ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3718(1)/2013 от 25.09.2013 Энгельсского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-3718(1)/2013

Решение

Именем Российской Федерации

25 сентября 2013 года г. Энгельс

Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Лаврова Д.А.,

при секретаре Генераловой Е.В.,

с участием истца Матвеевой Н.И., представителя ответчика Игнатьевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеевой Натальи Ивановны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Саратовской области о признании бездействия незаконным, обязании предоставить налоговый вычет, компенсации морального вреда,

установил:

Матвеева Н.И. обратилась в суд с исковыми требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> (далее по тексту МРИ ФНС №7) о признании бездействия незаконным, обязании предоставить налоговый вычет, компенсации морального вреда. Требования мотивирует тем, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрела в собственность однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, при этом с июня 2011 года доходов, облагаемых по ставке 13% она как налогоплательщик не имеет. Исходя из ст. 220 Налогового кодекса РФ ДД.ММ.ГГГГ она сдала декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011, 2010, 2009 и 2008 годы и заявления на возврат НДФЛ за указанные периоды с приложением необходимых документов. Нею было получено извещение от ДД.ММ.ГГГГ о принятом налоговым органом решении о возврате НДФЛ: решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29249 руб. (за 2008 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 34625 руб. (за 2009 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28390 руб. (за 2010 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 4609 руб. (за 2011 год). В мае 2013 года ею была получена часть имущественного налогового вычета по доходам за 2011, 2010 годы, что подтверждается копией сберегательной книжки. Таким образом, часть имущественного налогового вычета по доходам за 2008, 2009 годы ею не получена. На письменный запрос о даче разъяснений по факту непредоставления имущественного налогового вычета за 2008, 2009 гг. (вх. ЗГ от ДД.ММ.ГГГГ г.), от Межрайонной ИФНС России по <адрес> был получен ответ «О решении об отказе» (исх. от ДД.ММ.ГГГГ г.). В выданном налоговым органом решении об отказе, указывается, что на основании ее заявлений о возврате НДФЛ за 2008-2011 годы инспектором Ивановой Н.И. были вынесены решения о возврате от ДД.ММ.ГГГГ года: решение № 644900013ДД.ММ.ГГГГ год; решение № 644900013ДД.ММ.ГГГГ год; решение № 644900013ДД.ММ.ГГГГ год; решение за 2008 год (необходимо отметить, что реквизиты принятых инспектором решений о возврате по дате и номеру отличны от решений о возврате, на которые делается ссылка в извещении от ДД.ММ.ГГГГ года). Так же в ответе налогового органа сообщается о том, что заявки на возврат НДФЛ за 2008, 2009 годы, направленные на исполнение в <адрес> (по месту нахождения работодателя) возвращены ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> без исполнения. До настоящего момента возврат НДФЛ за 2008, 2009 годы в соответствии с Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) не произведен. Действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес>, считает несоответствующими действующему законодательству и нарушающими ее право на получение имущественного налогового вычета, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

В судебном заседании истец Матвеева Н.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные исковому заявлению.

