Дело № 2-420/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Бор 28 апреля 2022 года
Борский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Чичкова Д.С.,
при ведении протокола секретарем Ивановой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Единый центр муниципального заказа" к ФИО1 о взыскании безосновательно начисленной и излишне выплаченной заработной платы
УСТАНОВИЛ:
МП города Нижнего Новгорода "Единый центр муниципального заказа" (МП «ЕЦМЗ») обратилось в суд с иском к ФИО1, в котором просило взыскать с ФИО1 безосновательно начисленную и излишне выплаченную заработную плату в размере 1 066 843 (Один миллион шестьдесят шесть тысяч восемьсот сорок три) рубля 25 копеек.
В обоснование иска МП города Нижнего Новгорода "Единый центр муниципального заказа" указало, что Администрацией г.Нижнего Новгорода были заключены срочные трудовые договоры с ФИО1 на должность Генерального директора МП «ЕЦМЗ».
Так же, помимо трудовых договоров, заключенных уполномоченным органом - администрацией г.Н.Новгорода, МП «ЕЦМЗ» с ФИО1, заключены срочные трудовые договоры о приеме на работу на предприятие на аналогичную должность в лице <данные изъяты>Д.Е.А.
Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 15.04.2013 г.№1269 «Об оплате труда руководителей и работников муниципальных предприятий города Нижнего Новгорода» (далее - Постановление №) утверждены:
размеры должностных окладов руководителей муниципальных предприятий г. Н.Новгорода и надбавок к должностным окладам за выслугу лет (Приложение № к Постановлению);
условия премирования и методика расчета размера премии руководителей муниципальных предприятий г. Н.Новгорода (Приложение № к Постановлению);
схема планирования средств на выплаты компенсационного и стимулирующего характера работникам муниципальных предприятий г.Нижнего Новгорода (Приложение № к Постановлению);
расчет размера денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода (Приложение № к Постановлению);
методические рекомендации для разработки Положения об оплате труда и премировании руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода (Приложение № к Постановлению).
В соответствие с п.3 указанного Постановления, «муниципальным предприятиям города Нижнего Новгорода осуществлять начисление выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Нижегородской области, настоящим постановлением.
Согласно п.2.1.-2.3. условий премирования и методики расчета размера премии руководителей муниципальных предприятий г.Н.Новгорода (далее - Условия), условия премирования руководителей муниципальных предприятий г.Н.Новгорода определяются Положением №.
Выплата всех видов премий руководителям муниципальных предприятий г.Н.Новгорода, предусмотренных положением об оплате труда и премирования руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода, осуществляется на основании распорядительного акта руководителя отраслевого (функционального) структурного подразделения или территориального органа администрации г.Н.Новгорода, в подведомственности которого находится муниципальное предприятие, в соответствии с согласованным департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода и департаментом кадровой политики администрации г.Н.Новгорода, утвержденным руководителем аппарата главы города администрации г.Н.Новгорода расчетом размера денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода.
Руководители муниципальных предприятий г.Н.Новгорода премируются ежемесячно по итогам работы за предыдущий отчетный квартал и один раз в год по итогам работы за предыдущий отчетный год.
В соответствие с п.2.13 Условий, руководителям муниципальных предприятий города Нижнего Новгорода может устанавливаться надбавка за напряженность труда в размере до 100% от должностного оклада руководителя муниципального предприятия города Нижнего Новгорода, предусмотренного приложением №. Решение об установлении надбавки за напряженность труда принимается главой города Нижнего Новгорода и оформляется правовым актом администрации города Нижнего Новгорода, проект которого готовит структурный орган администрации города Нижнего Новгорода, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении муниципального предприятия.
Согласно п.4.1, трудовых договоров № от ДД.ММ.ГГГГ, №, заключенных администрацией г.Н.Новгорода с ФИО1, оплата труда состоит из должностного оклада в соответствии со штатным расписанием предприятия, выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствие с Положением об оплате труда и премировании генерального директора МП «ЕЦМЗ».
