Дело № 2-7/2013г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Чарышская Пристань 13 февраля 2013г.
Усть-Пристанский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего федерального судьи Соловарова С.В.,
при секретаре Забияка Е.Л.,
с участием помощника прокурора Усть-Пристанского района Голотвиной Е.П., ответчика ФИО1, третьего лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1, третьему лицу ФИО2 о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по устранению нарушений федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о транспортной безопасности,
установил:
Прокурор Усть-Пристанского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее по тексту – ИП ФИО1) о признании бездействия ответчика в части непроведения оценки уязвимости, разработки и утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автостанции в ... по ..., незаконным, возложении обязанности провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции в ... и утверждение в установленном порядке результатов оценки о включении в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности – автостанции в ..., установив для этого определенный срок.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 законодательства по обеспечению безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, исполнения законодательства о транспортной безопасности. В ходе которой установлено, что на территории ... района пассажирские перевозки автомобильным транспортом осуществляет ИП ФИО1, который на основании договора аренды с ФИО2 использует здание автостанции, расположенное по адресу: ... Согласно Приказу Федерального агентства от 23.06.2011г. № 144 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» зданию автостанции, находящемуся по указанному выше адресу, присвоена четвертая категория с внесением в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта (реестровый номер ...). Вместе с тем, вопреки положениям Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 18.07.2011г.) ИП ФИО1, являющийся субъектом транспортной инфраструктуры, обязанность по обеспечению транспортной безопасности на автостанции в ... надлежащим образом не исполняет. Поскольку ФИО1 на территории ... фактически осуществляет деятельность по обслуживанию пассажиров и предоставлению услуг перевозчикам автостанция в ... должна соответствовать требованиям, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2010г. № 234. В соответствии с требованиями приказа Министерства транспорта РФ ИП ФИО1 должен был обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции и утвердить в установленном порядке результаты оценки, а также в течении трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности. Автостанция, используемая ИП ФИО1, относится к объектам транспортной инфраструктуры массового скопления людей. Возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических угроз на таких объектах, совершении актов незаконного вмешательства на данный объект влечет наиболее опасные последствия для граждан и государства. Предупреждению терроризма и минимизации последствий проявления терроризма способствует соблюдение требований безопасности при эксплуатации зданий, сооружений. Несоблюдение требований законодательства о транспортной безопасности отрицательно сказывается на поддержании безопасного состояния объекта, снижает уровень его антитеррористической защищенности. Отсутствие должного исполнения требований законодательства в сфере противодействия терроризму со стороны ИП ФИО1 за осуществлением мер по обеспечению антитеррористической защищенности создает предпосылки к возникновению ЧС, в том числе террористического характера. Учитывая, что согласно Федеральному закону от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов в борьбе с терроризмом, указанные недостатки в системе мер по профилактике возможных проявлений преступлений антитеррористического характера отрицательно сказываются на поддержании безопасного состояния объекта. Согласно информации от 22.11.2012г. оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ИП ФИО1 не проведена, план обеспечения транспортной безопасности объекта не разработан в связи с чем не обеспечена надлежащая антитеррористическая защищенность данного объекта с массовым пребыванием людей, что может повлечь за собой создание реальной угрозы совершения террористического акта, в связи с чем в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурором предъявлен настоящий иск.
В судебном заседании помощник прокурора Усть-Пристанского района Голотвина Е.П. исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, обязать ответчика устранить все нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности в срок до 01.10.2013г.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что с 2011г. он не является собственником здания автостанции в ... В настоящее время здание указанной автостанции используется не полностью в связи с осуществлением пассажирских перевозок автомобильным транспортом небольшого количества человек три раза в неделю рейсом ... В декабре 2012г. им поданы документы в Управление Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи об исключении здания автостанции в ... из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта, однако в удовлетворении его просьбы отказано.
Третье лицо ФИО2 против удовлетворения иска прокурора не возражала.
Выслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ответчик ИП ФИО1 в мае 2006г. внесен в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) ... (свидетельство ...).
На территории ... района Алтайского края ИП ФИО1 осуществляет перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек, согласно лицензии ... от ... (серия ...).
Здание автостанции, расположенное по адресу: ..., ИП ФИО1 использует на основании договоров аренды, заключенных с ФИО2 12.08.2011г. и 12.06.2012г., находящегося совместно с земельным участком на праве собственности у ФИО2, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 04.04.2011г. сделана запись регистрации ... (свидетельство о государственной регистрации права ... от ...).
