Дело №
УИД №
Поступило ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 апреля 2021 года г. Обь Новосибирской области
Обской городской суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Зайнутдиновой Е.Л.,
при секретаре судебного заседания Свириной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» в интересах ФИО1, ФИО2, действующего в интересах его несовершеннолетней дочери ФИО19, ФИО3, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, действующего за себя и как правопреемник ФИО17, ФИО18, ФИО20, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Региональная общественная организация «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» обратилась в суд в интересах ФИО1, ФИО2 действующего в интересах его несовершеннолетней дочери ФИО19, ФИО3, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, действующего за себя и как правопреемник ФИО17, ФИО18, ФИО20 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 с иском к АО «Авиакомпания «Сибирь» о защите прав потребителей, в котором c учетом уточненных исковых требований просят взыскать с АО «Авиакомпания Сибирь» денежные средства, уплаченные пассажирами за авиабилеты по отмененным рейсам в пользу: ФИО1 в размере 16 817 руб., ФИО2, приобретшего авиабилет для своей несовершеннолетней дочери ФИО19, в размере 9 350 руб., ФИО3 в размере 89 437 руб., ФИО4 в размере 5 719 руб., ФИО15 в размере 11 668 руб., ФИО16 за билеты, купленные на его имя и имя ФИО17 в общем размере 44 280 руб., ФИО18 в размере 23 601 руб., ФИО20, приобретшего билеты для себя и своих несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 в размере 1 200 руб. с учетом разницы между уплаченной пассажирами суммой и возвращенными авиакомпанией денежными средствами, ФИО21 в размере 400 руб., ФИО22 в размере 5 570 руб., ФИО23 в размере 8 390 руб., ФИО26 в размере 42 729 руб., ФИО27 в размере 42 729 руб., ФИО28 в размере 42 729 руб., ФИО29 в размере 42 729 руб., ФИО30 в размере 9 865 руб., ФИО31 в размере 11 020 руб., ФИО34 в размере 74 934 руб., ФИО36 в размере 15 443 руб., ФИО37 в размере 25 514 руб., ФИО38 в размере 42 164 руб., ФИО39 в размере 11 664 руб.; взыскать с АО «Авиакомпания Сибирь» неустойку: в пользу: ФИО1 в размере 16 817 руб., ФИО2, приобретшего авиабилет для своей несовершеннолетней дочери ФИО19, в размере 9 350 руб., ФИО3 в размере 89 437 руб., ФИО4 в размере 5 719 руб., ФИО14 в размере 27 750 руб., ФИО15 в размере 11 668 руб., ФИО16 за билеты, купленные на его имя и имя ФИО17 в размере 44 280 руб., ФИО18 в размере 23 601 руб., ФИО20, приобретшего билеты для себя и своих несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 в размере 9 617 руб. с учетом разницы между уплаченной пассажирами суммой и возвращенными авиакомпанией денежными средствами, ФИО21 в размере 3 382 руб. 38 коп., ФИО22 в размере 5 570 руб., ФИО23 в размере 8 390 руб., ФИО24, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО11 в размере 27 509 руб. 76 коп., ФИО25 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13 в размере 27 509 руб. 76 коп., ФИО26 в размере 42 729 руб., ФИО27 в размере 42 729 руб., ФИО28 в размере 42 729 руб., ФИО29 в размере 42 729 руб., ФИО30 в размере 9 865 руб., ФИО31 в размере 11 020 руб., ФИО32 в размере 21 388 руб., ФИО33 в размере 30 376 руб., ФИО34 в размере 74 934 руб., ФИО36 в размере 15 443 руб., ФИО37 в размере 25 514 руб., ФИО38 в размере 42 164 руб., ФИО39 в размере 11 664 руб.; взыскать с АО «Авиакомпания Сибирь» в качестве компенсации морального вреда в пользу каждого из пассажиров 10 000 руб., а также штраф в размере 50% от присужденной судом в пользу потребителей суммы, из которых 25% в пользу потребителей (пассажиров) и 25% в пользу Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга». Кроме того, ФИО39 в его заявлении о присоединении к исковому заявлению просит взыскать понесенные им почтовые расходы на отправку претензии в адрес ответчика в размере 90 руб. 50 коп.
В обоснование заявленных требований истец указал, что пассажиры приобрели авиабилеты в авиакомпании S7 Airlines (АО «Авиакомпания «Сибирь»). Впоследствии рейсы, указанные в авиабилетах, были отменены. В возврате уплаченных ха авиабилеты денежных средств пассажирам авиакомпанией было отказано, взамен были предложены ваучеры (сертификаты). Однако, выдача ваучеров не признается возвратом уплаченных за услугу средств, а является договором об оказании услуг, заключенным авиакомпанией с пассажирами в одностороннем порядке. Указывают, что отказом в возврате уплаченных пассажирами денежных средств за авиабилеты были нарушены законные права потребителей при оказании услуг по авиаперевозке. При этом перевозочный документ (билет) является подтверждением заключенного договора о возмездном оказании услуг, в нем содержатся существенные условия договора, а таккже их наличие является подтверждением оплаты стоимости услуг по договору в размере, указанной в билете. Поскольку указанные в перевозочном документы рейсы были отменены, предварительно оплаченная услуга не была оказана и не может быть оказана исполнителем в установленный срок, а именно в дату и время вылета и дату и время прибытия. В силу п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп d п. 2.3.8 Правил воздушных перевозок в случае невозможности доставить пассажира рейсом, указанном в пассажирском билете, и если такая невозможность не вызвана нарушением пассажиром Правил и/или Условий, перевозчик по согласованию с пассажиром может произвести возврат сумм в соответствии с установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Нарушений правил пассажирами установлено не было. Кроме того, пассажиры заявили о намерении произвести возврат сумм, уплаченных за перевозочный документ и предпринимали попытки возврата путем заполнения специальной формы на сайте авиакомпании и (или) посредством телефонных переговоров. Однако, в настоящее время возврат провозной платы не осуществлен.
