ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3716/20 от 17.09.2020 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело № 2-3716/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 года г. Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Баженовой Е.Г.,

при секретаре Ахмеровой Г.Р.,

с участием представителя истца – Реброва А.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика – Латыповой Э.Ф., действующей на основании устава,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» РБ в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» о признании не правомерными действий,

УСТАНОВИЛ:

РОО ЗПП «Форт-Юст» в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в суд с иском к ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» о признании не правомерными действий, мотивируя исковые требования тем, что наименование ответчика не соответствует действующему законодательству и создает у неопределенного круга лиц устойчивую ассоциацию с отношением деятельности организации к осуществлению судебной власти, поскольку имеет в своем наименование словосочетание «Центр судебных экспертиз», а также ограничивает доступ маломобильных граждан к получению их услуг, так как входная группа ответчика не оборудована пандусом.

Просит признать действия ООО "Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан", направленные на создание устойчивой ассоциации с отношением деятельности организации к осуществлению судебной власти, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать прекратить такие действия, а также признать действия ООО "Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан", направленные на ограничение доступа маломобильных граждан противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, обязать прекратить такие действия.

Представитель РОО ЗПП «Форт-Юст» РБ в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении.

Третьи лица МИФНС России № 39 по РБ, Акбашева Г.Ф., Маслова И.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статья 54 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Включение в наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается в случаях, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации, либо по разрешению, выданному в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полные или сокращенные наименования федеральных органов государственной власти не могут использоваться в наименованиях юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных законом, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации может быть установлен порядок использования в наименованиях юридических лиц официального наименования субъектов Российской Федерации.

Пункт 4 указанной статьи предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса.

Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО.

Фирменное наименование общества на русском языке и на языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму общества.

Иные требования к фирменному наименованию общества устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Юридическое лицо должно иметь одно полное фирменное наименование и вправе иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Пункт 5 указанной статьи прямо предусматривает, что если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям статьи 1231.1 настоящего Кодекса, пунктов 3 и 4 настоящей статьи, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования. Положения пункта 3 статьи 61 настоящего Кодекса в этом случае не применяются.

Согласно ст. 1474 ГК РФ юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет".

Из материалов дела следует, что ответчик, согласно уставу, имеет фирменное наименование – Общество с ограниченной ответственностью «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан», зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц 19.09.2014 года, что подтверждается выпиской от 29.01.2020 года.

Основным видом деятельности ответчика является: технические испытания, исследования, анализ и сертификация; дополнительными видами: разработка компьютерного программного обеспечения, деятельность консультативная и работы в области компьютерных технологий, аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом, деятельность в области права, деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, деятельность в области архитектуры, деятельность топографо-геодезическая, землеустройство, деятельность в области аккредитации, испытания и анализ состава и чистоты материалов и веществ: анализ химических и биологических свойств материалов и веществ, испытания и анализ в области гигиены питания, включая ветеринарный контроль и контроль за производством продуктов питания, испытания и анализ физико – механических свойств материалов и веществ, технический осмотр автотранспортных средств, экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая, деятельность рекламных агентств, деятельность в области фотографии, деятельность по письменному и устному переводу, деятельность по фотокопированию и подготовке документов и прочая специализированная и вспомогательная деятельность по обеспечению деятельности офиса, деятельность по предоставлению услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба в соответствии Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506, и именно она уполномочена обращаться в суд с требованием о понуждении юридического лица к изменению фирменного наименования.

Истец же, являясь организацией по защите прав потребителей, вправе в соответствии со ст. 46 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случаях, предусмотренных законом.

Статья 45 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" предусматривает, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;

вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;

вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;

обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);

участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

В соответствии со ст. 46 указанного закона орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку они направлены на изменение фирменного наименования юридического лица, что относится к исключительной компетенции Федеральной налоговой службы.

При этом использование ответчиком своего фирменного наименования на рекламных вывесках само по себе не может являться правонарушением, так как указанное наименование определено учредительными документами юридического лица, зарегистрировано в ЕГРЮЛ, и у ответчика есть право на его использование в гражданско-правовых отношениях до тех пор, пока в установленном порядке не будет разрешен вопрос об изменении наименования.

Также необходимо отметить и тот факт, что в соответствии со ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Разрешая требования истца о признании противоправными действий ответчика на ограничение доступа маломобильных граждан, суд исходит из следующего.

Из положений ст. 7 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1). В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Положениями ч. 1 ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в российской Федерации" от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ предусмотрено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (ч. 4).

Из представленных в материалы дела доказательств усматривается, что ответчик расположен по адресу: <адрес>, собственником данного помещения является Акбашева Г.Ф., с которой у ответчика заключен договор аренды нежилого помещения, согласно которому ответчик принимает во владение и пользование помещение под офис.

Входная группа указанного помещения не оборудована пандусом, что сторонами не оспаривается.

Поскольку ответчик не является собственником данного помещения, входная группа указанного объекта ответчику не принадлежит, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» РБ в интересах неопределенного круга потребителей к ООО «Центр судебных экспертиз Республики Башкортостан» о признании не правомерными действий – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2020 года.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 сентября 2020 года.

Судья Баженова Е.Г.