Дело № 2-371/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2015 года п. Эгвекинот
Иультинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Востик А.П.,
при секретаре судебного заседания Самойлович Н.А.,
с участием: истца ФИО1, представителя ответчика А.З.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении Иультинского районного суда в гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу о признании приказа УФССП России по Чукотскому АО № 48-к от и бездействий УФССП России по Чукотскому АО в части не предложения вакантной должности незаконными, о возложении обязанности на УФССП России по Чукотскому АО отменить приказ от и восстановлении нарушенных прав путем предложения истцу вакантной должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО для замещения,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Чукотскому автономному округу о признании приказа УФССП России по Чукотскому АО № 48-к от и бездействий УФССП России по Чукотскому АО в части не предложения ему вакантной должности незаконными, о возложении обязанности на УФССП России по Чукотскому АО отменить приказ № от и восстановлении нарушенных прав путем предложения истцу вакантной должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО для замещения.
В обоснование указано, что заявитель с состоит на федеральной государственной гражданской службе в должности ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов Управления ФССП России по Чукотскому АО, имеет высшее юридическое образование.
он уведомлен о сокращении с занимаемой должности. Так как с должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО была вакантной, он обратился к работодателю с заявлением о назначении его на указанную должность.
В удовлетворении заявления ему отказано, ввиду назначенного приказом УФССП России по Чукотскому АО № от на эту должность иного работника. Считает, что указанный приказ вынесен с нарушением закона и его прав, поскольку работодателем вопреки требованиям ст. 81 ТК РФ ему не были предложены все вакансии в данной местности, отвечающие его квалификации, с учетом требований частей 4 и 5 ст. 31 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от № 79-ФЗ.
С учетом требований ч. 1 ст. 3 Федерального закона от г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и положений статей 12, 31 Федерального закона от № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" полагает, что квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение спорной должности, которую в период сокращения ему как вакантную не предложили, он соответствовал.
Истец ФИО1 в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал в полном объеме по указанным в иске основаниям, в обоснование и подтверждение которых с заявлением представил: копию приказа УФССП России по Чукотскому АО № 186-к от о его назначении на государственную гражданскую службу с копией служебного контракта № от 19.09.2011, уведомление о предстоящем сокращении занимаемой должности, копию приказа УФССП России по Чукотскому АО № 33-к от об увольнении К.А.А., заявление на имя руководителя УФССП России по Чукотскому АО от с просьбой о назначении на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО с ответом от 13.03.2015, копию приказа УФССП России по Чукотскому АО № 48-к от о переводе Н.И.В. (л.д. 3-15), кроме того в судебном заседании представил диплом о высшем образовании, копию трудовой книжки, копии анкеты и приказов о временном замещении должности федеральной государственной гражданской службы С.М.В. и М.В.В., пояснив, что указанные лица назначались на спорную должность без учета категории и группы замещаемых ими должностей.
Представитель ответчика А.З.С., действующий по доверенности, в представленных суду возражениях и в суде просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований за необоснованностью, поскольку представителем нанимателя порядок предложения вакантных должностей заявителю в период проведения мероприятий по сокращению его должности соблюден и проведен в соответствии с требованиями ч.1 ст. 3, ст. 8, 9, чч. 1,2,6 ст. 12, ст. 31 Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от № 79-ФЗ, которым регламентируется прохождение службы в органах Федеральной службы судебных приставов.
Суд, выяснив требования истца и возражения представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации работникам гарантировано, право на индивидуальные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения (ч. 4 ст. 37).
В силу пунктов 13, 15 части 1 статьи 14 Федерального закона от (в ред. от 08.06.2015) № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - закон о Государственной службе) гражданский служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд.
Согласно статье 73 закона о Государственной службе федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
Как следует из ст. 26 Закона о Государственной службе, служебный контракт заключается на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы. Служебный контракт - соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (ст.23). Согласно п. 1 ч. 3. ст. 24 Закона о Государственной службе, существенными условиями служебного контракта, в том числе является наименование замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа. На основании п. 2 ст. 29 Закона о Государственной службе, об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее, чем за два месяца до их введения.
По делу установлено, что приказом Управления ФССП России по Чукотскому АО № 186-к от ФИО1 зачислен на федеральную государственную гражданскую службу и назначен на должность ведущего специалиста - эксперта (дознавателя) отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО 19.09.2011, в этот же день с ним заключен служебный контракт № 334, где обозначена замещаемая им должность гражданской службы и подразделение государственного органа (л.д. 3, 4-7).