В связи с этим РОО «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» обратилась в АО «Авиакомпания «Сибирь» с досудебной претензией от ДД.ММ.ГГГГ. в защиту интересов ФИО1, ФИО2, законного представителя ФИО40, ФИО3, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 с требованием о возврате денежных средств, уплаченных за авиабилеты. Пассажирам ФИО20, ФИО41, ФИО42, ФИО21 была возвращена часть денежных средств за авиабилеты по номеру бронирования № (номер заказа №) в размере 69 022 руб., тогда как за авиабилеты была уплачена денежная сумма в размере 70 622 руб., связи с чем, подлежит возврату еще 1 600 руб.
Указывают, что в соответствии с разъяснениями Минтранса России «О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам» от 01.04.2020г., в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки ему возвращается уплаченная провозная плата. Таким вынужденным отказом могут стать предусмотренные федеральными авиационными правилами действия перевозчика, влекущие за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки. В частности, п. 227 Федеральных авиационных правил установлено, что вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае отмены или задержки рейса, указанного в билете. При этом перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях. На основании решений заседания президиума Координационного совета при Правительстве РФ по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 27 марта прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении. Вместе с тем, меры, ограничивающие или приостанавливающие внутреннее воздушное сообщение, не принимались. В настоящее время отмена рейсов авиаперевозчиков на внутренних линиях не имеет правовых оснований. Таким образом, считают, что отказ пассажира от международной воздушной перевозки, которая должна состояться в период действия запрета международного авиасообщения, считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату. Отказ пассажира от внутренней воздушной перевозки в случае отмены рейсом авиаперевозчиком также считается вынужденным, и провозная плата подлежит возврату.
Также указывают, что в силу абз. 6 п. 1 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае, если исполнитель нарушил сроки выполнения работ, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков. Причиненных ему в связи с нарушением сроков выполнения работ. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» требования потребителя о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения догвоора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования. К убыткам относятся, в том числе, сервисный сбор, расходы на страхование и иные дополнительные услуги, оплаченные пассажирами наряду с провозной платой и (или) включенные в стоимость билета.
Считают, что поскольку досудебная претензия РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» от № была получена ответчиком №., десятидневный срок на выполнение требований истек №. Следовательно, расчет неустоек в пользу пассажиров ФИО1, ФИО2, законного представителя ФИО40, ФИО3, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО43 и ФИО44, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО45, производится в ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Заявление ФИО32 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО33 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО34 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ тридцатидневный срок, предусмотренный претензией, истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО36 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО37 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ.
Претензия ФИО38 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ
Претензия ФИО39 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ., десятидневный срок истек ДД.ММ.ГГГГ., следовательно, расчет неустойки в пользу пассажира производится с ДД.ММ.ГГГГ.
Указывают, что расчет неустойки произведен на ДД.ММ.ГГГГ
Считают, что в соответствии с положениями ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» вследствие нарушения исполнителем прав потребителя подлежит компенсации моральный вред, размер которого оценивается пассажирами суммой 10 000 рублей каждому. Также указывают на взыскание штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В судебное заседание представитель Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» и истцы не явились, о дне и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представитель Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В представленных объяснениях указывают, что досудебные претензии с требованиями о возврате уплаченных средств были направлены в АО «Авиакомпания «Сибирь» значительно раньше принятия Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельный чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, утвержденного постановлением Правительства РФ № 991 от 06.07.2020г. и соответствовали действующему на момент обращения законодательству. Помимо Воздушного кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Федеральных авиационных правил при предъявлении требований авиаперевозчику, истцы-пассажиры руководствовались разъяснениями Минстерства транспорта РФ от 01.04.2020г. «О возврате денежных средств за авиабилеты, оформленные по невозвратным тарифам», не утратившие силу по сегодняшний день. Из данных разъяснений следует, что отказ пассажира от воздушной перевозки ввиду отмены рейса является вынужденным. При вынужденном отказе авиаперевозчик обязан произвести возврат уплаченной пассажиром суммы за авиабилет. Следовательно, с возвратом денежных средств авиабилет аннулируется, а договор воздушной перевозки считается расторгнутым. Требования пассажиров о возврате денежных средств, уплаченных за авиабилет,и как следствие, о расторжении договора воздушной перевозки незаконно были не исполнены авиаперевозчиком. Также указывают, что Постановление Правительства РФ относится к подзаконным нормативно-правовым актам, на которые положения закона об обратной силе не распространяются. Считает, что к данному делу не применимы положения ч. 1 ст. 416 ГК РФ, так как АО «Авиакомпания «Сибирь» не прекращало свою деятельность, следовательно, не было лишено возможности исполнить свои обязательства по договору, так как внутренняя воздушная перевозка производилась, а решения об отмене отдельно взятых рейсов принимались авиаперевозчиком самостоятельно. Запретов на совершение внутренних перелетов установлено не было и рейсы были отменены по инициативе самого авиаперевозчика.