В судебном заседании представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес>, действующая на основании доверенности Игнатьевой С.В. исковые требования не признала, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ФЗ №330-Ф3 начали действовать новые правила предоставления имущественного налогового вычета в связи с приобретением строительством жилья для физических лиц, являющихся пенсионерами РФ. Так, в соответствии с абз.29 пп.2 п.1 ст.220 НК РФ установлено, что у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех. Данная норма корреспондирует с ч.3 п.3 ст.210 НК РФ, согласно которой у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, при отсутствии в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п.1 ст.224 НК РФ, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст.224 НК РФ, может переноситься на предшествующие налоговые периоды в порядке, предусмотренном настоящей главой. В целях реализации указанного вычета налогоплательщик представляет в налоговый орган декларации за соответствующие периоды. При обращении налогоплательщика по окончании налогового периода за переносом в соответствии с абз.29 пп.2 п.1 ст.220 НК РФ остатка имущественного налогового вычета, образовавшегося в этом налоговом периоде, на предшествующие налоговые периоды трехгодичный срок для возврата излишне уплаченного налога отсчитывается начиная с налогового периода, непосредственно предшествующего налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественного налогового вычета (Письма Минфина от ДД.ММ.ГГГГ №03-04-05/7-577; от ДД.ММ.ГГГГ №03-04-08/4-130- размешены неофициальном сайте ФНС). Межрайонной ИФНС России по <адрес> на основании поданных истцом в 2012 году деклараций по форме 3-НДФЛ за 2011,2010,2009 и 2008 годы и заявления на возврат НДФЛ (поданы в феврале 2013 года) за указанные периоды с учетом позиции Минфина России были примяты решения о возврате НДФЛ: решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 34625 руб. (за 2009 г.); решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28390 (за 2010 г.); решение на сумму 4609 руб. (за 2011 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 29249 руб. (за 2008 год). В соответствии с п. 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, осуществляются на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок не превышающих 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком. В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местном администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-1/1004@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов Управлениями ФНС по субъектам», в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены:1) Перечень управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации ( приложение к Приказу); 2) Порядок осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (приложение N 2). В соответствии с п.2 вышеуказанного Приказа за управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов согласно приложению N 3 к настоящему приказу, в том числе от налога на доходы физических лиц (код классификации дохода бюджета- 1821010201001000110). В соответствии с пп. «г» п.2.1 вышеуказанного Порядка управление ФНС по соответствующему субъекту исполняет полномочия администратора доходов бюджета субъекта РФ, в том числе по направлению управлению Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ, документов, установленных для проведения операций по учету поступлений (возвратов) в бюджет, в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ. Процедура принятия решений о распределении доходов определена в п. 5 Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92н. Здесь описан порядок действий, который обеспечивает правильное распределение доходов между бюджетами, а также возврат доходов в предусмотренных законодательством случаях. Основой правового доходов в предусмотренных законодательством случаях. Основой правового регулирования соответствующих отношений является абзац 2 п. 1 ст. 40 БК РФ, который закрепляет, что органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов РФ порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению). Именно в развитие указанной статьи принят упоминавшийся Приказ Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92н, в котором прописана вся процедура, с помощью которой распределяются доходы бюджетов. Органы Федерального казначейства осуществляют возврат НДФЛ плательщикам на основании заявки на возврат, оформленной соответствующими налоговыми органами, т.е. администраторами поступлений в бюджет. Возврат суммы НДФЛ производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога, т.е. по месту работы физического лица. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 2293-р было создано федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (<адрес>). На основании приказа ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-1/5@ был утвержден Устав ФКУ «Налог-Сервис» ФНС (<адрес>), в соответствии с п. 10 учреждение является юридическим лицом, приобретает имущественные и неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 11 Устава предметом деятельности учреждении является осуществление организационно-технического и информационного обеспечения деятельности ФНС России и ее территориальных органов. К основным видам деятельности относится централизованный ввод сведений из налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном носителе и электронном носителе, а также по каналам связи. Пунктом 32 Устава предусмотрено, что учреждение имеет филиалы, осуществляющие все его функции или часть их, в том числе филиала федерального казенного учреждения «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы (<адрес>) в <адрес>. Филиал не является юридическим лицом, наделяется имуществом Учреждения и действует на основании утвержденного генеральным директором Учреждения положения. На основании Приказа ФНС от ДД.ММ.