ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3716/2022 от 17.10.2022 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-3716/2022

55RS0002-01-2022-005400-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 октября 2022 года город Омск

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Мякишевой И.В., при помощнике ФИО1, секретаре судебного заседания Пчёлиной А.В., с участием истца ФИО2, представителей ответчика ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к БУ Омской области «Управление по охране животного мира» о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО2 обратился в суд с названым иском, в обоснование требований указав, что с ДД.ММ.ГГГГ работает в БУ Омской области «Управление по охране животного мира» (далее по тексту – Учреждение) в должности заместителя директора, начальника отдела правового, кадрового и материально-технического обеспечения с окладом 19 380 рублей. В принятом в организации ответчика Положении об оплате труда работников учреждения предусмотрены стимулирующие выплаты работникам: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (надбавка за интенсивность в работе, премия за высокие результаты работы). В период с 2018 года по апрель 2022 годов истцу выплачивались стимулирующие выплаты за качество и интенсивность в работе не менее 90% от должностного оклада. Приказом директора Учреждения -л/с от ДД.ММ.ГГГГ истцу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истцу выплачены надбавки за качество выполняемых работ -10%, за интенсивность и высокие результаты работы - 10%. С указанным приказом истец ознакомлен не был, с 2018 года по апрель 2022 в отношении истца не издавался приказ о привлечении его к дисциплинарной ответственности или иные документы, свидетельствующие о низкой исполнительной дисциплине и низком качестве выполнения работ. Кроме того, стимулирующие выплаты не снижались у специалистов структурного подразделения, которым руководит истец. С указанным приказом директора Учреждения -л/с от ДД.ММ.ГГГГ истец не согласен, полагает, что ему незаконно и необоснованно не были доплачены надбавки в размере 70% от должностного оклада ежемесячно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 40 698 руб.

Просит взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченные надбавки в размере 70% ежемесячно от должностного оклада в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 40 698 руб., компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Истец ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что ранее ему выплачивались стимулирующие выплаты в размере 40% - за качество, 50% - за интенсивность.

Представители ответчика по доверенности – ФИО3, директор Учреждения ФИО4 в судебном заседании против удовлетворения требований истца возражали, указав, что причины снижения оценки размера стимулирующих выплат отнесены к усмотрению директора Учреждения. ФИО2 ненадлежащим образом исполнял должностные обязанности, а именно им как начальником структурного подразделения не был подготовлен оценочный лист назначения для выплат сотрудникам, что могло повлечь неначисление надбавки за квартал сотрудникам, кроме того он был привлечен к административной ответственности как должностное лицо учреждения.

Ответчиком представлены возражения и пояснения по делу, согласно которым премия является одним из видов поощрения, размер и условия выплаты которой определяются работодателем. Размер выплаты, предусмотренный локальным нормативным актом Учреждения определен в размере «до 100%», точный размер которой определяется руководителем на основании эффективности деятельности работника. Стимулирующие выплаты, в том числе премии, не входят в состав обязательной заработной платы, и их выплата является правом, а не обязанностью работодателя. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имелись основания для снижения истцу размера стимулирующих выплат с учетом некачественного выполнения ФИО2 своих должностных обязанностей, вплоть до привлечения его к административной ответственности, снижением нагрузки в связи с нахождением в отпусках. Трудовое законодательство не содержит требования об ознакомлении работников с приказами об осуществлении предусмотренной системой оплаты труда выплате, в том числе стимулирующего характера, так как указанный приказ не имеет нормативного характера, а является организационно-распорядительным актом индивидуального характера.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказу о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на работу в БУ Омской области «Управление по охране животного мира» на должность заместитель директора, начальник отдела правового, кадрового и материально-технического обеспечения(л.д. 7,8-12).

На основании трудового договора и дополнительного соглашения к нему отДД.ММ.ГГГГ истцу был установлен оклад в размере 19 380 рублей(л.д.13), что сторонами не оспаривалось.

Кроме того, как следует из пункта в, части 4.1 раздела IV трудового договора работнику производятся следующие выплаты стимулирующего характера:

-выплата за интенсивность и напряженность труда ежемесячно, при отсутствии дисциплинарных нарушений до 100%; условием получения выплаты является следующее: при выполнении показателя, в соответствии с положением о порядке установления и распределения стимулирующих выплат, в качестве показателей и критериев оценки эффективности деятельности указано: увеличение объема работы, выполняемой работником; особый режим работы, организация и проведение мероприятий, направленных на повышение деятельности учреждения, соблюдение сроков, установленных для выполнения работы и пр.

-выплата за качество выполняемых работ ежемесячно, при отсутствии дисциплинарных нарушений до 100%; условием получения выплаты является следующее: при выполнении показателя, в соответствии с положением о порядке установления и распределения стимулирующих выплат, в качестве показателей и критериев оценки эффективности деятельности указано: за выполнение особо важных работ с надлежащим качеством, в плановый срок, а также при повышении производительности труда и пр.