Представитель ответчика АО «Авиакомпания Сибирь» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Представлены объяснения по исковым требованиям, в которых указано на несогласие с исковыми требованиями. Не отрицают факта приобретения пассажирами авиабилетов у их электронного агента ООО «С7 Трэвел Ритейл». При этом указывают, что в соответствии с решением оперативного штаба по предупреждению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации с 13.03.2020г. временно ограничены пассажирские воздушные перевозки из Российской Федерации в Италию, Германию, Испанию, Францию и в обратном направлении, за исключением регулярных рейсов из Москвы в Рим, Берлин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Мадрид, Барселону, Париж и обратных рейсов из указанных городов в Москву, осуществляемых через международный аэропорт Шереметьево, а также чартерных рейсов по вывозу граждан РФ из этих стран и перевозке их граждан и граждан иных стран из России, с 16.03.2020г. временно ограничены воздушные перевозки с территории Российской Федерации на территорию стран Европейского Союза и в обратном направлении за исключением рейсов из/в аэропорт Шереметьево и чартерных рейсов из других аэропортов при условии перевозки в страны Евросоюза их граждан и граждан иных стран. Росавиация с 01.02.2020г. установила ограничение воздушных перевозок с КНР, а с27.03.2020г. 0 со всем зарубежными странами. Таким образом, перевозка истцов-пассажиров по договорам международной воздушной перевозки пассажира после названных дат стала объективно невозможной по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика из-за введенных оперативным штабом по предупреждению завоза и распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, а также Федеральным агентством воздушного транспорта ограничений. В силу п. 1 ст. 416 ГК РФ если обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, то должник (перевозчик) не несет ответственности за его неисполнение Распространение пандемии новой коронавирусной инфекции, введение отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного сообщения, а также принятые Правительством Российской Фдерации и главами субъектов Российской Федерации меры, направленные на ограничение пассажирских воздушных перевозок и транспортной мобильности граждан, препятствуют авиакомпаниям Российской Федерации выполнять свои обязательства перед пассажирами и являются чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (форс-мажор). Также указывают, что 06.04.2020г. Международная ассоциация воздушного транспорта признала депозитные ваучеры законной формой возврата денег за авиабилеты и призвала регуляторов всех стран разрешить законный оборот депозитных ваучеров авиакомпаний во избежание разрушительных последствий для авиационной отрасли.
В соответствии с п. 1 ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ, Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В случае отказа пассажира от воздушной перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная за воздушную перевозку провозная плата подлежат возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ).
Утверждают, что в соответствии со ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ постановлением Правительства РФ № 991 от 06.07.2020г. утверждено положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельный чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. При отмене рейса в связи с пандемией COVID-19 в соответствии с п. 5 Положения перевозчик обязан в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика. Пунктом 10 данного положения определен круг лиц, которые вправе подать заявление о возврате провозной платы до истечения трех лет, истцы к данным категориям не относятся, поскольку документ, подтверждающие данные обстоятельства, представлены не были. Утверждают, что денежные средства, оплаченные за несостоявшуюся перевозку в настоящее время, до истечения трехлетнего срока с даты отправления рейса, указанного в билете) возврату не подлежат, так как не имеется нормативно-правового обоснования для взыскания провозной платы за несостоявшуюся перевозку.
В отношении конкретных пассажиров указывают следующее.
Авиабилет на имя ФИО1 на перевозку по маршруту <данные изъяты>/ДД.ММ.ГГГГ был переоформлен в связи с некорректным указанием им в первоначальным билете своего имени и фамилии, оплачена провозная плата в размере 6 900 руб. Пассажир ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. не явился на рейс №» по неизвестным причинам, при этом о своем отказе от полета перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров не уведомил, в связи с чем, в силу п. 3 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 93.2 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса № 187 от 16.07.2014г., денежные средства за несостоявшуюся воздушную перевозку не возвращаются.
На имя ФИО40 был оформлен билет на воздушную перевозку «<адрес>», размер провозной платы составит 9 350 руб. по тарифу «Эконом Гибкий». При добровольном отказе от воздушной перевозки, оплаченной по данному тарифу в соответствии с абз. 3 п. 93.2 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса № 155 от 25.09.2008г., провозная плата возвращается с удержанием платы (сбора) за операции по аннулированию бронирования перевозки, осуществлению расчетов сумм, причитающихся для возврата и оформлению возврата сумм, предусмотренный условиями применения тарифа. Согласно условиям тарифа «Эконом Гибкий» при возврате билета более чем за 40 минут до вылета рейса взимается сбор за каждую ценовую единицу построения маршрута для рейсов по России — 2 000 руб., сбор за оформление авиабилета возврату не подлежит. В связи с чем, подлежит возврату 7 350 руб.