Приказом Федерального дорожного агентства от 23.06.2011г. № 144 «О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры» автостанции ИП ФИО1, расположенной в ..., присвоена четвертая категория и она внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта с реестровым ...
В соответствии с п.5 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 18.07.2011г.) объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно ч.1 ст.4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу п.9 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Частью 1 ст.9 настоящего Федерального закона предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в нарушение указанных выше положений Федерального закона ИП ФИО1, являющийся субъектом транспортной инфраструктуры, обязанность по обеспечению транспортной безопасности на автостанции в ... надлежащим образом не исполняет.
Система мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, регламентирована приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее по тексту – Требования).
Поскольку ИП ФИО1 на территории ... района осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, то автостанция в ... должна соответствовать указанным выше Требованиям, в соответствии с которыми ИП ФИО1 должен был обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции и утвердить в установленном порядке результаты оценки, а также в течение трех месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 08.11.2011г.) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;
4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;
6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;
7) приоритет мер предупреждения терроризма;
8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;
10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;
11) недопустимость политических уступок террористам;
12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;
13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009г., целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма.
В силу п.13 указанной Концепции Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям:
а) создание системы противодействия идеологии терроризма;
б) осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
в) усиление контроля за соблюдением административно-правовых режимов.
Согласно п.7, п.12 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 08.11.2011г.) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма и минимизации последствий проявлений терроризма.
Автостанция в ..., используемая ИП ФИО1, относится к объектам транспортной структуры массового скопления людей. Возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе террористических угроз на таких объектах, совершении актов незаконного вмешательства на данный объект влечет наиболее опасные последствия для граждан и государства. Предупреждению терроризма и минимизации последствий проявления терроризма способствует соблюдение требований безопасности при эксплуатации зданий, сооружений. Несоблюдение требований законодательства о транспортной безопасности отрицательно сказывается на поддержании безопасного состояния объекта, снижает уровень его антитеррористической защищенности. Отсутствие должного исполнения требований вышеуказанного законодательства со стороны ИП ФИО1 по осуществлению мер обеспечения антитеррористической защищенности создают предпосылки к возникновению чрезвычайных ситуаций, в том числе террористического характера. Учитывая, что согласно Федеральному закону от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» приоритет мер предупреждения терроризма является одним из основных принципов в борьбе с терроризмом, указанные недостатки в системе мер по профилактике возможных проявлений преступлений антитеррористического характера отрицательно сказываются на поддержании безопасного состояния объекта.
Федеральным законом от 05.03.1992г. «О безопасности» определено, что безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Статьей 4 данного закона предусмотрено, что безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В соответствии со ст.8 того же закона систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации, объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности.
По информации от 22.11.2012г. оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры ИП ФИО1 не проведена, план обеспечения транспортной безопасности объекта не разработан.
Данное обстоятельство свидетельствует о не обеспечении надлежащей антитеррористической защищенности данного объекта с массовым пребыванием людей, что может повлечь за собой создание реальной угрозы совершения террористического акта.
Согласно сообщению начальника Управления Алтайского края по транспорту, дорожному хозяйству и связи Д. от 14.01.2013г., оснований для направления ходатайства в Федеральное дорожное агентство в целях исключения объекта транспортной инфраструктуры – автостанции ИП ФИО1 – из Реестра категорированных объектов транспортной инфраструктуры в настоящее время нет.
Приведенные ответчиком доводы в обоснование возражений против иска не опровергают установленные судом факты и не устраняют обязанность ИП ФИО1 по выполнению вышеизложенных требований федерального законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности при перевозке пассажиров, объектов транспортной инфраструктуры.
При таких обстоятельствах иск прокурора является обоснованным и удовлетворяется полностью, бездействие ответчика в части непроведения оценки уязвимости, разработки и утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автостанции, расположенной по ..., признается незаконным, в связи с чем на ИП ФИО1 возлагается обязанность устранить вышеуказанные нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, о транспортной безопасности в срок до 01 ноября 2013г.
Право прокурора на обращение в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц правомерно основано на положениях ч.1 ст.45 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Усть-Пристанского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 в части непроведения оценки уязвимости, разработки и утверждении плана обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – автостанции, расположенной по адресу: ...
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1 провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – автостанции в ... и утверждение в установленном порядке результатов оценки о включении в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности автостанции в ... в срок до 01 ноября 2013г.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Усть-Пристанский районный суд.
Судья С.В.Соловаров