ГГГГ №ММВ-7-1/229@ утвержден Порядок взаимодействия между управлениями ФНС России по субъектам РФ и Федеральным казенным учреждением «Налог-Сервис» ФНС (<адрес>) при реализации положений Регламента ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и Порядка организации архива документов на бумажных носителях и технологических данных и их последующего уничтожения в условиях централизованной обработки данных». В рамках указанного взаимодействия стороны проводят подготовительные и организационные мероприятия. Транспортируют документы от Инспекций ФНС в филиал указанного учреждения, его отделения, принимают и передают эти материалы. Таким образом, исходя из вышеизложенного механизма возврата НДФЛ Межрайонной ИФНС России заявки на возврат НДФЛ Матвеева Н.И. из бюджета <адрес> для исполнения в электронном виде были направлены в УФНС по <адрес>. УФНС России по <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ №14-19/00589дсп@ сообщило, что заявка на возврат НДФЛ Матвеева Н.И. за 2009 год возвращена ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> без исполнения со ссылкой на истечение 3-летнего срока на подачу заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ, заявки на возврат налога за 2010 и 2011 годы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №14-19/00619дсп@ УФНС также направило в адрес Инспекции информацию о неисполнении ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> заявки на возврат НДФЛ за 2008 год со ссылкой на п.7 ст.78 НК РФ. В связи с неисполнением заявок на возврат НДФЛ налоговым органом повторно были приняты решения о возврате: решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате НДФЛ в сумме 29249 руб. (за 2008 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате НДФЛ 34625 руб. (за 2009 год), решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате НДФЛ 28390 руб. (за 2010 год); решение от ДД.ММ.ГГГГ о возврате НДФЛ в сумме 4609 руб. (за 2011 год). В адрес Управления были направлены соответствующие заявки с приложением сопроводительного письма, в котором указано, что все декларации по форме 3 НДФЛ поступили в налоговый орган в 2012 году. Извещение о принятых налоговым органом решений о возврате было направлено в адрес налогоплательщика ДД.ММ.ГГГГ № 1557. В адрес УФНС России по <адрес> вновь были направлены для исполнения заявки от ДД.ММ.ГГГГ исх № 10-24/01/00642дсп на возврат из бюджета <адрес> НДФЛ Матвеева Н.И. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 14-19/01290дсп@ УФНС по <адрес> сообщило, что заявки на возврат НДФЛ на имя Матвеевой Н.В. за 2008-2009 годы возвращены ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> без исполнения в связи с тем, что в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течении 3-лет со дня уплаты. Межрайонная ИФНС России по <адрес> в ответ на письменное обращение налогоплательщика сообщило, что заявки на возврат НДФЛ за 2008, 2009 г. возвращены ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в <адрес> без исполнения п.7 ст.78 НК РФ, согласно которому заявление о возврате суммы излишне налога может быть подано в течении 3-лет со дня уплаты. Таким образом, Межрайонной ИФНС России по <адрес> совершены действия в рамках своих полномочий, а именно приняты решения о возврате Матвеева Н.И. НДФЛ, направлены заявки на возврат налога для исполнения в соответствующие органы. Неисполнение заявок иным органом, а именно ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в <адрес> не может являться основанием для предъявления исковых требований об обязании предоставить налоговый вычет в форме возврата НДФЛ за 2009 год к Межрайонной ИФНС России по <адрес>, поскольку инспекция подтвердила право Матвеева Н.И. на предоставление вычета по НДФЛ, приняв решения о возврате соответствующих сумм налога. Таким образом, иск предъявлен к инспекции как к ненадлежащему ответчику. Согласно ст. 41 ГПК РФ во взаимосвязи с абз. 3 и. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», - если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил ст. 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Кроме того, Межрайонная ИФНС России по <адрес>, считает, что заявленные требования о компенсации морального вреда в размере 15000 руб. не основаны на нормах действующего законодательства по следующим обстоятельствам. Разъяснения об основаниях компенсации морального вреда содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда». В частности, в пункте 1 названного Постановления указано, что суду при разрешении спора необходимо выяснять характер взаимоотношений сторон и какими правовыми нормами они регулируются, допускает ли законодательство возможность компенсации морального вреда по данному виду правоотношений. Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим. По мнению истца, неисполнение налоговым органом обязанности по возврату НДФЛ 2008, 2009 годы причинило ей нравственные и физические страдания, а именно в связи с отсутствием денежных средств для осуществления ремонта она вынуждена проживать в лежащих бытовых условиях, испытывает постоянное чувство волнения и стресса. В правовое обоснование заявленного требования Матвеева Н.И. ссылался на положения статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации. В предмет доказывания по делу о компенсации морального вреда входит установление следующих фактов: причинения вреда, противоправного характера поведения ответчика, наличие вреда и его размер, наличие причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и наступившими последствиями, вина причинителя вреда (Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда") Матвеева Н.И. в обоснование своей позиции не представлены доказательства причинения ей морального вреда, причинно-следственной связи между действиями го органа и наступившими у истицы какими-либо негативными последствиями. Кроме того согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том реле в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. Т.е. из смысла ст. 1069 следует, что подлежит возмещению вред, причиненный в результате незаконных действий государственных органов. На основании ст. 1069 ГК РФ и пункта 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 329, от имени казны Российской Федерации действует Министерство финансов РФ. На основании п. 10 Положения о Федеральной налоговой службе от ДД.ММ.ГГГГ финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов ФНС осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете. Поскольку иск заявлен к Межрайонной ИФНС России по <адрес> как к ненадлежащему ответчику, отсутствуют основания для удовлетворения требований Матвеева Н.И.

