Дело № 2-371/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июня 2017 года г. Комсомольск-на-Амуре
Комсомольский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Пучкиной М.В.,
с участием представителя истца - заместителя Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Перминова И.А.,
представителей ответчика ФИО1, ФИО2,
при секретаре - Каледа Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» об обеспечении охраны аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Комсомольский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» об обеспечении охраны аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, указывая на то, что прокуратурой в ходе проверки соблюдения требований антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры установлено, что в нарушение требований действующего законодательства не обеспечена должная охрана аэропорта АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт». Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 № 743 утверждено «Положение о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации» (далее - Положение), в соответствии с которым ведомственная охрана создается Министерством транспорта Российской Федерации для защиты охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 84 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ВК РФ), п.п. 3, 4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142, авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих, в том числе охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов, предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной Охраны федерального органа исполнительной власти (ч. 6 ст. 84 ВК РФ), уполномоченного в области транспорта в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, утвердившим Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры (далее Правила № 42). Обязанность по организации охраны аэропортов возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию этого аэропорта (п. 3 Правил № 42). В силу п. 4 Правил № 42 охрана границ территории аэропортов, за исключением международных, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта. Аналогичные положения закреплены в пункте 53 раздела V Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № 62. Таким образом, действующим законодательством в сфере авиационной безопасности императивно установлено, что охрана периметра аэропорта, не относящегося к международным, должна осуществляться подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации на основании возмездных договоров с лицами, эксплуатирующими аэропорт. В ходе проверки установлено, что охрана аэропорта г. Комсомольска-на-Амуре (Хурба) производится силами служб авиационной безопасности, договор на осуществление охраны с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ не заключался. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела, в том числе, это граждане и юридические лица, правам и законным интересам которым может быть нанесен ущерб вследствие незаконного вмешательства в деятельность АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», либо других действий, связанных с проникновением на территорию аэропорта г. Комсомольска-на-Амуре посторонних лиц из-за отсутствия охраны. На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» просит обязать АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обеспечить охрану аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. Установить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора Перминов И.А. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что каких либо доказательств отсутствия охраны аэропорта и объектов его инфраструктуры, причинения или вероятности причинения какого-либо вреда неопределенному кругу лиц, истцом не представлено. Законодательство не содержит императивной нормы об обязательном заключении договора на охрану аэропорта и более того регламентирует, что порядок организации охраны аэродрома совместного базирования регламентируется органом, в чьем ведении находится аэродром. При указанных обстоятельства осуществление охраны аэропорта и объектов его инфраструктуры силами САБ аэропорта, расположенных в границах государственного аэродрома, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, не противоречит требованиям действующего законодательства РФ. В этой связи считает требования истца об обязании АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» обеспечить охрану аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта РФ не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что поскольку аэропорт и все его объекты инфраструктуры расположены в границах аэродрома, находящегося в ведении Министерства обороны РФ, в Перечень охраняемых объектов подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» не входит. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Приморского Филиала ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ» в судебное заедание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, согласно отзыву Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» считает необходимым отметить, что в соответствии с ч. 2 ст. 23 федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, то есть имеющие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений, издаются в форме постановлений Правительстве Российской Федерации. Согласно статье 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, изданные на основании и во исполнение федеральных законов, неотмененные Президентом Российской Федерации, обязательны к исполнению в Российской Федерации. На основании выше изложенного Приморский филиал ФГУП «УВО Минтранса России» полагает, что исковые требования Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Представители третьих лиц ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта РФ», Министерства обороны РФ, своевременно и надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц.
Выслушав мнения представителей истца, ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством (часть 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности).
Частью 1 статьи 8 Закона о транспортной безопасности установлено, что требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, для различных категорий транспорта, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Статья 83 Воздушного кодекса Российской Федерации определяет, что авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
В силу пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42, которым утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, определяющие порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности (пункт 1).
Согласно пунктам 3 и 4 указанных Правил организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется: в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ; в отношении иных аэропортов - подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» зарегистрировано в качестве юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ и осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>.
Согласно п. 4.2.1 устава АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» основными видами деятельности Общества являются: аэродромное обеспечение, электросветотехническое обеспечение, штурманское обеспечение, радиотехническое обеспечение и авиационная связь, обеспечение обслуживания воздушного движения, инженерно-авиационное обеспечение, обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов, авиатопливообеспечение воздушных перевозок, осуществление контроля качества авиационных горюче-смазочных материалов, поисковое и аварийно-спасательное обеспечение, обеспечение полетов воздушных судов, обеспечение авиационной безопасности.
Из договора совместного базирования № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны РФ и АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» следует, что предметом договора является совместное базирование ВС Сторон и совместная эксплуатация аэродрома Комсомольск-на-Амуре (Хурба) в порядке и на условиях, определенных договором.
Пунктом 5.2 раздела 5 договора совместного базирования № от ДД.ММ.ГГГГ определено, что Минобороны России своими силами и за свой счет осуществляет охрану аэродрома в соответствии с Планом охраны и обороны аэродрома.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1034-р от 10 августа 2007 года (в редакции от 23 мая 2017 года) Аэродром Комсомольск-на-Амуре (Хурба) является государственным аэродромом федерального значения и находится в ведении Министерства обороны РФ, а АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» разрешено осуществлять совместное базирование.
Пояснениями представителей ответчика, схемой трассы установки ограждений конструкции аэродрома Хурба в судебном заседании установлено, что границы аэропорта, как и объекты его инфраструктуры, расположены в границах аэродрома, находящегося в ведении Министерства обороны РФ
В соответствии со ст. 25 Воздушного кодекса РФ государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны.
При таких обстоятельствах, оснований для понуждения АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт», границы и объекты инфраструктуры которого расположены в границах аэродрома, и осуществляющего с Министерством обороны РФ совместное базирование на государственном аэродроме Хурба, обеспечить охрану аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта РФ не имеется.
Кроме того, в соответствии с абзацем 6 статьи 8 Федерального закона «О ведомственной охране» от 14.04.1999 № 77-ФЗ, Постановлением Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514 Министерство транспорта России является федеральным органом исполнительной власти уполномоченным устанавливать перечень охраняемых объектов, подлежащих ведомственной охране.
Приказом Министерства транспорта РФ от 3 августа 2016 года № 222 утвержден Перечень охраняемых объектов подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» в указанный перечень не включен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Комсомольского-на-Амуре транспортного прокурора в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» об обеспечении охраны аэропорта силами ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Комсомольский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме - 30 июня 2017 года.
Председательствующий