Также установлено, что ФИО1 уведомлен о предстоящем сокращении занимаемой им должности гражданской службы с 01.05.2015, ввиду проведения организационно-штатных мероприятий в силу приказа Федеральной службы судебных приставов № от «Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу». В уведомлении имеется указание о том, что в течение двух месяцев при наличии возможности, служащему будут предложены иные вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности, уровня квалификации, профессионального образования и стажа, разъяснено, что при отсутствии таких должностей либо в случае отказа от предложенной для замещения должности, сотрудник будет освобожден от занимаемой должности и уволен с гражданской службы по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Закона о Государственной службе.
С указанным уведомлением, как установлено судом и не опровергалось сторонами, истец ознакомлен лично, под роспись (л.д. 60).
Как следует из представленного заявителем в суд приказа УФССП России по Чукотскому АО № 33-к от 17.02.2015, от занимаемой должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО освобожден и уволен К.А.А., в связи с его избранием на муниципальную должность (л.д. 9-10).
Из заявления ФИО1 от 06.03.2015, адресованного руководителю УФССП России по Чукотскому АО следует, что ссылаясь на ст. 81 Трудового кодекса РФ в части обязанности работодателя предлагать работнику все вакансии соответствующие требованиям по квалификации работника, просит назначить его на вакантную (по сведениям сайта УФССП России по Чукотскому АО) должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО, поскольку занимаемая им должность подпадает под сокращение (л.д. 11). рурркру
По сообщению руководителя УФССП России по Чукотскому АО от 13.03.2015, ФИО1 в удовлетворении просьбы отказано ввиду отсутствия указанной им в заявлении вакансии, поскольку приказом № 48-к от на данную должность с переведен Н.И.В. состоящий в кадровом резерве Управления, и разъяснено положение статьи 31 Закона о Государственной службе, регулирующей отношения при сокращением должностей (л.д. 12-13).
Из представленного в материалах дела оспариваемого приказа УФССП России по Чукотскому АО № 48-к от следует, что Н.И.В. освобожден от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы заместителя начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава специализированного отдела по обеспечению порядка деятельности судов УФССП России по Чукотскому АО и переведен на должность федеральной государственной гражданской службы начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО на основании личного заявления и приказа УФССП России по Чукотскому АО № от «Об утверждении кадрового резерва федеральных государственных гражданских служащих и граждан Российской Федерации, сформированного на конкурсной основе для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы УФССП России по Чукотскому АО» (л.д. 14-15).
ФИО1 не согласившись с отказом в назначении его на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов , обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Доводы заявителя о признании приказа УФССП России по Чукотскому АО №48-к от незаконным, так как данным приказом нарушены его права тем, что спорная должность будучи вакантной должна была быть предложена ему, суд не находит обоснованными, в силу того, что данный приказ не затрагивает прав ФИО1
При этом доводы представителя ответчика, изложенные в возражениях на исковое заявление и приведенные в судебном заседании, суд находит заслуживающими внимания и обоснованными.
Как установлено по делу с заявлением о назначении на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов ФИО1 обратился к руководителю УФССП России по Чукотскому АО 06.03.2015, что подтверждается датой регистрации исходящей корреспонденции за № и не опровергается сторонами (л.д. 11).
При этом оспариваемый заявителем приказ УФССП России по Чукотскому АО № 48-к, которым на указанную должность с назначен Н.И.В., издан работодателем . Таким образом, на момент обращения ФИО1 с заявлением о назначении его на указанную выше должность, вакантной не являлась. В тексте данного приказа какие-либо сведения и/или распоряжения в отношении ФИО1 отсутствуют (л.д. 14).
При таких обстоятельствах, нарушений прав заявителя оспариваемым приказом судом не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения требований истца о признании приказа Управления ФССП России по Чукотскому АО № 48-к от «О переводе Н.И.В.» незаконным, не имеется.
С доводами заявителя о признании бездействий УФССП России по Чукотскому АО незаконными в части не предложения ему вакантной должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов вопреки требованиям ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку он соответствовал квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение спорной должности, и имел преимущественное право на ее замещение в период проведения мероприятий по сокращению его должности суд не может согласиться, по указанным ниже основаниям.
Как указывалось выше, в статье 73 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" имеется прямое указание на то, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
При этом, в Законе о Государственной службе имеется специальная норма, которой регулируются отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы.
