ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3717/2015 от 25.01.2016 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

№2а-382/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2016 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд в составе

председательствующего судьи Блейз И.Г.

при секретаре Байрамовой Э.И.

рассмотрев административное дело по иску Удовик ------- к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сивериной ------, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия, -

установил:

Истица, уточнив требования, обратилась с требованиями к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым -------, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании действий незаконными, обязании совершить определенные действия по основаниям, указанным в иске.

Истица, ее представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Ответчик Сиверина К.М., представитель Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

Судом установлено, что Савенко И.В., принявший решение о приостановлении регистрационных действий, на момент рассмотрения дела не является государственным регистратором в связи с увольнением.

В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.

Осуществление полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2014 № 1335-р, которым утверждено «Соглашение между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Советом министров Республики Крым о передаче осуществления части полномочий в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета», переданы уполномоченному органу – Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым 27.06.2014 г. №164. Деятельность данного органа регламентирована Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997 года, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной, в том числе, судебной защиты прав лица, возникающих из

договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов.

Основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение прав, в том числе и вступившие в законную силу судебные акты (пункт 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ).

В соответствии со статьей 13 Закона № 122-ФЗ при проведении государственной регистрации проводится правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с Законом № 122-ФЗ.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (часть 1 статьи 18 указанного Закона).

В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях указанных в статье 20 названного Закона, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.

Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона №122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.

Из пункта 4 статьи 25.3 названного Закона следует, что Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До ------- разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что Удовик А.В. является собственницей земельного участка площадью ------ разрешенное использование – для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (л.д.10-12) Земельный участок поставлен на кадастровый учет -------, кадастровый ------ (л.д.24)

Из материалов дела следует, что на данном земельном участке возведено строение – жилой дом ------ введенное в эксплуатацию в 1988 году (л.д.15-21). Данный жилой дом поставлен на кадастровый учет -------, кадастровый ------ (л.д.9)

Правоустанавливающие документы на указанное выше строение отсутствуют.

Установлено, что 14.07.2015 г. истицей в регистрирующий орган сданы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, кадастровые паспорта на здание и земельный участок, извлечение из гос реестра, государственный акт на право собственности на земельный участок (л.д.8)

24.07.2015 г. государственная регистрация была приостановлена в связи с необходимостью получения правоустанавливающего документа на строение (л.д.13), 04.09.2015 г. истице сообщено об отказе в государственной регистрации (л.д.14)

Основанием для отказа послужило отсутствие правоустанавливающего документа на жилой дом литер ------. Иных препятствий для проведения государственной регистрации права на жилой дом государственным регистратором не указано.

Принимая во внимание, что истицей предоставлены документы для регистрации права на созданный объект, перечень предоставленных документов соответствует требованиям ст. 25.3 ФЗ №122-ФЗ, суд считает исковые требования в части признания незаконными действий в части отказа в проведении регистрационных действий и обязании совершить регистрационные действия подлежащими удовлетворению, поскольку и государственного регистратора отсутствовали основания для отказа в проведении регистрационных действий.

Согласно ст. 19 ФЗ №122-ФЗ, государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений. В день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав государственный регистратор обязан подготовить в письменной форме уведомление о приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения и выдать или направить его заявителю (заявителям) в порядке, установленном пунктом 5 настоящей статьи. Заявитель (заявители) вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений. В случае, если государственная регистрация прав приостановлена по причине непредставления необходимых для государственной регистрации прав документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам, заявитель (заявители) уведомляется (уведомляются) о его (об их) праве представить такие документы по собственной инициативе.

Принимая во внимание, что государственный регистратор несет ответственность за соблюдение требований Закона при проведении регистрационных действий и за правильность внесения сведений в реестр, спорное строение введено в эксплуатацию в 2012 году, суд не находит оснований для признания действий по приостановлению регистрационных действий для истребования правоустанавливающего документа незаконными, поскольку регистратор уполномочен проверить факт регистрации права собственности на регистрируемый объект при непредоставлении ему правоустанавливающих документов во избежание злоупотреблений со стороны лица, подающего документы.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.

Поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании судебных расходов судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд, -

решил:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Сивериной ------, связанные с отказом в проведении государственной регистрации прав на жилой дом литер ------

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым зарегистрировать право собственности за Удовик ------ на жилой дом литер «------- в соответствии с требованиями ст. 25.3 Федерального закона РФ от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В удовлетворении иных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий И.Г.Блейз