УИД 36RS0020-01-2021-000557-40
Дело № 2-371/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски
Воронежская область 24 марта 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Ладыкиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Бедной И.В.,
с участием истца ФИО1 и его представителя адвоката Глевского С.Ю.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности ФИО2,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Лискинский районный суд с иском к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию (л.д.6-7).
Согласно исковому заявлению истец 22.10.2020 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 30.12.2020 ему в этом было отказано по причине отсутствия у него требуемого специального стажа. По мнению ответчика, специальный стаж истца составляет 5 года 6 месяцев 29 дней. При этом ответчик, на его взгляд, незаконно не зачел в специальный стаж ряд периодов работы: с 13.08.1984 по 25.11.1984, с 01.01.1985 по 31.12.1986, с 13.04.1987 по 21.09.1987, с 01.10.1987 по 11.01.1988 в качестве моториста-рулевого, моториста-матроса, моториста-рулевого-монтера обстановки Верхне-Донского технического участка пути последующим основаниям. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ при оценке пенсионных прав можно применять законодательство, действовавшее в соответствующий спорный период. Списком N 2 раздела XXX "Транспорт" подраздела 3 "Речной флот", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) кочегары и старшие кочегары, машинисты и старшие машинисты, мотористы и старшие мотористы, механики и их помощники, электромеханики и их помощники. Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденный Приказом Министерства речного флота РСФСР от 30.03.1982 № 30, введенный в действие в 1983 году, предусматривает, что экипаж судна состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. К рядовому составу относятся, в частности, «старший рулевой, рулевой» и «старший моторист (моторист)». Согласно приказу Министерства речного флота РСФСР от 09.05.1964 № 63-пр, в целях сокращения численности работающих при утверждении штатов судов допускалось совмещение должностей (профессий) палубного и машинного состава. Министерством речного флота РСФСР издавались приказы «О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота», Советом Министров РСФСР утверждались постановления «Об условиях оплаты членов экипажей речных судов по двум должностям палубного и машинного состава». В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 01.02.1973 № 53 «Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава» и приказу Министра речного флота РСФСР от 05.04.1974 № 51 «О штатных нормативах численности экипажей судов речного флота», предусматривалось совмещение работ по профессиям рядового состава: «моторист-рулевой», «моторист-матрос». С учетом данных периодов продолжительность специального стажа истца составляет 8 лет 7 месяцев 9 дней, а с учетом, что он достиг возраста 58 лет, он полагает, что имеет право на назначение пенсии. Просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, обязать ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды работы, обязать ответчика назначить ему пенсию со дня возникновения права – с 22.10.2020 (л.д.6-7).
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель истца адвокат Глевский С.Ю. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по изложенным в иске основаниям, указав, что вышеуказанные периоды просят зачесть именно в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 и пенсию назначить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, а также обратил внимание на то, что согласно штатных расписаний за спорные периоды отдельно такая должность как «моторист» не предусмотрена.
Представитель ответчика Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности ФИО2 в судебном заседании полагала оспариваемое решение законным, поскольку на момент обращения истца за назначением пенсии по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него отсутствовал необходимый специальный трудовой стаж. Поддержала представленное письменное возражение по существу исковых требований (л.д.31-33), согласно которому не подлежат зачету в специальный стаж истца периоды работы в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (Список №2): с 13.08.1984 по 25.11.1984, с 01.01.1985 по 31.12.1986, с 13.04.1987 по 21.09.1987, с 01.10.1987 по 11.01.1988 в качестве моториста-рулевого, моториста-матроса, моториста-рулевого-монтера обстановки Верхне-Донского технического участка пути, так как не предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а так же данным Списком не предусмотрено совмещение должностей машинного и палубного состава и не подлежат зачету в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, т.к. суда, на которых протекала работа ФИО1, не относятся к судам служебновспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающих на акватории порта. Указанные периоды включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" в добровольном порядке. Справка, уточняющая особый характер работы № ОК-03-24/05/891 от 01.09.2020г., выданная ФБУ Администрацией «Волго-Дон» Верхнее-Донского района водных путей и судоходства-филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго- Донского бассейна внутренних водных путей», в отношении спорных периодов подтверждает, что данная работа предусмотрена п. 9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в плавсоставе на судах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебновспомогательным, служебно-разъездным, пригородного и внутригородского сообщения). Пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных Постановлением РФ от 11.07.2002г № 516, определено, что к периодам работ, указанным в п. 2 (Список №2) суммируются периоды работ, указанные п. 9 (Плавсостав) при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», только в том случае, когда с учетом суммирования периодов работы специальный стаж составляет не менее 12 лет 6 месяцев, в данном случае данное условие не соблюдено. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав доводы истца и его представителя, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на социальное обеспечение, в том числе в виде государственных пенсий по возрасту и в иных установленных законом случаях.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 06.03.2019) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Пунктом 2 части первой статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частями второй, третьей, четвертой названной статьи Закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью первой настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Абзацем 3 подп. "б" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных 13 Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 5, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года N 29, под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80% рабочего времени.
При разрешении спора о страховом стаже, в том числе стаже, дающем право на досрочное назначение пенсии по старости, следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ) и после такой регистрации.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен:
постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца;
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости", которым установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 4 раздела II).