Так, согласно требованиям части 5 статьи 31 Федерального закона от (в ред. от 08.06.2015) № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - закон о Государственной службе) представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из пояснений представителя ответчика следует, что ФИО1 предлагались все имеющиеся в Управлении ФССП России по Чукотскому АО вакантные должности. С письменного согласия истца на замещение должности судебного пристава по ОУПДС ОСП , приказом № 89-к от 17.05.2015, он назначен на указанную должность, с ним подписано дополнительное соглашение к служебному контракту № от 19.09.2011, что подтверждается представленными в дело доказательствами: копиями уведомления от с предложением вакантных должностей и распиской истца об ознакомлении, а также копиями заявления о согласии на замещение предложенной должности от и дополнительного соглашения сторон.
В судебном заседании данные обстоятельства заявителем не опровергнуты.
Поскольку как установлено судом, ФИО1 о предстоящем сокращении замещаемой им должности с уведомлен , при этом имеющиеся в Управлении ФССП России по Чукотскому АО к замещению вакантные должности ему предложены , в период времени установленный ч. 5 ст. 31 Закона о Государственной службе, то есть до истечения 2-х месячного срока со дня предупреждения об увольнении, то с учетом требований вышеприведенных норм и изложенного, нарушений прав истца судом не усмотрено.
Нарушения прав заявителя в части не предложения ему должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов , судом по делу также не установлено по нижеуказанным основаниям.
Доводы представителя ответчика, о правомерности действий представителя нанимателя государственного органа, действовавшего в рамках требований Закона о Государственной службе, суд считает обоснованными.
Как следует из ч. 5 ст. 31 Закона о Государственной службе представитель нанимателя госоргана, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить ему, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
В силу статьи 8 Закона о Государственной службе, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.
Статьей 9 Закона о Государственной службе предусмотрена классификация должностей гражданской службы с подразделением их на категории и группы.
Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, являющиеся соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы (ст. 10).
Согласно реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от № «О реестре должностей государственной гражданской службы» должность федеральной государственной гражданской службы «старший судебный пристав» относится к ведущей группе должностей (Глава 4).
Должность начальника отдела территориального органа ФССП России - старшего судебного пристава (его заместителя) относится к должности категории «руководители» ведущей группы должностей, в силу вышеприведенных норм.
Таким образом, должность федеральной государственной гражданской службы начальник отдела - старший судебный пристав отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому автономному округу относится к должности категории «руководители» ведущей группы должностей.
Из пункта 1.3 Служебного контракта № от 19.09.2011, заключенного сторонами следует, что занимаемая истцом должность «ведущий специалист-эксперт» относится к категории «специалисты», старшей группе должностей (л.д. 4-7).
С учетом изложенного, нарушения ответчиком прав заявителя по факту не предложения ему должности федеральной государственной гражданской службы «начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП России по Чукотскому АО, существенно отличающейся по категории и группе от занимаемой ФИО1 должности «ведущий специалист-эксперт», судом не установлено.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования о признании незаконными бездействия УФССП по Чукотскому АО в части не предложения вакантной должности истцу следует отказать.
Доводы заявителя о том, что он соответствует предъявляемым квалификационным требованиям должности гражданской службы, на замещение которой он претендует, суд не считает обоснованными, поскольку в силу частей 1, 2, 6 статьи 12 Закона о Государственной службе квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.
Кроме того, в обоснование своих доводов в судебном заседании ФИО1 пояснил, что в нарушение требований Закона о Государственной службе на должность начальника отдела судебных приставов района Управлением ФССП ЧАО назначались лица, занимающие должности гражданской службы, не соответствую-щие категории и группе указанной должности. Однако суд не считает необходимым давать оценку действиям УФССП по Чукотскому АО в части законности назначения служащих того же отдела ФИО2 и ФИО3 на временное замещение должности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП , поскольку это не является предметом данного спора.
Поскольку суд пришел к выводу, об отказе в удовлетворении требований заявителя о признании приказа № 48-к от и бездействий УФССП по Чукотскому АО в части не предложения истцу вакантной должности незаконными, то производные от данных требований - требования о возложении обязанности на Управление ФССП России по Чукотскому автономному округу отменить оспариваемый приказ № 48-к от и восстановить нарушенные права истца путем предложения ему вакантной должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП по Чукотскому АО для замещения, также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании приказа Управления Федеральной службы судебных приставов по Чукотскому автономному округу к от и бездействий УФССП по Чукотскому АО в части не предложения вакантной должности незаконными, о возложении на УФССП по Чукотскому АО обязанности отменить приказ № от и восстановлении нарушенных прав путем предложения истцу вакантной должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов УФССП по Чукотскому автономному округу для замещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Иультинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено .
Судья А.П. Востик