При этом, надбавка за выслугу лет начисляется в зависимости от общего трудового стажа, ежемесячная премия за выполнение квартальных показателей эффективности деятельности предприятия - не более 130% от должностного оклада, годовая премия за выполнение годовых показателей эффективности деятельности предприятия - не более 150% от должностного оклада.
В свою очередь, трудовыми договорами предусмотрена выплат всех видов премий и единовременных выплат стимулирующего характера генеральному директору предприятия на основании распорядительного акта руководителя профильного структурного органа администрации г.Н.Новгорода, исполняющего функции и полномочия учредителя, в соответствие с согласованным департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода расчетом денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода.
Согласно Положению об оплате труда и премировании руководителя МП «ЕЦМЗ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора МП «ЕЦМЗ» и согласованному и.о. департамента экономического развития администрации г.Н.Новгорода, конкретный размер премии руководителя определяется в соответствии с индивидуальным планом выполнения целей (п.4.1., п.4.3.), который утвержден Приложением № к Постановлению №.
Кроме того, материальная помощь руководителю предприятия выплачивается в размере двух должностных окладов, в связи с уходом в очередной отпуск (п.п. 5.1. — 5.2. указанного Положения).
Выплаты материальной помощи производятся за счет фонда потребления предприятия на основании личного заявления руководителя по согласованию с департаментом экономического развития администрации г.Нижнего Новгорода.
В ходе проведенной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, контрольно-ревизионным управлением было установлено, что в нарушение указанных требований законодательства и муниципальных правовых актов, премия и надбавка за напряженность труда начислялась генеральному директору МП «ЕЦМЗ» на основании служебных записок на имя первого заместителя генерального директора Б.М.А. (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ) и на имя генерального директора ФИО1
На основании указанных служебных записок, генеральным директором МП «ЕЦМЗ» ФИО1 издавались приказы о выплате премии и о выплате надбавки.
Так же в ДД.ММ.ГГГГ вопросы выплаты премии генеральному директору МП «ЕЦМЗ» администрацией г.Н.Новгорода не согласовывались, решение об установлении надбавки за напряженность труда главой г.Н.Новгорода не принималось, правовые акты по данным вопросам администрацией г.Н.Новгорода не издавались.
Таким образом, вопреки требованиям законодательства и муниципальных правовых актов, за период ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору МП «ЕЦМЗ», по данным из результатов проверки контрольно-ревизионного управления, начислена и выплачена премия, а так же надбавка за напряженность труда в отсутствие распорядительного акта руководителя профильного структурного органа администрации г.Н.Новгорода, исполняющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с согласованным департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода расчетом размера денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода на общую сумму 959 933 (Девятьсот пятьдесят девять тысяч девятьсот тридцать три) рубля 25 копеек.
Кроме того, в нарушение п.5.2. Положения об оплате труда и премировании руководителя МП «ЕЦМЗ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора МП «ЕЦМЗ» и согласованному и.о. департамента экономического развития администрации г.Н.Новгорода, генеральному директору МП «ЕЦМЗ» ФИО1 выплачена материальная помощь в размере 106 910 (Сто шесть тысяч девятьсот десять) рублей 00 копеек на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, изданного директором по финансам и экономике МП «ЕЦМЗ» Б.М.А., без согласования с департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода.
Таким образом, в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, в частности генеральным директором ФИО1, в обязанности которого входит подписание и своевременное предоставление в департамент экономического развития администрации г.Н.Новгорода расчета денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода, Муниципальное предприятие города Нижнего Новгорода «Единый центр муниципального заказа» понесло убытки, выразившиеся в излишне выплаченной заработной платы на общую сумму 1 066 843 (Один миллион шестьдесят шесть тысяч восемьсот сорок три) рубля 25 копеек.
В целях исполнения Представления об устранений нарушений трудового законодательства, вынесенного <адрес>, МП «ЕЦМЗ» было направлено письмо (№ от ДД.ММ.ГГГГ) в адрес бывшего генерального директора ФИО1 с требованием в добровольном порядке возвратить безосновательно начисленную и выплаченную заработную плату (денежное содержание и материальную помощь), которое не было получено адресатом и вернулось отправителю. Данное обстоятельство можно трактовать, как отказ ФИО1 исполнить предъявленное требование.