-выплата за стаж непрерывной работы ежемесячно за стаж от 1 до 3 лет – 5%, от 3 до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет - 15%, свыше 10 лет – 20%;

-премиальные выплаты по итогам работы за месяц, квартал, год. Выполнение особо важных и ответственных поручений и сложных работ ежемесячно, ежеквартально, по итогам работы за год, при отсутствии дисциплинарных нарушений – максимальным размером не ограничен(л.д. 10).

На основании приказа директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о выплате надбавки к должностному окладу за качество выполняемых работ и интенсивность в работе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было произведено начисление и выплата надбавок за фактически отработанное время в отношении в размере 10% от должностного оклада - за качество выполняемых работ и в размере 10 % от должностного оклада за интенсивность и высокие результаты работы(л.д. 39-43).

Истец с указанным размером стимулирующих выплат не согласен, полагает, что с учетом фактически отработанного времени ему должны были быть установлены надбавки в общем размере 70% от должностного оклада.

Как следует из пунктов 3.3, 3.3.1,3.4,3.5 Положения об оплате труда работников бюджетного учреждения Омской области «Управления по охране животного мира», утвержденного (далее по тексту – Положение об оплате труда) в целях стимулирования результатов труда директору, его заместителю и главному бухгалтеру учреждения могут быть установлены следующие виды стимулирующих выплат: выплата за интенсивность ежемесячно до 100%, надбавка за качество выполняемых работ до 100%.

Установление размера надбавки к должностному окладу за интенсивность в работе осуществляется с учетом следующих условий:

- участие директора, его заместителя и главного бухгалтера в разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности учреждения в соответствии с его уставной деятельностью;

- непосредственное участие директора, его заместителя и главного бухгалтера в реализации федеральных и областных целевых программ.

Надбавка за качество выполняемых работ устанавливается директору учреждения, его заместителю и главному бухгалтеру с учетом:

- уровня их профессиональной подготовленности, классности, классного разряда, звания, наличия ученой степени кандидата (доктора) наук, наличия почетного звания Российской Федерации, РСФСР и СССР;

-полученных результатов выполнения возложенных обязанностей;

- инициативы, творчества, применения в работе современных форм и методов организации труда;

- качественной подготовки и проведения мероприятий, связанных с уставной деятельностью учреждения;

- выполнения порученной работы, связанной с обеспечением рабочего процесса или уставной деятельности учреждения.

Надбавка за качество выполняемых работ выплачивается ежемесячно в размере до 100 процентов должностного оклада без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.

Выплаты за качество выполняемых работ не являются обязательными и устанавливаются при условии наличия необходимого объема финансовых средств (л.д. 52-53).

Согласно пунктам 5.2,5.3 Положения об оплате труда размер надбавки за интенсивность в работе и за качество работы устанавливается на основании приказа директора Учреждения в отношении каждого работника (л.д. 56-57).

Согласно Положению о порядке установления и распределения стимулирующих выплат работникам бюджетного учреждения Омской области «Управление по охране животного мира» (далее по тексту - Положение о порядке установления и распределения стимулирующих выплат), утвержденному приказом директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ стимулирующие выплаты устанавливаются для каждой категории работников Учреждения по результатам оценки выполненных должностных обязанностей, за период предшествующий дате установления стимулирующих выплат (месяц, квартал, год). В соответствии с показателями качества и результатов работы стимулирующая выплата к окладу (должностному окладу) устанавливается: руководителям структурных подразделений – по решению директора на основании их результатов работы, оценки эффективности работы Учреждения; работникам структурных подразделений – по представлению руководителей структурных подразделений, с учетом их результатов работы, оценки эффективности работы Учреждения( п. 2.2.). Размер надбавки к оклады (должностному окладу) за интенсивности и высокие результаты в работе и за качество в работе составляет до 100% от оклада (должностного оклада) каждая без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат (п. 2.3.,2.4.) (л.д. 67).

Согласно п. 3.1. Положения о порядке установления и распределения стимулирующих выплат стимулирующие выплаты за интенсивность и высокие результаты работы в виде надбавки к окладу (должностному окладу) устанавливаются работникам с учетом показателей (критериев) стимулирования позволяющим оценить результаты их труда, степень возложенной ответственности и увеличенный объем работ, за работу и достижение результатов, обеспечивающих успешную реализацию стратегии развития Учреждения. При установлении стимулирующих выплат за интенсивность и высокие результаты учитываются, помимо всего прочего, в том числе: соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины, своевременное предоставление отчетности, своевременная подготовка экономических расчетов, организация кадрово-учетной деятельности. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не являются обязательными к применению в учреждении и устанавливаются при условии наличия необходимого объема финансовых средств (п. 3.1.4.) (л.д. 68-70).

