Дело № 2-371/2014 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Нязепетровск 20 ноября 2014 года Нязепетровский районный суд Челябинской области в составе председательствующего Смольниковой Т.Г. при секретаре Кравцовой Ю.Н., с участием истца ФИО1, представителя истца Мурыгина С.Е., представителя ответчика Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области ФИО2, представителя 3 лица Комитета по управлению муниципальным имуществом ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области о признании постановления недействительным, установил: ФИО1 обратилась в суд с заявлением об отмене Постановления администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области, с учетом уточненных исковых требований просила отменить постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № с изменениями, внесенными постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. № № о резервировании земель коллективных садов «Казарка», «Кооператор», «Поляночка» Нязепетровского муниципального района Челябинской области. В обоснование заявленных требований указала, что у нее в собственности имеется три земельных участка, расположенных в коллективном садоводческом товариществе «Кооператор», на двух из них расположены садовые домики. Резервированием нарушаются её права, поскольку оспариваемым постановлением ограничены её права, в том числе запрет на строительство и улучшение земельных участков. Указанное постановление считает незаконным, поскольку оно было принято с нарушением установленного порядка принятия, а также указанная в нем цель – для проектирования полигона ТБО в г. Нязепетровске не предусмотрена действующим законодательством. Заявитель ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержала. Представитель заинтересованного лица адвокат Мурыгин С.Е. в судебном заседании заявление полагал обоснованным. Представитель администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что постановление не является нормативным актом, следовательно, принято в соответствии с действующим законодательством. Согласно Устава к вопросам местного значения относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд. Цель резервирования – строительство полигона для хранения твердых бытовых отходов. Полигон ТБО невозможно размещать на другом земельном участке. Существует экологическое обоснование размещения полигона твердых бытовых отходов г. Нязепетровска. Согласно ситуационному плану земли садоводческих товариществ находятся в санитарной зоне. Полигон ТБО является объектом местного значения, объектом капитального строительства для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения. Следовательно, резервирование земель происходит на законных основаниях. Представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Нязепетровского муниципального района ФИО3 в судебном заседании требования ФИО1 полагал необоснованными, пояснил, что в настоящее время речь идет только о проектировании земли для муниципальных нужд под строительство полигона для хранения твердых бытовых отходов. Указанный объект является социально-значимым для Нязепетровского района. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Как следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка для индивидуального садоводства площадью 544 кв.м., расположенного в сдт. Кооператор, кадастровый номер №, расположенного на нем садового дома площадью 6 кв.м. с кадастровым номером №, а также земельного участка для индивидуального садоводства площадью 508 кв.м., расположенного в сдт. Кооператор, кадастровый номер №, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 32-34). Постановлением администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № № «О резервировании земель в границах коллективных садов «Казарка», «Кооператор», «Поляночка» Нязепетровского городского поселения Челябинской области» для муниципальных нужд сроком на семь лет зарезервированы 318 земельных участков общей площадью 188200 кв.м., из которых 48 земельных участков в коллективном саду «Кооператор», установлены ограничения прав собственников, землепользователей, арендаторов, землевладельцев по использованию зарезервированных земельных участков, в том числе запрет на строительство и осуществление иных улучшений земельных участков (л.д. 47). В зарезервированные указанным постановлением земельные участки вошли также земельные участки, принадлежащие на праве собственности ФИО1, что подтверждается уведомлением Росреестра в адрес собственников о государственной регистрации ограничения (обременения) не по заявлению правообладателя (л.д. 11-16). В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. В п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Законом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части установления порядка резервирования земель для государственных и муниципальных нужд указано, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 данного Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Подп. 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения государственного или муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления. В соответствии с положениями п. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным. Таким образом, земельное законодательство предусматривает защиту нарушенных прав граждан на земельный участок. Из постановления администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. № № «О резервировании земель в границах коллективных садов «Казарка», «Кооператор», «Поляночка» Нязепетровского городского поселения Челябинской области» следует, что цель резервирования является проектирование полигона ТБО в г. Нязепетровске. Постановлением администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № № в постановление администрации Нязепетровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № № внесены изменения, в частности п. 1 дополнен п. 1.1 следующего содержания: «утвердить схему резервируемых земель сельскохозяйственного назначения в границах санитарно-защитных зон полигона для хранения твердых бытовых отходов Нязепетровского муниципального района Челябинской области» (л.д. 72 оборот). Согласно подп. 3 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно в связи с иными, чем перечисленные в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, обстоятельствами. С учетом указанных положений при разрешении споров об изъятии земельных участков для размещения объектов, строительство которых предусмотрено генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, в частности объектов жилищного строительства, рекомендуется исходить из того, что соответствующее изъятие возможно, если это предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Но при этом должно иметь место прямое указание на данные обстоятельства в федеральном законе - в отношении любых земель либо в законе субъекта РФ - в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности. Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на который ссылается ответчик как на закон, содержащий обстоятельства (не предусмотренные пп. 1 и 2), при которых возможно изъятие земельного участка для проектирование полигона ТБО для государственных или муниципальных нужд, отклоняется судом, поскольку в указанном федеральном законе отсутствует прямое указание на данные обстоятельства. Поскольку проектирование полигона ТБО в федеральном или региональном законодательстве, как основание для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд отсутствует, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление принято в нарушение действующего законодательства, следовательно, требования ФИО1 обоснованны и подлежат удовлетворению. Доводы представителя ответчика ФИО2 о том, что п. 14 ст. 15 Устава муниципального образования «Нязепетровский муниципальный район» Челябинской области к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд, следовательно администрация вправе была зарезервировать спорные земельные участки суд полагает необоснованными, поскольку иные обстоятельства для изъятия земельных участков должны быть предусмотрены федеральным законом или законом субъекта федерации. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Признать недействительным постановление Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ № № «О резервировании земель в границах коллективных садов «Казарка», Кооператор», «Поляночка» Нязепетровского городского поселения Челябинской области» с изменениями, внесенными постановлением Администрации Нязепетровского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ № № Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Нязепетровский районный суд Челябинской области. Председательствующий Т.Г. Смольникова |