполненной водой, репера нет; при обследовании скважины №55 – устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5 м, расположенным в разрушенной опалубке с остатками бетонной тумбы с репером.

В нарушение требований законодательства, а также лицензионного соглашения Обществом меры, направленные на приведение вышеуказанных скважин в надлежащее состояние, приняты не были. Таким образом, бездействие ООО «Газпром добыча Уренгой», выразившееся в непринятии мер по приведению вышеуказанных скважин в надлежащее состояние, нарушает права и интересы Российской Федерации, как собственника имущества, а также создает риск аварийной ситуации и причинения ущерба окружающей среде, чем нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Определением Новоуренойского городского суда от 19 сентября 2016 года гражданские дела по вышеуказанным искам объединены в одно производство.

Представитель истца –помощник прокурора г. Новый Уренгой ФИО1 заявленные требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора подтвердила в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представители ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» ФИО4, ФИО5 возражали против удовлетворения заявленных требований, просили в иске отказать. При этом ФИО4 суду пояснила, что спорные скважины были построены третьими лицами за государственные средства и находятся в федеральной собственности. Скважины в ООО «Газпром добыча Уренгой» не передавались, документы на скважины также не передавались, ими не используются, в настоящее время ликвидированы. Кто являлся ликвидатором скважин им неизвестно. По мнению представителя ответчика, ликвидированные скважины физически прекратили свои деятельность и существование, уничтожены, угрозы безопасности окружающей среды не представляют, поскольку залиты цементом на уровне пластов, сверху установлена тумба, газ и иное на поверхность не выходят. К опасным производственным объектам скважины не относятся в связи с их ликвидацией. Акты обследования скважин, составленные специалистами, не подтверждают факт нахождения скважин в небезопасном состоянии. Разрушенные тумбы на скважинах являются реперами, то есть являются указателями на местности для обнаружения самих скважин, поскольку сами скважины находятся глубоко в недрах и без установки тумб невозможно было бы их найти. Данные правила были установлены в 50-х годах ХХ века для ориентации на местности. В настоящее время используются современные методы ориентации, в том числе и космические.

Привлеченный в качестве соответчика к участию в деле представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО., исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.п.6, 8.1 ч.2 ст.22 Закона РФ от 21.02.1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; безопасность горных выработок, буровых скважин и иных связанных с пользованием недрами сооружений, расположенных в границах предоставленного в пользование участка недр.

В судебном заседании установлено и подтверждается исследованными доказательствами, что ответчик ООО «Газпром добыча Уренгой» является владельцем:

-лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 21 мая 2008 года с целевым назначением и видами работ: добыча УВ сырья из сеноманских и неокомских залежей; геологическое изучение с последующей разработкой залежей в ачимовских и юрских отложениях Песцового месторождения; участок недр расположен в 90 км СВ г.Новый Уренгой Надымского района Ямало-Ненецкого автономного округа;

-лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 21 мая 2008 года с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Южно-Песцового месторождения; участок недр расположен в Надымском районе ЯНАО.

- лицензии на право пользования недрами <данные изъяты> от 28 февраля 2014 года с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья в пределах Западно-Песцового участка; участок недр расположен на территории Ямало-Ненецкого АО Тюменской области.

19 августа 2016 года в реестре за №№ 1171, 1184 и 1185 зарегистрированы Изменения к вышеуказанным лицензиям на право пользования недрами.

На данных участках месторождений в состоянии ликвидации находятся скважины №№9, 12, 50 и 55.

По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в ЯНАО вышеуказанные скважины являются федеральной собственностью.

По утверждению истца, к ликвидированным государственным скважинам должны применяться требования «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 года № 101. При этом ООО «Газпром добыча Уренгой» не обеспечивает безопасность ликвидированных скважин на лицензионных участках, предоставленных ему в пользование.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» разработаны «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», где дано четкое определение и классификация опасных производственных объектов (далее - ОПО).

Приложение № 1 к ФЗ от 21.07.1997 года № 116-ФЗ (в ред. от 02.06.2016 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» содержит исчерпывающий перечень объектов, являющихся опасными производственными объектами, а также критерии отнесения объектов к категории опасных производственных объектов.

Опасными производственными объектами являются действующие объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества; используется оборудование, работающее под избыточным давлением, используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, ведутся горные работы.

Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденные приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 года № 101, в свою очередь, распространяются и устанавливают требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим деятельность в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах добывающих производств. (п.2 Правил)

В соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ 24.11.1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре производственных объектов» при ликвидации ОПО объект подлежит исключению из государственного реестра опасных производственных объектов.

Пунктом 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственных реестров опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 04.09.2007 года № 606, предусмотрено исключение из реестра опасных производственных объектов, у которых не стало признаков опасности или не стало самого объекта в результате ликвидации и вывода из эксплуатации.

В судебном заседании установлено, что скважины №9 ФИО2 площади Песцового месторождения; №12 ФИО2 площади Западно-Песцового лицензионного участка; №50, 55 ФИО3 площади Западно-Песцового месторождения ликвидированы, то есть физически прекратили свою деятельность и существование.

Ответчиком ООО «Газпром добыча Уренгой» при проведении обследования скважины №9 установлено, что устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5м, обложенными кусками цемента разрушенной бетонной тумбы, на кондукторе закреплен репер; при обследовании скважины №12 – устье скважины представлено частично разрушенной бетонной тумбой с репером; при обследовании скважины №50 – устье скважины представлено кондуктором высотой 0,7 м, расположенным в шахтной опалубке, заполненной водой, репера нет; при обследовании скважины №55 – устье скважины представлено кондуктором высотой около 0,5 м, расположенным в разрушенной опалубке с остатками бетонной тумбы с репером, что подтверждается Актами обследования скважин, составленных специалистами ООО «Газпром добыча Уренгой».

Пунктом 1319 Правил установлено, что учет, ежегодный контроль за состоянием устьев ликвидированных скважин осуществляет пользователь недр.

Согласно п. 1292 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности на устье скважины устанавливается бетонная тумба размером 1,0 x 1,0 x 1,0 м (допускается применение металлической опалубки диаметром не менее 0,5 м и высотой 1,0 м). На тумбе устанавливается репер высотой не менее 0,5 м с металлической таблицей (далее - таблица), на которой электросваркой указываются: номер скважины, дата ее ликвидации, месторождение (площадь), организации - пользователь недр.

В соответствии с п.п. 1293, 1296 Правил при расположении скважины на землях, используемых для сельскохозяйственных целей, и на землях непромышленных категорий, устья скважины углубляются не менее чем на 2 м от поверхности, оборудуются заглушкой, установленной на кондукторе (технической колонне) и таблицей с указанием номера скважины, месторождения (площади), организация - пользователя недр и даты ее ликвидации. Заглушка покрывается материалом, предотвращающим ее коррозию, и устье скважины засыпается землей. Выкопировка плана местности с указанием местоположения устья ликвидированной скважины передается землепользователю, о чем делается соответствующая отметка в деле скважины и акте на рекультивацию земельного участка.

При расположении скважин на затапливаемой территории и в русле больших (судоходных) рек колонна, кондуктор и направление извлекаются с глубины 10 метров ниже дна реки. Если на затапливаемой территории исключена возможность прохождения судов и планируется ведение сельскохозяйственных работ после окончания половодья, то колонна, кондуктор и направление извлекаются с глубины не менее 2 метра от поверхности земли.

Таким образом, правилами о порядке консервации и ликвидации скважин (глава LVII оборудование устьев стволов при их ликвидации) предусмотрена изоляция продуктивных пластов (колонн) на глубине их залегания, а бетонная тумба, установленная на месте скважины, выполняет функции репера, определяющего только положение на местности ликвидированного объекта.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО. суду пояснил, что длительное время проработал руководителем Тюменского округа Гортехнадзора, в настоящее время – Ростехнадзора. Система строительства, разработки и ликвидации месторождений входила в контрольные и надзорные функции Ростехнадзора. Ликвидация и консервация скважин обязательно подлежала их контролю и надзору. Скважина является горной выработкой малого диаметра большой глубины. В данном случае скважины находятся на глубине 1400 м и ниже. Когда скважина становится ненужной и пустой, возникает необходимость ее ликвидировать - уничтожить скважину. Ликвидация заключается в том, чтобы продуктивные горизонты, из которых извлекают полезные ископаемые, были изолированы от поверхности, в связи с чем, осуществляется целый комплекс работ внутри, на глубине примерно 1 400 м изолируются пласты, например, взрывным способом либо цементированием скважины. Далее на скважинах устанавливается репер который по сути является ориентиром на местности, чтобы определить местонахождение скважины. Не на всех скважинах устанавливаются репера, это зависит от места ее нахождения, на суше, в водном пространстве. По его мнению, в установке репера на скважине нет необходимости, поскольку все координаты находятся в проектах разработки. Более того, местоположение скважины в настоящее время можно определить современным способом из космоса. На безопасность ликвидированной скважины разрушение бетонной тумбы повлиять не может. Сама тумба не имеет никакого отношения к скважине как сооружению, как к опасному объекту и горной выработке, в связи с тем, что ликвидируется тот опасный объект, который залегает на большой глубине в недрах. Правилами о порядке консервации и ликвидации скважин предусмотрена установка бетонной тумбы и репера при ликвидации скважины, однако организация - недропользователь не несет ответственности за содержание тумб на скважинах. Недропользователь отвечает только за недра.

