Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2021 года п. Междуреченский
Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ганина С.В.,
при секретаре Загородниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ФИО1 о взыскании суммы выплаченной субсидии, неустойки,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Кондинского района обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании выплаченной субсидии в размере 834 605 рублей, неустойки за период с 29 мая 2020 года по 15 июня 2021 года в размере 39 143 рубля 52 копейки.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2016-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 03.10.2013 г. №398-п, в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, предусмотрена финансовая помощь коренным малочисленным народам Севера, занимающимся традиционной хозяйственной деятельностью в автономном округе.
Государственная поддержка оказывается в виде предоставления субсидии юридическим и физическим лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность, на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, на приобретения материально-технических средств и другой помощи малочисленным народам Севера.
В рамках вышеуказанной программы между администрацией Кондинского района (далее - Уполномоченный орган, истец) с одной стороны, и пользователем территории традиционного природопользования № ФИО1 (далее -Получатель, ответчик) заключен договор от 27 марта 2017 года № «На предоставление субсидии на обустройство земельных участков территории традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами» (далее - Договор).
Ответчик ФИО1 как получатель субсидии, принял на себя обязательства использовать субсидию строго по целевому назначению, то есть на обустройство территории согласно смете, предусмотренной договором; обустроить № в течении трех лет с момента получения первого этапа субсидии.
Согласно акту освидетельствования проведения промежуточных работ по обустройству территории традиционного природопользования от 04 февраля 2020 года ФИО1 не построен ни один объект.
Также в соответствии с актом освидетельствования проведения основных работ по обустройству территории традиционного природопользования от 16 марта 2021 года ФИО1 не построен ни один объект.
При получении субсидии ФИО1 гарантировал использовать предоставленную субсидию строго по целевому назначению в срок, указанный в договоре от 27 марта 2017 года №.
Согласно разделу 4 Договора основания для возврата (непредставления) субсидии являются: нарушения получателем условий договора; установление факта нецелевого использования субсидии.
В силу пункта 4.2 Договора в течении 10 дней с момента возникновения одного из оснований для возврата субсидии, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего договора, Уполномоченный орган направляет получателю требование о ее возврате.
На основании пункта 4.3 Договора в течении 30 календарных дней с момента получения требования получатель обязан перечислить указанную в требовании сумму на счет Уполномоченного органа.
Ответчиком нарушены условия договора, в части срыва сроков обустройства территории, в связи с чем, администрацией Кондинского района было направлено требование о возврате субсидии. Требование ФИО1 получено 29.04.2020, оставлено без удовлетворения.
В связи с неисполнением условий договора администрацией Кондинского района ФИО1 направлена претензия от 14 октября 2020 года о возврате субсидии, которая до настоящего времени не возвращена.
На основании изложенного следует, что ФИО1 не выполнены условия Договора от 27 марта 2017 г. № «На предоставление субсидии на обустройство земельных участков территории традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами», в связи с чем, сумма выданной субсидии подлежит взысканию в пользу администрации Кондинского района в размере 834 605 (восемьсот тридцать четыре тысячи шестьсот пять) рублей 00 копеек и неустойка в размере 39 143 рубля 52 копейки.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в иске. Также пояснила, что в договоре сумма субсидии указана с учетом НДФЛ. То есть договором предусмотрен НДФЛ.
Ответчик ФИО1 указал, что с иском согласен частично. В настоящее время у него нет возможности выплатить заявленную в иске сумму в полном объеме.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 названного кодекса в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, субсидии физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг выдаются в соответствие с положениями статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Судом установлено, что согласно распоряжению администрации Кондинского района №-р от 24.03.2017 «О предоставлении субсидии для лиц из числа коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры за материально-технические средства, на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования» ФИО1 выделена субсидия в размере 834 605 рублей на обустройство земельного участка территории традиционного природопользования (л.д.8-11).
Согласно договору на предоставление субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами № от 27 марта 2017 года заключенному между администрацией Кондинского района и пользователем территории традиционного природопользования «№» ФИО1, последнему предоставлена субсидия на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами (л.д.12-14).
В соответствии с пунктом 1.5 Договора целевым назначением субсидии является строительство следующих построек (объектов): баня; лабаз; ледник из бревен; избушка рыбака; избушка охотника; склад для продукции; сарай под электростанцию; сарай под технику; туалет; навес для сушки сетематериалов на территории традиционного природопользования/ территории (акватории), предназначенной для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами.
