Дело № 2-3719/2020 18 ноября 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе:
Председательствующего по делу судьи Ю.М. Поздеевой,
при секретаре судебного заседания А.М. Костяевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к товариществу собственников недвижимости «Омега Хауз» о понуждении организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к товариществу собственников недвижимости «Омега Хауз» (далее – ТСН «Омега Хауз») о понуждении организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе путём заключения договора с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в соответствии с требованиями Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, штрафа.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Ответчик является компанией, обслуживающей жилой дом. Полагает, что ответчик не организовал аварийно-диспетчерское обслуживание многоквартирного дома путем заключения договоров на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию. Ссылаясь на ст. 15 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", просила взыскать также моральный вред, указывая, что нарушение прав и законных интересов привело к сильному переживанию, повлекшему стресс, негативно сказалось на самочувствии.
Истец в судебное заседание не явилась, её представитель ФИО2 требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, указав на их необоснованность по основаниям, изложенным в отзыве.
Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, представила отзыв, в котором просила требования удовлетворить. В отзыве указала, что в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСН «Омега Хауз» № 1 от 10 июня 2019 г. в пользу заключения договора с аварийно-диспетчерской службой проголосовало 52,28% принявших участие в голосовании. Таким образом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСН «Омега Хауз» приняло решение о заключении договора с аварийно-диспетчерской службой 10 июня 2019 г. До настоящего времени контактный телефон организации, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на информационном стенде ТСН «Омега Хауз» отсутствует.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес> на основании договора участия в долевом строительстве от 10 марта 2016 года № 79.
ТСН «Омега Хауз» является компанией, обслуживающей жилой дом.
Согласно п.9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 года N 416 (далее – Правила), управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет повседневный (текущий) контроль за работой внутридомовых инженерных систем многоквартирных домов, контроль качества коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, круглосуточную регистрацию и контроль выполнения в сроки, установленные пунктом 13 настоящих Правил, заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах по вопросам, связанным с предоставлением коммунальных услуг, содержанием общего имущества в многоквартирном доме, оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем и исполнении иных обязательств управляющей организации, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, иных обязательств товарищества или кооператива по управлению многоквартирным домом, и принимает оперативные меры по обеспечению безопасности граждан в случае возникновения аварийных ситуаций или угрозы их возникновения (п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 27 марта 2018 г. N 331)
В соответствии с п. 12 Правил работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно. Сведения, полученные в результате непрерывного контроля за работой инженерного оборудования, отражаются аварийно-диспетчерской службой в соответствующих журналах, которые ведутся в том числе в форме электронных документов.
Аварийно-диспетчерская служба обеспечивает:
ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления;
локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки;
ликвидацию засоров внутридомовой инженерной системы водоотведения в течение двух часов с момента регистрации заявки;
ликвидацию засоров мусоропроводов внутри многоквартирных домов в течение 2 часов с момента регистрации заявки, но не ранее 8 часов и не позднее 23 часов при круглосуточном приеме заявок;
подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг;
устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления и электроснабжения в срок не более 3 суток с даты аварийного повреждения.
При этом собственник или пользователь помещения в многоквартирном доме должен быть в течение получаса с момента регистрации заявки проинформирован о планируемых сроках исполнения заявки.
В случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и внутридомовых систем отопления аварийно-диспетчерская служба также информирует орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен многоквартирный дом, о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения.
Выполнение заявок об устранении мелких неисправностей и повреждений осуществляется в круглосуточном режиме в соответствии с согласованными с собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме, направившим заявку, сроком и перечнем необходимых работ и услуг.
Работа аварийно-диспетчерской службы должна осуществляться в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, направленными на обеспечение тишины и покоя граждан. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны обеспечить осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания в соответствии с требованиями настоящих Правил.
Аварийно-диспетчерская служба осуществляет прием и выполнение заявок собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах. Заявки принимаются при непосредственном обращении в аварийно-диспетчерскую службу, в том числе посредством телефонной связи, а также с помощью прямой связи по переговорным устройствам, устанавливаемым в подъездах многоквартирных домов и кабинах лифтов, или других возможных средств связи (п. 17 Правил).