МП «ЕЦМЗ» основывает свои требования на ст. ст. 137, 232, 233, 238, 242, 243 Трудового кодекса Российской Федерации.
Представитель МП «ЕЦМЗ» К.Е.С. в судебном заседании исковые требовании поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ФИО1, его представитель Б.Н.В. в судебном заседании исковые требовании не признали, просили отказать в их удовлетворением в связи с пропуском срока обращения в суд, нарушением порядка привлечения работника к материальной ответственности.
Представитель третьего лица Администрации г.Нижнего Новгорода в судебное заседание не явился, о времени его проведения извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в дело письменную позицию, согласно которой просил удовлетворить исковые требования МП «ЕЦМЗ».
Изучив материалы дела, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, установив имеющие значение для дела обстоятельства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании статьи 232 ТК РФ сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 277 Трудового кодекса РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Судом установлено, ФИО1 был принят на должность генерального директора МП «ЕЦМЗ» с ДД.ММ.ГГГГ
Администрацией г.Н.Новгорода с ФИО1 заключены срочные трудовые договоры о принятии его на работу на должность генерального директора МП «ЕЦМЗ»:
трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, срок трудовогодоговора-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
трудовой договор №, срок трудового договора -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, срок трудовогодоговора-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время трудовой договор с ФИО1 расторгнут.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, контрольно-ревизионным управлением Администрации г. Нижнего Новгорода была проведена проверка МП «ЕЦМЗ» в ходе которой установлено, что в нарушение требований законодательства и муниципальных правовых актов, премия и надбавка за напряженность труда начислялась генеральному директору МП «ЕЦМЗ» на основании служебных записок на имя первого заместителя генерального директора Б.М.А. (служебная записка от ДД.ММ.ГГГГ) и на имя генерального директора ФИО1 На основании указанных служебных записок, генеральным директором МП «ЕЦМЗ» ФИО1 издавались приказы о выплате премии и о выплате надбавки. Так же в ДД.ММ.ГГГГ вопросы выплаты премии генеральному директору МП «ЕЦМЗ» администрацией г.Н.Новгорода не согласовывались, решение об установлении надбавки за напряженность труда главой г.Н.Новгорода не принималось, правовые акты по данным вопросам администрацией г.Н.Новгорода не издавались. За период ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору МП «ЕЦМЗ», по данным из результатов проверки контрольно-ревизионного управления, начислена и выплачена премия, а так же надбавка за напряженность труда в отсутствие распорядительного акта руководителя профильного структурного органа администрации г.Н.Новгорода, исполняющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с согласованным департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода расчетом размера денежного содержания руководителя муниципального предприятия г.Н.Новгорода на общую сумму 959 933 (Девятьсот пятьдесят девять тысяч девятьсот тридцать три) рубля 25 копеек.
Кроме того, в нарушение п.5.2. Положения об оплате труда и премировании руководителя МП «ЕЦМЗ», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора МП «ЕЦМЗ» и согласованному и.о. департамента экономического развития администрации г.Н.Новгорода, генеральному директору МП «ЕЦМЗ» ФИО1 выплачена материальная помощь в размере 106 910 (Сто шесть тысяч девятьсот десять) рублей 00 копеек на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, изданного директором по финансам и экономике МП «ЕЦМЗ» Б.М.А., без согласования с департаментом экономического развития администрации г.Н.Новгорода.
Также из материалов дела следует, что <адрес> по информации <адрес> проведена проверка соблюдения трудового законодательства муниципальным предприятием «Единый центр муниципальных услуг», в ходе которой также установлено, что в нарушение требований законодательства и муниципальных правовых актов, премия и надбавка за напряженность труда начислялись генеральному директору МП «ЕЦМЗ» на основании служебных записок на имя первого заместителя генерального директора Б.М.А., на основании указанных служебных записок ФИО1 издавались приказы о выплате премии и о выплате надбавки. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором МП «ЕЦМЗ» ФИО1 в связи с его увольнением за своей подписью издан приказ №-ПС «О выплате вознаграждения», согласно которому, помимо надбавки за выслугу лет за ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выплачена надбавка за напряженность труда за ДД.ММ.ГГГГ в размере 30378,80 руб., премия за ДД.ММ.ГГГГ в размере 13852,73 руб., премии за 2.3.4 кварталы ДД.ММ.ГГГГ в размере 66981,66 руб.