Третьи лица Управление Федеральной налоговой службы по <адрес> и ФКУ «Налог-Сервис» Федеральной налоговой службы в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месту судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Матвеева Н.И. о признании бездействия незаконным, обязании предоставить налоговый вычет, компенсации морального вреда следует отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что Матвеева Н.И. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, приобретена в собственность однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором купли – продажи квартиры (л.д.10, 11-12).

Согласно трудовой книжке, с ДД.ММ.ГГГГМатвеева Н.И. не работала, следовательно доходов, облагаемых по ставке 13% как налогоплательщик не имела.

ДД.ММ.ГГГГМатвеева Н.И. сдала декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2011, 2010, 2009 и 2008 годы и заявления на возврат НДФЛ за указанные периоды с приложением необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГМатвеева Н.И. направлено извещение о принятом налоговым органом решении о возврате НДФЛ.

Судом установлено, что МРИ ФНС ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возврате переплаты налогоплательщику Матвеева Н.И. налога на доходы физических лиц на сумму 29249 руб. (за 2008 год).

ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС принято решение о возврате переплаты налогоплательщику Матвеева Н.И. налога на доходы физических лиц на сумму 34625 руб. (за 2009 год).

ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС принято решение о возврате переплаты налогоплательщику Матвеева Н.И. налога на доходы физических лиц на сумму 28390 руб. (за 2010 год).

ДД.ММ.ГГГГ МРИ ФНС принято решение о возврате переплаты налогоплательщику Матвеева Н.И. налога на доходы физических лиц на сумму 4609 руб. (за 2011 год).

Указанные выше решения адресованы в УФК по <адрес> через Управление Федеральной налоговой службы по <адрес>.

В мае 2013 года Матвеева Н.И. был получен имущественный налоговый вычет по доходам за 2011, 2010 годы, что подтверждается копией сберегательной книжки (л.д.13-14).

Согласно письму Управления ФНС России по <адрес> заявка Матвеева Н.И. на возврат налога на доходы физических лиц за 2008 года возращена ФКУ «Налог-Сервис» на основании п. 7 ст. 78 НК РФ.

Как следует из пояснений истца и записей в трудовой книжке, в период получения доходов, о возврате которых было заявлено, Матвеева Н.И. работала и получала доходы, облагаемые налогом в <адрес>.

В соответствии с п. 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, осуществляются на основании заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок не превышающих 3-х рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.

В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местном администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 56 БК РФ, п. 2 ст. 61.1 БК РФ, п. 2 ст. 61 БК РФ, в период уплаты налога Матвеева Н.И., налог на доходы физических лиц подлежал зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 70 процентов, в бюджет муниципального района по нормативу 20 процентов, в бюджет поселений - 10 процентов.

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-1/1004@ «Об осуществлении бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов Управлениями ФНС по субъектам», в соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" утверждены:1) Перечень управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, осуществляющих бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, входящих в консолидированный бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации (приложение к Приказу); 2) Порядок осуществления управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (приложение N 2). В соответствии с п.2 вышеуказанного Приказа за управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации закреплены источники доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов согласно приложению N 3 к настоящему приказу, в том числе от налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пп. «г» п.2.1 вышеуказанного Порядка управление ФНС по соответствующему субъекту исполняет полномочия администратора доходов бюджета субъекта РФ, в том числе по направлению управлению Федерального казначейства по соответствующему субъекту РФ, документов, установленных для проведения операций по учету поступлений (возвратов) в бюджет, в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ.

Согласно п. 5 Приказа Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92н органы Федерального казначейства осуществляют возврат НДФЛ плательщикам на основании заявки на возврат, оформленной соответствующими налоговыми органами, т.е. администраторами поступлений в бюджет. Возврат суммы НДФЛ производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата налога, т.е. по месту работы физического лица.

Таким образом, возврат налогоплательщику Матвеева Н.И. излишне уплаченного налога в компетенцию ответчика МРИ ФНС России не входит.

В пределах своей компетенции МРИ ФНС России вынесла решения о возврате переплаты налогоплательщику.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчика обязанности по предоставлению налогового вычета в форме возврата налога на доходы физических лиц за 2008 и 2009 год, следует отказать.

Так же истцом заявлены требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, который истец связывает с ненадлежащим исполнением своих обязанностей ответчиком.

Судом установлено, что ответчик в пределах своей компетенции принял решения о возврате переплаты налогоплательщику Матвеева Н.И. налога на доходы физических лиц. Данные решение своевременно были направлены для исполнения в Управление ФНС России по <адрес>. Таким образом, каких-либо неправомерных действий, ненадлежащего исполнения своих обязанностей ответчиком допущено не было.

Кроме того, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том реле в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований в части компенсации морального вреда следует отказать.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При таких обстоятельствах, требования о взыскании расходов по уплате государственной пошлины и оплате расходов на представителя, удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 88, 91, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Матвеева Н.И. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании предоставить налоговый вычет, компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течении месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Энгельсский районный суд.

Председательствующий: подпись

Верно

Судья Д.А.Лавров

Секретарь .