ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-371/19 от 15.05.2019 Левобережного районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2-371/2019г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

в составе: судьи Климовой Л.В.,

секретаря Смирновой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ООО «Креон-Консалт», ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Управлению Росреестра по ЛО о снятии объектов с кадастрового учета,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Креон-Консалт», ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по ЛО о снятии с кадастрового учета объектов: (разгрузочная цемента), (лит-Г навес), Лит Б (диспетчерская), ссылаясь на то, что разгрузочная цемента и здание навеса были реконструированы в два склада: здание склада и здание склада ., а зданию диспетчерской присвоены 2 кадастровых номера: и

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОАО «Липецкий домостроительный комбинат» и ООО «Креон- Консалт» (запись регистрации от ДД.ММ.ГГГГ) и договора купли-продажи недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Креон-Консалт» и ФИО3, ФИО4, и ФИО1, покупателями (истцами) были приобретены в общую долевую собственность: сырьевая площадка площадью зданий 311,4 кв.м. с кадастровым (условным) номером , расположенная по адресу: <адрес>. По договору купли-продажи земельного участка ДД.ММ.ГГГГ истцами выкуплен в общедолевую собственность земельный участок : категория земель- земли населенных пунктов - для сырьевой площадки, площадью кв.м. с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес>.

Решением Левобережного районного суда г.Липецка от суда от ДД.ММ.ГГГГ. за истцами признано право собственности на следующие объекты с кадастровыми номерами: - здание гаража площадью кв.м. с КН , здание склада площадью кв.м. с здание склада кв.м., диспетчерская кв.м., резервуары кв.м..

По данным Росреестра на принадлежащем истцам земельном участке находятся три объекта со следующими кадастровыми номерами: Лит-I разгрузочная цемента, лит-Г навес, Лит Б диспетчерская, которых фактически нет.

Из разгрузочной цемента и здания навеса были реконструированы два склада: здание склада и здание склада . А здание диспетчерской присвоены 2 кадастровых номера:

В судебном заседании представители истца ООО «Керон-Консалт» ФИО5 и ФИО6 поддержали исковые требования, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, объяснив, что без решения суда объекты не могут быть сняты с учета, поскольку истцы не являются их собственниками, и данные о собственниках отсутствуют, объектов нет.

Представитель ответчика Управления Росреестра по ЛО в судебном заседании ФИО7 просил вынести решение на усмотрение суда, объяснил, что спорные объекты были поставлены на учет на основании переданных БТИ в орган кадастрового учета электронных копий технических паспортов объектов капитального строительства, сведения о собственниках которых отсутствуют, а поэтому во внесудебном порядке объекты не могут быть сняты с учета, в обоснование своей позиции также сослался на доводы, изложенные в письменных объяснениях на иск.

Истцы ФИО1, ФИО3, ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя ООО «Креон-Консалт», представителя Управления Росреестра по ЛО, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ) устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация прав, признаков недвижимости.

Как следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, основанных на положениях статей 8, 17, 19, 35, 40 и 46 Конституции Российской Федерации, законодательное закрепление необходимости государственной регистрации права на недвижимое имущество, являющейся единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, свидетельствует о признании со стороны государства публично- правового интереса в установлении принадлежности недвижимого имущества конкретному лицу, чем обеспечивается защита прав других лиц, стабильность гражданского оборота и предсказуемость его развития.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного в части 1 статьи 7 Закона N 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Согласно пункту 1 статьи 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абзац первый пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абзац второй пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса).

Как следует из положений п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон N 218-ФЗ), Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения).

Пунктом 4 статьи 7 указанного Закона определено, что орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино- мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пп. 7 п. 4 ст. 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

В силу положений частей 3 и 7 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N 218-ФЗ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пп. 3 п. 3 ст. 14 Закона N 218-ФЗ).

Согласно пункта 4 части 1 статьи 15 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Таким образом, процедуры снятия с государственного кадастрового учета объекта недвижимости и прекращения права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним носят заявительный характер.

Пунктом 2 части 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено. В реквизите "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости (Приказ Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 (ред. от 23.11.2016) "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" ).

Аналогичная информация указана ФНС России от 02.02.2017 "О разъяснении порядка налогообложения в случае гибели или разрушения объекта недвижимости"- датой прекращения налогообложения разрушенного объекта недвижимости признается дата снятия такого объекта с государственного кадастрового учета, полученная налоговыми органами из органов Росреестра (статья 408 НК РФ). Объект снимается с кадастрового учета на основании акта обследования, подготовленного кадастровым инженером. Одновременно проводится государственная регистрация прекращения прав на данный объект в соответствии с ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из представленных суду актов обследования, составленных кадастровым инженером ФИО8, в целях предоставления в орган регистрации прав заявления о снятии с кадастрового учета сооружений на земельном участке по адресу:<...> отсутствует объект капитального строительства - разгрузочная цемента с кадастровым номером ; отсутствует объект капитального строительства – навес с кадастровым номером ;отсутствует объект капитального строительства – здание диспетчерской с кадастровым номером .