Помимо этого, из письма Ростехнадзора от 28.09.2016 года, представленного в качестве доказательства ответчиком, усматривается, что опасными производственными объектами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Согласно п. 7 «Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 года № 1371, исключение объекта из государственного реестра производится в случае ликвидации объекта или вывода его из эксплуатации. Таким образом, ликвидация опасного производственного объекта является основанием для его исключения из государственного реестра опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что право собственности ООО «Газпром добыча Уренгой» на скважины не зарегистрировано, скважины являются федеральной собственностью и составляют казну Российской Федерации. Ответчик является владельцем лицензий на право пользования недрами с целевым назначением и определенными видами работ на участках, на которых имеются ликвидированные скважины. Условиями пользования недрами, являющимися составной частью лицензий, не предусмотрена обязанность ООО «Газпром добыча Уренгой» по контролю за техническим состоянием ликвидированных скважин. К тому же ответчику как недропользователю собственником скважины не передавались.

Пунктом 3 Положения о порядке реализации и использования скважин глубокого бурения на нефть и газ, пробуренных за счет средств государственного бюджета и числящихся на балансе государственных геологических предприятий, утв. Госкомимуществом РФ 07.08.1995 года, Роскомнедра 27.03.1995 года, Минтопэнерго РФ, Госгортехнадзором РФ 11.04.1995 года установлено, что состояние всех ранее пробуренных скважин на нефть и газ, в том числе ликвидированных, законсервированных, находящихся в пробной эксплуатации и т.д., контролируется организациями, осуществлявшими их строительство или правопреемниками этих организаций. При выдаче лицензий на право пользования участком недр и передаче расположенных на нем скважин бурения на условиях вышеуказанного Положения, наблюдение за скважинами и их сохранность обеспечивает в дальнейшем владелец указанной лицензии.

Следовательно, обязанность по наблюдению за скважинами и их сохранностью у владельца лицензии возникала после передачи ему расположенных на участке недр скважин. В действующих лицензиях такая обязанность у ответчика отсутствует.

Более того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт регистрации данных скважин в государственном реестре опасных производственных объектов, либо исключении их впоследствии из государственного реестра опасных производственных объектов по причине вывода в консервацию или ликвидацию, в связи с чем, ликвидированные скважины не подпадают не под одну категорию ОПО в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Более того, указанные в актах нарушения целостности тумб, установленных на месте ликвидированных скважин, технически не могут повлиять на возникновение риска аварийных ситуаций и причинения ущерба окружающей среде. Наличие пропуска газа из скважин не выявлено, приустьевые воронки отсутствуют, а остатки цемента, бревен, металлолома не безопасность скважин не влияют. Помимо этого, условиями пользования недрами ООО «Газпром добыча Уренгой», являющимися составной частью лицензий, не предусмотрена обязанность ответчика ООО «Газпром добыча Уренгой» по контролю за техническим состоянием ликвидированных скважин.

В части требований к соответчику Территориальному управлению Росимущества в Ямало-Ненецком автономном округе суд также не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку в соответствии с действующим законодательством РФ, скважины, пробуренные геологическими предприятиями за счет федерального бюджета, являются федеральной собственностью, составляющей казну РФ, и не являются объектом ответственности Территориального управления Росимущества в ЯНАО.

Учитывая вышеизложенное, исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Газпром Добыча Уренгой», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ямало-Ненецком автономном округе о приведении скважин №9 ФИО2 площади Песцового месторождения; №12 ФИО2 площади Западно-Песцового лицензионного участка; №50, 55 ФИО3 площади Западно-Песцового месторождения в безопасное состояние отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.

Судья: Е.Г.Евстифеева