Размер провозной платы по билету ФИО46 на перевозку «<данные изъяты> составляет 89 437 руб. Пассажир самостоятельно оформил на сайте возврат этой суммы с надбавкой в размере 10% на сертификат №, который №. был направлен ему по указанному им адресу электронной почты и который может быть им использован для оплаты будущих услуг АО Авиакомпания «Сибирь».
Размер провозной платы по билету ФИО4 на перевозку <данные изъяты>. оплачен по самому доступному тарифу «Эконом Базовый», условия применения которого не предусматривают возврат каких-либо денежных сумм в случае расторжения договора воздушной перевозки пассажира, и составляет 5 719 руб. Однако, по заявке пассажира ДД.ММ.ГГГГ. оформлен сертификат № который был направлен на адрес электронной почты и который может быть ею использован для оплаты будущих услуг АО Авиакомпания «Сибирь».
ФИО14 приобрела авиабилет <данные изъяты>, стоимостью 19 003 руб. и в соответствии с п. 10 Положения-991 до <данные изъяты>. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежат.
Провозная плата по билету на имя ФИО15 на рейс ДД.ММ.ГГГГ. в размере 11 668 руб. была досрочно возвращена ДД.ММ.ГГГГ электронным агентом ООО «С7 Трэвел Ритейл» на карту №, что подтверждается справкой АО «Альфа-Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 10 Положения-991 до 01.05.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежали.
Билеты на имя ФИО17 и ФИО16 на воздушную перевозку из <адрес> были оплачены по тарифу «Эконом-Базовый», условия применения которого не предусматривает возврат каких-либо денежных сумм в случае расторжения договора воздушной перевозки пассажира. Пассажиры, купившие авиабилеты по невозвратным тарифам, не могут вернуть уплаченную за них сумму, если откажутся от перелета (п. 4 ч. 1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 93.1 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса № 155 от 25.09.2008г.
ФИО18 приобрела авиабилет на перевозку из <адрес>., стоимостью 23 201 руб. и в соответствии с п. 10 Положения-991 до 22.05.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежат.
Провозная плата по билетам, оформленных на имя ФИО20, ФИО21 и их детей ФИО6 и ФИО5 на перевозку из <данные изъяты>, в сумме 70 622 руб. была досрочно возвращена ДД.ММ.ГГГГ. на карту №, что подтверждается справкой АО «Альфа-Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 10 Положения-991 до 22.05.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежали.
ФИО47 и ФИО23 приобрели авиабилеты на перевозку из <данные изъяты>, которая не состоялась ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 10 Положения-991 до 20.03.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежат.
Провозная плата по билетам, оформленных на имя ФИО24, ФИО48, ФИО25 и ФИО49 на перевозку из <данные изъяты>., в сумме 101 888 руб. была досрочно возвращена ДД.ММ.ГГГГ. на карту №, что подтверждается справкой АО «Тинькоф Банк» №. В соответствии с п. 10 Положения-991 до 20.03.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежали.
ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29 приобрели авиабилеты на перевозку по маршруту <данные изъяты>., в соответствии с п. 10 Положения-991 до 05.05.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежат.
Провозная плата по билетам, оформленных на имя ФИО30 и ФИО31 на перевозку из <данные изъяты>. в соответствии с п. 10 Положения-991 до 05.05.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежали. Однако, провозная плата в сумме 9 665 руб. была досрочно возвращена ДД.ММ.ГГГГ на карту №, что подтверждается справками АО «Тинькоф Банк» № №.
ФИО32 приобрел авиабилеты на перевозку по маршруту <данные изъяты>., в соответствии с п. 10 Положения-991 до 30.04.2023г. оплаченные за билет денежные средства взысканию не подлежат.
Также указывают, что требование о взыскании неустойки основано на неверном понимании подлежащего применению в данном случае законодательстве. Так, срок рассмотрения претензии к перевозчику, определенный ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ составляет 30 дней. При этом положения ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей» о взыскании 3% неустойки подлежит применению в случае наличия последствий, указанных в ст. 28 и 29 Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако, обязательство перевозчиком было прекращено в связи с невозможностью его исполнения, в связи с чем, ответчик не несет ответственности за неисполнение договора. В случае, если суд усмотрит наличие оснований для взыскания с ответчика неустойки и штрафа, то на основании ст. 333 ГК РФ просит о снижении их размера, соразмерив сумму неустойки с конкретным размером причиненного в результате противоправных действий ущерба (т. 2 л.д. 167-175, т. 4 л.д. ).
В дополнениях к объяснениям представитель ответчика указывает, что требования пассажиров ФИО33, ФИО37, ФИО50, ФИО34, удовлетворению не подлежат, так как договоры воздушной перевозки с указанными лицами попадают под действие Положения-991 (т. 3 л.д. 41-44).
Также считают, что если дата заключения договора до ДД.ММ.ГГГГ а дата исполнения перевозки — с ДД.ММ.ГГГГ. по международным воздушным перевозкам с КНР, а с ДД.ММ.ГГГГ. - по всем внутренним и иным международным воздушным перевозкам, о к правоотношениям сторон по возврату провозной даты подлежат применению нормы Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 991 от 06.07.2020г. (т. 4 л.д. 134).