В материалы дела со стороны ответчика представлена копия приказа № 01/2019 от 01 марта 2019 г. О возложении обязанностей аварийно-диспетчерской службы по приему аварийных заявок на работников ТСН. Согласно данному приказу обязанность по приему заявок от собственников и пользователей помещений в МКД по вопросам, связанным с возникновением аварийных ситуаций в МКД в период с 18.00 ч. до 09.00 ч. возложена на председателя ТСН ФИО5, слесаря-сантехника, электрика, службу контроля дома до заключения договора с АДС. Указанное не является надлежащим выполнением требований п.9 Правил, согласно которому управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме. В соответствии с п. 12 Правил работа аварийно-диспетчерской службы осуществляется круглосуточно, что данным приказом также было нарушено (прием заявок установлен в период с 18.00 ч. до 09.00 ч.).
Как уже указывалось, аварийно-диспетчерская служба обеспечивает ответ на телефонный звонок собственника или пользователя помещения в многоквартирном доме в аварийно-диспетчерскую службу в течение не более 5 минут, а в случае необеспечения ответа в указанный срок - осуществление взаимодействия со звонившим в аварийно-диспетчерскую службу собственником или пользователем помещения в многоквартирном доме посредством телефонной связи в течение 10 минут после поступления его телефонного звонка в аварийно-диспетчерскую службу либо предоставление технологической возможности оставить голосовое сообщение и (или) электронное сообщение, которое должно быть рассмотрено аварийно-диспетчерской службой в течение 10 минут после поступления. Данное право истца в день залития 23 августа 2020 г. также было нарушено, председатель ТСН взял трубку только когда ему поступил звонок с поста охраны, данный факт представителем ответчика не сопаривался.
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСН «Омега Хауз» № 1 от 10 июня 2019 г. в пользу заключения договора с аварийно-диспетчерской службой проголосовало 52,28% принявших участие в голосовании. Таким образом, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и членов ТСН «Омега Хауз» приняло решение о заключении договора с аварийно-диспетчерской службой 10 июня 2019 г. До настоящего времени договор не заключен. Довод ответчика о том, что договор с аварийно-диспетчерской службой не заключен, так как собранием собственником определено, что размер оплаты составляет 16 500 рублей, однако, организации за такой размер оплаты отказались от заключения договора, судом отклоняется, доказательств этому не представлено, к тому же, от ТСН «Омега Хауз» инициатив по организации собрания собственников для урегулирования данного вопроса не было.
До настоящего времени контактный телефон организации, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на информационном стенде ТСН «Омега Хауз» отсутствует, что следует из фотографий, предоставленных третьим лицом.
В судебном заседании представитель ответчика указала, что сейчас ведутся переговоры о заключении договора с аварийно-диспетчерской службы, в ближайшее время договор будет заключен. Данный довод судом отклоняется, так как право истца на настоящее время остается нарушенным.
Истец просит также взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» указано, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вред. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Учитывая характер спорных правоотношений, на них распространяются положения закона «О защите прав потребителей». Так как факт нарушения прав истца как потребителя нашел свое подтверждение в судебном заседании, а также исходя из того, что в понятие морального вреда включаются те лишения, которые испытывает человек в результате нарушения его прав как потребителя, в том числе, при отказе ответчика удовлетворить его законные и обоснованные требования в добровольном порядке в установленные законом сроки, потери времени на ожидание исполнения обязательств, учитывая размер неисполненного в срок обязательства, суд полагает возможным удовлетворить требования истцов и взыскать в их пользу с ответчика в счет денежной компенсации морального вреда 2 000 рублей.
Пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Поскольку требования истца о возмещении убытков не были удовлетворены в добровольном порядке, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 1 000 рублей (2 000 рублей / 2).
Согласно ст. 103 ГПК РФ и п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 к товариществу собственников недвижимости «Омега Хауз» о понуждении организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы, взыскании компенсации морального вреда, штрафа - удовлетворить.
Обязать товарищество собственников недвижимости «Омега Хауз» организовать деятельность аварийно-диспетчерской службы в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в том числе путём заключения договора с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию в соответствии с требованиями Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 416.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Омега Хауз» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей.
Взыскать с товарищества собственников недвижимости «Омега Хауз» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение будет изготовлено 23 ноября 2020 г.
Судья Ю.М. Поздеева