Как следует из п. 3.2. Положения о порядке установления и распределения стимулирующих выплат стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ в виде надбавки к окладу (должностному окладу) за качество выполняемой работы устанавливаются работникам с учетом оценки критериев качества оказанных услуг и выполненной работы при условии, помимо прочего, в том числе отсутствия замечаний в актах и предписаниях контролирующих и надзорных органов (по окончанию проверки), положительной оценки и отсутствия замечаний к работе со стороны руководства. Выплаты за интенсивность и высокие результаты работы не являются обязательными к применению в учреждении и устанавливаются при условии наличия необходимого объема финансовых средств (п. 3.2.3.) (л.д. 70-71).

Согласно критериям установления стимулирующих выплат заместителю начальника отдела правового, кадрового и материально-технического обеспечения за интенсивность и высокие результаты работы в виде надбавки к окладу (должностному окладу): устанавливаются стабильная деятельность отдела (до 100% ежемесячно), своевременное и полное предоставление отчетности, выполнение плана работы отдела (до 100% ежемесячно), организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Учреждения в соответствии с его уставной деятельностью(до 100% по факту), выполнение разовых, особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ, поручений заместителя директора, директора (до 100% по факту), увеличение объема работы, выполняемой, по сравнению с обычным объемом работы(до 100% по факту), обеспечение сохранности материально-технической базы Учреждения, оборудования и предметов длительного пользования(до 100% ежемесячно), своевременность и полный объем обработки информации (до 100% ежемесячно); высокая интенсивность труда, сложность и напряженность работ(до 100% ежемесячно), осуществление контроля за соблюдением техники безопасности и охраны труда сотрудниками отдела (до 100% ежемесячно), соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины(до 100% ежемесячно). Стимулирующие выплаты за качество выполняемых работ в виде надбавки к окладу (должностному окладу) за качество выполняемой работы устанавливается: за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью Учреждения(до 100% по факту), качественное предоставление документации и отчетности и ведение отчетной документации и отчетности (до 100% ежемесячно), за качественную подготовку локально-нормативных документов (до 100% по факту), выполнение государственного задания Учреждения (до 100% ежемесячно), знание и доведение до сотрудников отдела законодательства при исполнении должностных обязанностей (до 100% ежемесячно), положительную оценку и отсутствие замечаний к работе со стороны руководства (до 100% ежемесячно), отсутствие замечаний в актах контролирующих и надзорных органов и предписаниях ( до 100 % по окончанию проверки), соблюдение регламентов, стандартов, технологий, требований, установленных сроков выполнения работ(до 100% ежемесячно), отсутствие нарушений техники безопасности сотрудниками отдела (до 100% ежемесячно), добросовестное исполнение должностных обязанностей(до 100% ежемесячно) (л.д. 110).

Согласно представленным в материалы дела расчетным листкам за январь 2018 по август 2022 размер надбавки за интенсивность за период с января 2018 года по март 2022 года не имеет четко установленной суммы (процента от оклада) и варьируется от 40% до 100%(ноябрь 2018), за качество от 30% до 100% (ноябрь 2018) (л.д. 113-122). Как следует из расчетных листков за период с апреля 2022 года по август 2022 истцу установлена надбавка за интенсивность в размере 10 %, за качество – 10 %(л.д. 122-123).

В обоснование снижение размера надбавки ответчик ссылается на некачественное выполнение ФИО2 своих должностных обязанностей.

Как следует из акта о результатах осуществления контроля по оценке выполнения показателей эффективности деятельности бюджетного учреждения Омской области «Управления по охране труда» от ДД.ММ.ГГГГ критерий оценки выполнения показателя (в баллах) за показатель деятельности, направленной на кадровую работу – укомплектованность работниками. Относимым к основному персоналу 0 баллов(л.д. 124-126), что согласно пояснениям директора Учреждения ФИО4 относится к должностным обязанностям ФИО2