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
Согласно квитанции электронного билета ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. приобрел авиабилет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, указано, что по тарифу оплачивается 6 900 руб., сборы – 6 210 руб. (т. 1 л.д. 38-39). Согласно кассовому чеку № от ДД.ММ.ГГГГ. стоимость билета составила 16 617 руб., сервисный сбор 200 руб., всего 16 817 руб. (т. 1 л.д. 40).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО40 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, стоимостью 9 350 руб. (т. 1 л.д. 41).
Согласно маршрутной квитанции на имя ФИО46 ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, стоимостью 89 437руб. (т. 1 л.д. 42).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО4 следует, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, стоимостью 5 719 руб. (т. 1 л.д. 43).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО14 следует, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, стоимостью 8 747 руб. (т. 1 л.д. 49-50). Кроме того, представлен кассовый чек № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому стоимость авиабилета составляет 18 464 руб., страховка 339 руб. и сервисный сбор 200 руб., всего 19 003 руб. (т. 1 л.д. 51).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО15 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейс № с датой вылета <данные изъяты>, стоимостью 11 668 руб. (т. 1 л.д. 48).
Согласно маршрутным квитанциям на имя ФИО51 Наили и ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 22 140 руб. каждый (т. 1 л.д. 52-53, 54-55).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО18 следует, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 23 201 руб., также согласно квитанции был оплачен сервисный сбор 400 руб. (т. 1 л.д. 56-57, 58).
Из маршрутных квитанций на имя ФИО42 и ФИО41 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. были оформлены билеты на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 18 791 руб. каждый (т. 1 л.д. 59-60, 65-66).
Также согласно маршрутным квитанциям на имя ФИО5 и ФИО6 (ребенок) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. были оформлены билеты на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 16 520 руб. каждый (т. 1 л.д. 61-62, 63-64).
В соответствии с квитанцией ФИО41, ФИО42, ФИО6 и ФИО5 был оплачен сервисный сбор в сумме 1 600 руб. (т. 1 л.д. 67).
Согласно квитанциям электронных билетов ФИО47 и ФИО23 приобрели ДД.ММ.ГГГГ. авиабилеты на рейсы <данные изъяты> (т. 1 л.д. 68-69, 70-72).
Из маршрутных квитанций на имя Крыжановской Евгении, ФИО48, ФИО25 и ФИО49 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. были приобретены авиабилеты на рейсы № с датой вылета ДД.ММ.ГГГГ. и на рейс <данные изъяты>, каждый стоимостью по 25 472 руб. (т. 1 л.д. 73-74, 75-76, 77-78, 79-80).
Как следует из маршрутных квитанций на имя ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. были приобретены авиабилеты на рейсы <данные изъяты>, каждый стоимостью по 42 729 руб. (т. 1 л.д. 81-82, 83-84, 86-87, 88-89). В соответствии с квитанцией ФИО26, ФИО27, ФИО28 и ФИО29 был оплачен сервисный сбор в сумме 4 600 руб. (т. 1 л.д. 85).
Согласно квитанциям электронных билетов и маршрутным квитанциям ФИО30 и ФИО31 приобрели ДД.ММ.ГГГГ. авиабилеты на рейс <данные изъяты>, стоимостью 9 665 руб. каждый (т. 1 л.д. 93, 9490, 91). Кроме того, ФИО31 было оплачено выбор места в салоне на вышеуказанных рейсах в размере 450 руб. и 705 руб. (т. 1 л.д. 91 оборотная сторона, л.д. 92). В соответствии с квитанциями ФИО30 и ФИО31 был оплачен сервисный сбор в размере 200 руб. за каждого (т. 1 л.д. 90 оборотная сторона и т. 1 л.д. 92 оборотная сторона).
Из маршрутной квитанции на имя ФИО32 следует, что ДД.ММ.ГГГГ. был оформлен билет на рейсы <данные изъяты> (т. 1 л.д. 95).
Из маршрутных квитанций на имя ФИО33 и ФИО63 (ребенок) усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ. были приобретены авиабилеты на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 16 596 руб. и 13 780 руб. соответственно (т. 2 л.д. 54, 52). В соответствии с квитанцией ФИО33 и ФИО35 был оплачен сервисный сбор в сумме 400 руб. (т. 2 л.д. 56). Согласно кассовому чеку № от ДД.ММ.ГГГГ. стоимость билетов составила 30 376 руб., сервисный сбор 400 руб., всего 30 776 руб. (т. 2 л.д. 61, 62). Операция по оплате была произведена по карте Сбербанк, держателем которой является Евгений Анатольевич Ш. (т. 1 л.д. 237).
Как усматривается из маршрутных квитанций ФИО34 и ФИО52 приобрели ДД.ММ.ГГГГ. авиабилеты на рейс <данные изъяты>, стоимостью 36 928 руб. каждый (т. 2 л.д. 35, 36). Кроме того, ими был оплачен сервисный сбор в размере 400 руб., что подтверждается квитанцией об оплате сервисного сбора (т. 2 л.д. 37). Операция по оплате в сумме 74 934 руб. была произведена по карте Сбербанк, держателем которой является ФИО53 Юрьевна Л. (т. 2 л.д. 38).