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности до ДД.ММ.ГГГГ регулировались Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее также - Закон N 221-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется, в том числе, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости).

Пунктом 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ установлено, что снятие с учета объекта недвижимости осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

В соответствии с п. 6 ст. 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости.

Согласно положениям пп. 4 п. 1 ст. 22 Закона N 221-ФЗ в состав необходимых для кадастрового учета документов при снятии с учета объекта недвижимости входит акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 42 Закона N 221-ФЗ акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено (п. 1 ст. 42).

Акт обследования заверяется подписью и печатью кадастрового инженера (п. 2 ст. 42).

Обращаясь в суд с требованием, направленным на прекращение кадастрового учета в отношении спорных объектов, истцы указали, что объекты с кадастровыми номерами Лит-I разгрузочная цемента, лит-Г навес, Лит Б диспетчерская, прекратили свое существование, в том числе и в результате реконструкции разгрузочной цемента и здания навеса в два склада с кадастровыми номерами: и , а зданию диспетчерской присвоены 2 кадастровых номера: , то есть в собственности находится одно здание диспетчерской, которому присвоено два кадастровых номера.

Истцам на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером по адресу:<адрес>, вид разрешенного использования - для сырьевой площадки, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

По данным ЕГРН по адресу: <адрес> находится здание диспетчерской площадью кв.м., ДД.ММ.ГГГГ строительства, с кадастровым номером , навес ДД.ММ.ГГГГ постройки, с кадастровым номером , разгрузочная цемента . постройки с кадастровым номером , сведения о собственниках данных объектов отсутствуют.

Решением Левобережного районного суда г.Липецка от 23.07.2014г. по делу по иску ООО ООО «Креон-Консалт», ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации г.Липецка о признании права собственности на самовольные строения, установлено, что истцам принадлежит сырьевая площадка площадью зданий кв.м., расположенная на площадке промышленного производства №1 по адресу: <адрес> ООО «Креон Консалт» - доли, ФИО2 – доли, ФИО3 – доли, ФИО1- доли.

Земельный участок категории земель – земли населенных пунктов – для сырьевой площадки, площадью кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит истцам на праве общей долевой собственности в следующих долях: ООО «Креон Консалт» - доли, ФИО2 – доли, ФИО3 – доли, ФИО1- доли, что подтверждается копиями свидетельств о регистрации права и кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «Креон-Консалт», ФИО2, ФИО1, ФИО3 на основании договора купли-продажи от 14.04.2010 года приобрели в собственность земельный участок с кадастровым номером , общей площадью кв.м. занимаемый сырьевой площадкой, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Креон-Консалт» является собственником сырьевой площадки площадью 311,4 кв.м., расположенной на площадке промышленного производства №1 по адресу: <адрес>.

В соответствии с пунктом 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО8 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета сооружения с кадастровым номером (здание диспетчерской), права на который не зарегистрированы в ЕГРН, на земельном участке отсутствует объект капитального строительства здание диспетчерской с кадастровым номером .

Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному кадастровым инженером ФИО8 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета сооружения с кадастровым номером (разгрузочная цемента), права на который не зарегистрированы в ЕГРН, на земельном участке отсутствует объект капитального строительства разгрузочная цемента с кадастровым номером

Согласно Акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ г., подготовленному кадастровым инженером ФИО8 в результате выполнения кадастровых работ в целях представления в орган регистрации прав заявления о снятии с учета сооружения с кадастровым номером (навес), права на который не зарегистрированы в ЕГРН, на земельном участке отсутствует объект капитального строительства навес с кадастровым номером 48:20:0035001:1745.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что объекты недвижимости: со следующими кадастровыми номерами: (Лит-I) разгрузочная цемента, (лит-Г) навес, (Лит Б) диспетчерская, расположенные по адресу: <адрес> прекратили свое существование.

Основание ставить под сомнение сведения, указанные в актах, а также объяснения истцов, не имеется.

Поскольку указанные объекты недвижимости, прекратившие свое существование, но в настоящее время в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о наличии на земельном участке, принадлежащем истцам, фактически отсутствующих объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , требования истцов подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ООО «Креон-Консалт», ФИО1, ФИО2, ФИО3 о снятии объектов с кадастрового учета удовлетворить.

Снять с государственного кадастрового учета следующие объекты недвижимости с кадастровыми номерами: (разгрузочная цемента), (навес),(диспетчерская).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Левобережный районный суд г. Липецка в течение 1 месяца со дня принятия его в окончательной форме 20.05.2019г.

Судья Л.В.Климова