Разделом 2 Договора размер субсидии определяется в соответствии с Порядком предоставления субсидии на обустройство земельных участков территорий традиционного природопользования, территорий (акваторий), предназначенных для пользования объектами животного мира, водными биологическими ресурсами, утвержденным приложением 1 к Государственной программе, и составляет: 1 192 292 (один миллион сто девяносто две тысячи двести девяносто два) рубля 85 копеек (с учетом НДФЛ) на 2017 год.
Перечисление субсидии по настоящему Договору осуществляется Уполномоченным органом по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на счет Получателя в два этапа в следующем порядке.
Первый этап субсидии составляет 70% от размера предоставляемой субсидии - 834 605 рублей 00 копеек в 2017 году.
Второй этап субсидии (окончательный расчет) - при условии окончания строительства и фактического исполнения договорных обязательств - составляет 30% от размера предоставляемой субсидии и составит 357 687 рублей 85 копеек в 2020 году.
Согласно Договору общий срок строительства по обустройству не должен превышать 3 лет с момента получения первого этапа субсидии.
Перечисление денежных средств ФИО1 подтверждается платежными поручениями №, № от 28.03.2017 (л.д.15-16).
Согласно акту освидетельствования проведения промежуточных работ по обустройству территории традиционного природопользования от 04 февраля 2020 года следует, что на территории традиционного природопользования № №, Кондинский район, в нарушение договора о выделении субсидии на обустройство участка территории традиционного природопользования № № от 27.03.2017, ФИО1 работы по обустройству территории не производились (л.д.21-22).
Согласно разделу 4 Договора основаниями для возврата (непредставления) субсидии помимо прочего являются: нарушения Получателем условий Договора; установление факта нецелевого использования субсидии.
В силу пункта 4.2 Договора в течение 10 дней с момента возникновения одного из оснований для возврата субсидии, предусмотренного пунктом 4.1 настоящего Договора, Уполномоченный орган направляет Получателю требование о ее возврате.
На основании пункта 4.3 Договора в течение 30 календарных дней с момента получения требования Получатель обязан перечислить указанную в требовании сумму на счет Уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, администрацией Кондинского района 23.04.2020 в адрес ФИО1 направлена претензия о возврате субсидии. Вместе с тем, требование ФИО1 добровольно не исполнено, субсидия не возвращена.
Кроме того 14.10.2020 администрацией Кондинского района в адрес ФИО1 была направлена претензия, в которой предлагалось в течение 30 дней со дня получения претензии урегулировать спор во внесудебном порядке, путем возврата субсидии в сумме 834 605 рублей (л.д.26-28).
Согласно акту освидетельствования проведения промежуточных работ по обустройству территории традиционного природопользования от 16 марта 2021 года следует, что на территории традиционного природопользования № №, Кондинский район, в нарушении договора о выделении субсидии на обустройство участка территории традиционного природопользования № от 27.03.2017, ФИО1 работы по обустройству территории также не производились (л.д.34-38).
Учитывая изложенные обстоятельства, судом установлено, что ФИО1 нарушены условия договора, денежные средства, выделенные на обустройство участка территории традиционного природопользования, не были израсходованы ответчиком по целевому назначению.
Бюджетный кодекс РФ не предусматривает начисления процентов на сумму субсидии, подлежащей возврату, поскольку не устанавливает ответственность лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса. В силу п. 2 ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, к отношениям сторон по исполнению условий договора о предоставлении субсидии могут быть применены нормы ГК РФ.
На основании ст.330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно п.1 ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет неустойки, по мнению суда, истцом составлен правильно, ответчиком не оспаривается.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования администрации Кондинского района к ФИО1 о взыскании субсидии, неустойки являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации при обращении в суд органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от оплаты государственной пошлины.
В силу ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Ответчик по данному делу не освобожден от уплаты государственной пошлины, следовательно, с него в доход бюджета муниципального образования Кондинский район подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11 937 рублей 48 копеек.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Исковые требования администрации Кондинского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к ФИО1 удовлетворить.
2. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу администрации <адрес> - Югры выплаченную субсидию в размере 834 605 рублей, неустойку за период с 29.05.2020 по 15.06.2021 в размере 39 143 рубля 52 копейки.
3. Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу бюджета муниципального образования Кондинский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственную пошлину в размере 11 937 рублей 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 августа 2021 года.
Судья С.В. Ганин