Согласно маршрутной квитанции ФИО36 приобрела ДД.ММ.ГГГГ. авиабилеты на рейс <данные изъяты>, стоимостью 14 831 руб. (т. 2 л.д. 14). Кроме того, ФИО36 были оплачены страховка в размере 412 руб. и сервисный сбор в размере 200 руб., что подтверждается квитанцией об оплате сервисного сбора, международным страховым полисом, кассовым чеком на общую сумму 15 443 руб. (т. 2 л.д. 16, 18, 20).
Согласно маршрутной квитанции ФИО37 приобрела ДД.ММ.ГГГГ. авиабилеты на рейсы <данные изъяты>, стоимостью 26 775 руб. (т. 2 л.д. 244-245). Кроме того, ФИО37 были оплачены страховка в размере 339 руб. и сервисный сбор в размере 400 руб., что подтверждается квитанцией об оплате сервисного сбора, страховым полисом Тинькоф страхование (т. 2 л.д. 246, 247-258).
Подтверждения заключения договора воздушной авиаперевозки с ФИО38 суду не представлено.
Согласно маршрутным квитанциям ФИО39 и ФИО54 приобрели 03.04.2020г. авиабилеты на рейс <данные изъяты>, стоимостью 4 732 руб. каждый (т. 1 л.д. 230, 231). Также из квитанции на сверхнормативный багаж усматривается, что ФИО39 было оплачено 2 000 рублей (т. 1 л.д. 233), а также был оплачен сервисный сбор ФИО39 и ФИО54 в сумме 200 руб., что подтверждается квитанцией (т. 1 л.д. 234). Согласно кассовому чеку № от ДД.ММ.ГГГГ. стоимость билетов составила 9 464 руб., провоз дополнительного багажа 2 000 руб., сервисный сбор 200 руб., всего 11 664 руб. (т. 1 л.д. 235-236). Операция по оплате была произведена по карте Сбербанк, держателем которой является Евгений Анатольевич Ш. (т. 1 л.д. 237).
РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» была направлена письменная претензия от ДД.ММ.ГГГГ. в пользу пассажиров ФИО1, ФИО2, законного представителя ФИО40, ФИО3, ФИО55, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО56, ФИО57, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО20 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, в адрес ответчика, ответчик получил претензию ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 17-20, 21, 22, 23-24).
Заявление ФИО32 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 31-32, 33).
Претензия ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 35-36, 37).
Претензия ФИО33 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 48-50, 58, 59, 60).
Претензия ФИО34 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (т. 2 л.д. 58, 59, 60).
Претензия ФИО36 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (т. 2 л.д. 4, 6, 8, 10, 12).
Претензия ФИО37 от ДД.ММ.ГГГГ. была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д. 236-237, 238, 239-240, 242-243).
Претензия ФИО39 от ДД.ММ.ГГГГ была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ. (т. 1 л.д. 226-228).
С учетом уточненных исковых требований, из числа истцов РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» были исключены ФИО57 и ФИО56, ФИО58, а также не указаны подававшие ранее в адрес суда заявления о присоединении к исковому заявлению, в которых отсутствовали требования к АО «Авиакомпания «Сибирь», ФИО59, ФИО60, ФИО61 В связи с неподдержанием исковых требований РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» в интересах ФИО57 и ФИО56, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, а также невозможности определения заявленных требований ФИО59, ФИО60, ФИО61, и объяснениями ответчика о возврате провозной платы ФИО57 и ФИО56, суд полагает не подлежащими разрешению в настоящем деле требования ФИО57 и ФИО56, ФИО58, и заявления о присоединении к исковому заявлению ФИО59, ФИО60, ФИО61
С 27.03.2020г. согласно п. 1 Поручения Правительства РФ от 26.03.2020г. «О решениях по итогам заседания президиума Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 25.03.2020г.» прекращено регулярное и чартерное авиасообщение, осуществляемое из российских аэропортов в аэропорты иностранных государств и в обратном направлении, за исключением полетов, связанных с вывозом российских граждан на территорию Российской Федерации из иностранных государств в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (в соответствии со списками граждан, сформированными МИД России), а также полётов, осуществляемых по отдельным решениям Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Если обязательство прекращено в связи с невозможностью его исполнения, то должник (перевозчик) не несёт ответственности за его неисполнение.
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и ускорение темпов ее распространения в большинстве стран мира, включая Российскую Федерацию, введение отдельными государствами режима чрезвычайной ситуации и запрета международного сообщения, привели к существенному сокращению внутренних воздушных перевозок, а также к прекращению международных воздушных перевозок пассажиров.
Указанные обстоятельства, а также принятые Правительством Российской Федерации и главами субъектов Российской Федерации меры, направленные на ограничение пассажирских воздушных перевозок и транспортной мобильности граждан, препятствуют авиакомпаниям Российской Федерации выполнять свои обязательства перед пассажирами, и являются чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами (форс-мажор), влияющими, в том числе, на устойчивость функционирования авиакомпаний.