Согласно оценки труда за интенсивность в работе и качество выполняемых работ от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер надбавок ФИО2 установлен с учетом выполнения следующих критериев: стимулирующая выплата за интенсивность и высокие результаты работы в виде надбавки к окладу (должностному окладу) за стабильная деятельность отдела (0%), своевременное и полное предоставление отчетности, выполнение плана работы отдела (5%), организацию и проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Учреждения в соответствии с его уставной деятельностью(0%), выполнение разовых, особо важных заданий, срочных и непредвиденных работ, поручений заместителя директора, директора (0%), увеличение объема работы, выполняемой, по сравнению с обычным объемом работы(0%), обеспечение сохранности материально-технической базы Учреждения, оборудования и предметов длительного пользования(0%), своевременность и полный объем обработки информации (5%); высокая интенсивность труда, сложность и напряженность работ(0%), осуществление контроля за соблюдением техники безопасности и охраны труда сотрудниками отдела (0%), соблюдение трудовой и исполнительской дисциплины(0%), итого 10%; стимулирующая выплата за качество выполняемых работ в виде надбавки к окладу (должностному окладу) за качество выполняемой работы за качественную подготовку и проведение мероприятий, связанных с уставной деятельностью Учреждения(0%), качественное предоставление документации и отчетности и ведение отчетной (4%), за качественную подготовку локально-нормативных документов (0%), выполнение государственного задания Учреждения (0%), знание и доведение до сотрудников отдела законодательства при исполнении должностных обязанностей (2%),положительная оценка и отсутствие замечаний к работе со стороны руководства (0%), отсутствие замечаний в актах контролирующих и надзорных органов и предписаниях (0%), соблюдение регламентов, стандартов, технологий, требований, установленных сроков выполнения работ(0%), отсутствие нарушений техники безопасности сотрудниками отдела (4%), добросовестное исполнение должностных обязанностей (0%), итого 10% (л.д. 131).

В обоснование причин, по которым размер стимулирующих выплат был снижен, ответчик также сослался на факт привлечения ФИО2 к административной ответственности как должностного лица учреждения.

Так, в отношении ФИО2 Федеральной антимонопольной службой пол Омской области по делу было вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО2 был признан виновным по ч.2 ст. 7.31 КоАП РФ за нарушение сроков направления в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с наложением штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 153-156).

Указанное постановление оставлено без изменения решением Куйбышевского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ по делу (л.д. 157-163), в котором была установлена виновность ФИО2 в совершении административного правонарушения по ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ(л.д. 157-163).

Кроме того, в материалы дела представлена служебная записка от главного бухгалтера Учреждения ФИО8 на имя директора Учреждения ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела правового, кадрового и материально-технического обеспечения ФИО2 не предоставлены в отдел бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения оценочные листы и представление к выплате надбавок в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из собственноручной отметки директора Учреждения на указанной служебной записке ФИО2 было поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить объяснения (л.д. 167).

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со статьей 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Учитывая то, что выплаты стимулирующего характера были установлены директором Учреждения исходя из оценки труда работника и финансового состояния учреждения в соответствии с локальными актами работодателя, суд пришел к выводу, что порядок назначения и выплат стимулирующего характера в отношении истца в спорный период нарушен не был, размер стимулирующих выплат определялся исходя из установленных критериев оценки труда работника и фактически отработанного времени.

Отклоняя доводы ФИО2 о праве на ежемесячное получение стимулирующих выплат в размере 90% должностного оклада (с учетом фактически отработанного времени в спорный период – 70%) как ошибочные, суд указывает на то, что размер данных выплат устанавливается в размере до 100% на основании расчетов, учитывающих критерии оценки деятельности работника. Минимальный размер стимулирующих выплат локальными актами работодателя и трудовым договором установлен не был. Данный порядок установления размера выплаты стимулирующего характера ответчиком был соблюден.

Кроме того, надбавка в виде 70% от должностного оклада работника не являлась постоянной величиной, а варьировалась от 80% до 100%.

Также судом принимается во внимание, что установление размера, критериев и условий стимулирующих выплат является правом работодателя, а не его обязанностью.

Доводы истца о наличии у него права на получение стимулирующей доплаты за интенсивность и качество работы в размере 70% от оклада суд признает неподтвержденными, поскольку такая надбавка истцу не устанавливалась и решение о её выплате не принималось. С учетом положений локальных актов работодателя и установленной у ответчика системы оплаты труда, установление перечня стимулирующих выплат и порядка определения их размера относится к компетенции работодателя и определяется с учетом положений локальных нормативных актов, действующих в организации ответчика, при этом дополнительное стимулирование работников в процентном отношении к окладу не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, при том, что в спорный период стимулирующая выплата, учитывающая показатели интенсивности и высокие показатели работы истцу выплачивалась.

Кроме того, довод истца о том, что он не был ознакомлен с приказом директора Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ о выплате надбавки к должностному окладу за качество выполняемых работ и интенсивность в работе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правового значения по делу не имеет, учитывая, что трудовым договором были предусмотрены выплаты стимулирующего характера с указанием размера выплаты до 100 %, данным приказом размер выплаты, предусмотренный трудовым договором не был изменен, а был лишь конкретизирован в указанный период.

Также суд полагает необходимым отметить, что в отличие от компенсационных выплат доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях (например, за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя.

Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца о незаконном и необоснованном снижении размера стимулирующей выплаты за интенсивность и качество работы не нашли своего подтверждения, требования ФИО2 удовлетворению не подлежат.

Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования, не подлежит удовлетворению также и требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт к Бюджетному учреждению Омской области «Управление по охране животного мира» ИНН <***> о взыскании невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья подпись И.В. Мякишева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.10.2022.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>