Таким образом, вопреки требованиям законодательства и муниципальных правовых актов, за период с ДД.ММ.ГГГГ генеральному директору МП «ЕЦМЗ» начислена и выплачена премия, а также надбавка за напряженность труда в отсутствие распорядительного акта руководителя профильного структурного органа администрации г.Н.Новгорода, исполняющего функции и полномочия учредителя, в соответствии с согласованным департаментом экономического развития, предпринимательства и закупок администрации г.Н.Новгорода расчетом размера денежного содержания руководителя муниципального предприятия г. Н. Новгорода на общую сумму 959 933,25 руб., в нарушение п. 5.2 Положения об оплате труда и премировании руководителя МП «ЕЦМЗ», утвержденного ДД.ММ.ГГГГ и.о. генерального директора МП «ЕЦМЗ» и согласованного и.о. директора департамента экономического развития, предпринимательства и закупок администрации г.Н.Новгорода, ФИО1 выплачена материальная помощь в размере 106910,00 руб. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, изданного директором по финансам и экономике МП «ЕЦМЗ» Б.М.А., без согласования с департаментом экономического развития, предпринимательства и закупок администрации г.Н.Новгорода.
Согласно части 1 статье 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.
В соответствии с частью 2 статьи 248 Трудового кодекса Российской Федерации, если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.
Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора установлены статьей 233 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой нормой материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено данным Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
Главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации "Материальная ответственность работника" определены условия и порядок возложения на работника, причинившего работодателю имущественный ущерб, материальной ответственности, в том числе и пределы такой ответственности.
Согласно части 1 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.
Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (часть 2 статьи 238 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации до принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов.
Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт (часть 2 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установленном Кодексом (часть 3 статьи 247 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 52 "О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю" к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействия) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.
При этом на основании ч. 2 ст. 26 ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" контроль за деятельностью унитарного предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.
Пунктом 4.1 Устава МП «ЕЦМЗ» предусмотрено, что генеральный директор предприятия назначается на должность и освобождаемый от должности собственником имущества предприятия.
Согласно п. 4.3 Устава МП «ЕЦМЗ», трудовой договор с генеральным директором предприятия заключает, изменяет, расторгает собственник имущества предприятия.
Между тем из материалов дела следует и не оспаривается представителем истца, что до принятия решения о возмещении ущерба ФИО1 ни Администрацией <адрес>, выступающей работодателем по отношению к руководителю предприятия, ни МП «ЕЦМЗ» проверка в порядке, предусмотренном ТК РФ, для установления условий возникновения ущерба, размера причиненного ущерба и установления круга виновных лиц фактически не проводилась, комиссия для проведения проверки не создавалась, письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба у ФИО1 также не истребовались.
При этом в самом исковом заявлении истец указывает, что убытки причинены в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей должностными лицами, в частности генеральным директором ФИО1, что предполагает установления круга виновных в причинении данного ущерба лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что МП «ЕЦМЗ» не исполнена установленная ст. 247 ТК РФ обязанность установить размер причиненного ему ущерба и причину его возникновения, в связи с чем нельзя признать обоснованными требования истца о взыскании с ответчика причиненного ущерба.
Документы, представленные работодателем, такие как представление прокуратуры Прокуратуры <адрес> об устранении нарушений федерального законодательства, акт выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности МП «ЕЦМЗ» от 21.05.2021г. не являются достаточными доказательствами для вывода о наличии оснований для взыскания с ФИО1 ущерба, причиненного МП «ЕЦМЗ».
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований МП «ЕЦМЗ» к ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "Единый центр муниципального заказа" к ФИО1 о взыскании безосновательно начисленной и излишне выплаченной заработной платы отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Д.С. Чичков