Согласно ст. 107.2 Воздушного кодекса РФ в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в связи с распространением пандемии и введением в РФ режима повышенной готовности, воздушный перевозчик имеет право осуществлять возврат провозной платы в порядки и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
В целях урегулирования ситуации, связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), 08.06.2020 г. был принят Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».
Закон предусматривает обязанность возврата провозной платы по договорам воздушной перевозки, подлежащим исполнению с 01.02.2020 г. по международным перевозкам с КНР, с 18.03.2020 г. по всем внутренним и иным международным перевозкам при отмене перевозчиком рейса или отказе пассажира от перевозки при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций или введении режима повышенной готовности, повлекшим ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020г. № 991 утверждено Положение об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Согласно п. 1 указанного Положения данные правила применяются к договорам воздушной перевозки пассажира, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным воздушным перевозкам, и заключенные до 1 мая 2020 г.
В случаях, указанных в пункте 1пункте 1 настоящего Положения, перевозчик вправе в одностороннем порядке: а) изменить условия договора (в части даты, времени, маршрута (изменение прямого маршрута на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), типа воздушного судна). Изменение условий договора осуществляется в порядке, установленном федеральными авиационными правиламиправилами, утвержденными в соответствии со статьей 102статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации; б) отказаться от исполнения договора (отменить рейс) и возвратить уплаченную за воздушную перевозку пассажира провозную плату в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении (пп. а и б п. 3 Положения).
На основании п. 4 вышеуказанного Положения при отказе пассажира от воздушной перевозки в случаях, указанных в пункте 1пункте 1 или подпункте «а» пункта 3подпункте «а» пункта 3 настоящего Положения, провозная плата, уплаченная за воздушную перевозку пассажира, подлежит возврату пассажиру в порядке и сроки, которые установлены в настоящем Положении.
В соответствии с 5 указанного Положения, в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 3 и пункте 4 настоящего Положения, обязательство перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, указанный в билете, прекращается, при этом перевозчик обязан в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, принять сумму оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке (в том числе по другим маршрутам воздушной перевозки) и дополнительных услуг перевозчика.
Пунктом 6 Положения установлено, что денежные средства, не использованные для оплаты услуг, указанных в пункте 5 настоящего Положения, подлежат возврату пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, если иной срок возврата не установлен пунктом 10 настоящего Положения.
Пунктом 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 991, установлено, что правило о возврате провозной платы по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете, не распространяется на следующие категории пассажиров: лица, признанные инвалидами I или II группы, лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, ветераны Великой Отечественной войны, члены многодетной семьи.
Указанные категории пассажиров имеют право на возврат провозной платы, в том числе по договорам, заключенным по «невозвратным» тарифам в течение 10 дней со дня получения перевозчиком заявления о возврате. При этом указанное заявление может быть подано как до даты воздушной перевозки, указанной в билете, так и после нее.
Возврат сумм за несостоявшуюся перевозку в случае отказа пассажира от перевозки осуществляется в соответствии с условиями применения оплаченного тарифа.
С учетом положений Постановления Правительства РФ № 991 от 06.07.2020г. срок исполнения обязательств по возврату провозной платы наступит не ранее:
ФИО2 действующего в интересах его несовершеннолетней дочери ФИО19 - 03.04.2023г.;
ФИО3 - 02.04.2023г.;
ФИО4 - 06.04.2023г.;
ФИО14 - 28.04.2023г.;
ФИО15 - 01.05.2023г., при этом ему была возвращена провозная плата в размере 11 668 руб. ДД.ММ.ГГГГ. на карту №, что подтверждается справкой АО «Альфа-Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 181);
ФИО16, действующего за себя и как правопреемник ФИО17 - 23.08.2023г.;
ФИО18 - 22.05.2023г.;
ФИО21, ФИО20 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6 - 22.05.2023г., при этом им была возвращена провозная плата в сумме 70 622 руб. ДД.ММ.ГГГГ. на карту № что подтверждается справкой АО «Альфа-Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 183);
ФИО22 и ФИО23 – с учетом неиспользованной части билетов по маршруту «Терерифе-Домодедово-Санкт-Петербург» - 20.03.2023г.;
ФИО24 действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО12 действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13 - 20.03.2023г., при этом им была возвращена провозная плата в сумме 101 888 руб. ДД.ММ.ГГГГ. на карту №, что подтверждается справкой АО «Тинькоф Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 189);
ФИО26 - 05.05.2023г.;
ФИО27 - 05.05.2023г.;
ФИО28 - 05.05.2023г.;
ФИО29 - 05.05.2023г.;
ФИО32 - 30.04.2023г.;
ФИО33 - 22.03.2023г.;
ФИО34 - 24.03.2023г.;
ФИО36 - 20.04.2023г.;
ФИО37 - 10.06.2023г.;
ФИО39 - 06.04.2023г.
ФИО30 и ФИО31 - с учетом согласия обмена авиабилетов на билеты с вылетом ДД.ММ.ГГГГ. по маршруту <данные изъяты>.; при этом им было возвращено 20 485 руб. на карту №, а именно, ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 9 665 руб. и 10.06.2020г.- 10 820 руб., что подтверждается справками АО «Тинькоф Банк» № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 185 и л.д. 187).
Поскольку договоры воздушной перевозки между пассажирами и АО «Авиакомпания Сибирь» были заключены до ДД.ММ.ГГГГ и подлежали исполнению после ДД.ММ.ГГГГ, но услуга по перевозке оказана не была по обстоятельствам, которые не зависели от каждой стороны, доводы РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» о том, что указанное выше Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.07.2020г. № 991, не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, возникшим между ними и АО «Авиакомпания Сибирь», не соответствуют требованиям указанных выше нормативных правовых актов.
Поскольку каких-либо документов, подтверждающих принадлежность пассажиров к категории пассажиров, перечисленных в п. 10 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2020г. № 991, в адрес ответчика и в материалы гражданского дела представлено не было, то денежные средства, оплаченные за несостоявшуюся перевозку, в настоящее время возврату не подлежат.
При этом суд находит необоснованными доводы РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга», что в данном случае отказ пассажиров от воздушной перевозки был вынужденным в связи с отменами рейсов, так как отмены рейсов были произведены после 18.03.2020г., то есть в условиях угрозы возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части. При этом ФИО16 и ФИО17 обратились в суд с исковыми требования о возврате провозной платы еще до наступления даты и времени рейса, который впоследствии по утверждению АО «Авиакомпания «Сибирь» отменен не был, однако, пассажиры не воспользовались воздушной перевозкой.
Нарушение условий и порядка возвращения денежных средств по неиспользованным авиабилетам, установленных указанными выше нормами, ответчиком не допущено. Следовательно, не допущено и нарушение прав потребителей, что свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с ответчика заявленных стоимости билетов, а также неустойки, почтовых расходов и штрафа.
Как следует из пояснений ответчика, авиабилет на имя ФИО1 на перевозку по маршруту <данные изъяты> был переоформлен в связи с некорректным указанием им в первоначальным билете своего имени и фамилии, при этом была оплачена провозная плата в размере 6 900 руб. Пассажир ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. не явился на рейс <данные изъяты> по неизвестным причинам, при этом о своем отказе от полета перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров не уведомил.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
Каких-либо доказательств того, что вышеуказанный рейс был отменен или его время изменено, РОО «Центр защиты потребителей Санкт-Петербурга» и ФИО1 не представлено, в материалах дела отсутствуют маршрутная квитанция или авиабилет с отметкой об этом, а также иные документы, подтверждающие явку пассажира в аэропорт, регистрацию на рейс. Также суду не представлены документы, подтверждающие вынужденность отказа ФИО1 от воздушной перевозки либо подтверждающие заблаговременность извещения перевозчика об отказе ФИО1 от полета.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
В статье 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Приказом Минтранса России от 28.06.2007 г. № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее Федеральные авиационные правила).
Федеральными авиационными правилами на пассажиров возложен ряд обязательств при осуществлении воздушной перевозки.
Согласно п. 80 Федеральных авиационных правил пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, иммиграционным, санитарно-карантинным, ветеринарным, фитосанитарным и другими видами контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В п. 90 указанных правил предусмотрена обязанность пассажира прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.
С учетом изложенного, суд полагает, что ФИО1 не исполнена его обязанность своевременно прибыть на регистрацию на рейс и к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.
Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 226 Федеральных авиационных правил).
Федеральными авиационными правилами предусмотрено два вида отказа пассажира от воздушной перевозки: вынужденный отказ и добровольный отказ.
Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случаях, предусмотренных в п. 227 Федеральных авиационных правил (отмена или задержка рейса, указанного в билете; изменение перевозчиком маршрута перевозки; выполнение рейса не по расписанию и др.). При вынужденном отказе пассажира от перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, а в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с вынужденным отказом пассажира от части перевозки пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки (пункты 116, 117 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 г. № 155).
В данном случае оснований, предусмотренных п. 227 Федеральных авиационных правил, для вынужденного отказа не было. Следовательно, отказ согласно п. 229 указанных правил признается добровольным.
В соответствии с ч. 3 ст. 108 Воздушного кодекса РФ, если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата. Если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается, за исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу иных организаций в соответствии с законодательством иностранных государств, с территорий, на территории или через территории которых осуществляется воздушная перевозка пассажира (ч. 4 ст. 108 Воздушного кодекса РФ).
Таким образом, оснований для возврата провозной платы ФИО1 не имеется, следовательно, в удовлетворении исковых требований в его интересах следует отказать.
В подтверждение исковых требований ФИО38 суду не было представлено документов, подтверждающих заключение им договора воздушной перевозки с АО «Авиакомпания «Сибирь», его оплаты, а также неисполнения данного договора перевозчиком, направление претензии ФИО38 в адрес ответчика и ее неисполнения.
При таких обстоятельствах исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Региональной общественной организации «Центр защиты прав потребителей Санкт-Петербурга» в интересах ФИО1, ФИО2, действующего в интересах его несовершеннолетней дочери ФИО19, ФИО3, ФИО4, ФИО14, ФИО15, ФИО16, действующего за себя и как правопреемник ФИО17, ФИО18, ФИО20, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО5 и ФИО6, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО11, ФИО25, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО13, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39 к АО «Авиакомпания Сибирь» о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Л. Зайнутдинова