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Основанием для включения досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов работы после регистрации в системе государственного пенсионного страхования является наличие в периодах работы кода льготной классификации, то есть особых условий труда.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ). Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации гражданина в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" и приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н "Об утверждении порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости".
Согласно решению Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) № от 30.12.2020 истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст.30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по причине не выработки специального стажа. При этом истцу в бесспорном порядке при подсчете стажа в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" зачтено ряд периодов работы, в сумме составляющих 5 года 6 месяцев 29 деней. В специальный стаж не учтены следующие периоды: с 13.08.1984г. по 25.11.1984г., с 01.01.1985г. по 31.12.1986г., с 13.04.1987г. по 21.09.1987г.. с 01.10.1987г. по 11.01.1988г. - в качестве моториста-рулевого, моториста-матроса. моториста- рулевого-монтера обстановки Верхне-Донского технического участка пути, т.к. не предусмотрены Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, а так же данным Списком не предусмотрено совмещение должностей машинного и палубного состава. По Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, эти периоды не включаются, т.к. суда, на которых протекала работа ФИО1, не относятся к судам служебновспомогательного флота и судам портового флота, постоянно работающих на акватории порта (л.д.9-11).
Истец ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" 06.06.2001 года (л.д. ).
Таким образом, спорные периоды относятся к его работе до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", следовательно, основными доказательствами о характере и условиях выполнения им работы в особых условиях труда, являются сведения, представляемые работодателем.
Списком N 2 раздела XXX "Транспорт" подраздела 3 "Речной флот", утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173, предусмотрен плавсостав судов (кроме судов служебно-разъездных, пригородного и внутригородского сообщения) кочегары и старшие кочегары, машинисты и старшие машинисты, мотористы и старшие мотористы, механики и их помощники, электромеханики и их помощники.
Кроме того, постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10 был утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, п. 1 подраздела 3 "Морской и речной флот" раздела XXXVIII "Транспорт" которого в плавающий состав включена лишь машинная команда судов.
Таким образом, в соответствии с действовавшим в спорные периоды работы истца Списком было установлено, что правом на досрочное пенсионное обеспечение пользовались только работники машинной команды (кочегары, мотористы, механики, электромеханики), а палубный состав (капитаны, штурманы, матросы, рулевые) право на досрочное пенсионное обеспечение по указанным основаниям не имели.
В соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 г. N 016 "моторист", "рулевой (кормщик)", - это самостоятельные профессии, профессии "моторист-рулевой", «моторист-рулевой-монтер», «моторист-матрос» Списком N 2 не предусмотрены.
Согласно п. 7 Разъяснения от 02.04.1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии на льготных условиях по совмещаемым работам, профессиям и должностям рабочим и служащим, занятым в производствах, цехах, в профессиях и должностях, предусмотренных в списках N 1 и N 2, следует назначать:
а) по списку N 2 - если выполняемые совмещаемые работы, профессии и должности предусмотрены в списке N 1 и в списке N 2;
б) на общих основаниях - если одна из выполняемых совмещаемых работ, профессий и должностей предусмотрена в списке N 1 или в списке N 2, а другая не предусмотрена списками.
За рабочими и инженерно-техническими работниками, пользовавшимися правом на льготное пенсионное обеспечение, объем работы, которых увеличивается в связи с совмещением профессий (должностей) и расширением зон обслуживания, сохраняется право на льготное пенсионное обеспечение на весь период, в течение которого им производится доплата или выплачиваются повышенные оклады за выполнение работ по совмещаемым профессиям (должностям) или расширение зон обслуживания.
Обращаясь в суд с иском, истцом указывалось на совмещение должностей по профессии моториста и рулевого, моториста и матроса.
Согласно трудовой книжке ФИО1 работал в спорные периоды в Верхне-Донском участке пути УВДСК им. В.И. Ленина с 13.08.1984 по 02.04.1985 в качестве моториста-рулевого на буксирном теплоходе «Стрежень», с 03.04.1985 по 10.06.1986 в качестве моториста-матроса на буксирном теплоходе «Жаворонок», с 11.06.1986 по 22.01.1988 в качестве моториста-рулевого-монтера обстановки теплохода «Барс» (л.д.12).
В соответствии с положениями ст. 87 КЗоТ РСФСР работникам, выполняющим на одном и том же предприятии, в учреждении, организации наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (контрактом), дополнительную работу по другой профессии (должности) или обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1). Размеры доплат за совмещение профессий (должностей) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются администрацией предприятия, учреждения, организации по соглашению сторон (в ред. Закона РФ от 25.09.1992 г. N 3543-1) (в ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 19.11.1982 г.).
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Должностной инструкции моториста-рулевого-монтера бригады обстановки пути, утвержденной начальником Верхне-Донского технического участка пути 28.07.1975, моторист-рулевой-монтер бригады обстановки пути обязан: отфокусировать и установить сигнальные приборы на береговых и плавучих знаках обстановки, устранять все виды неполадок в светосигнальной аппаратуре автоматов включения и гашения сигнальных огней,…, а также выполнять обязанности рулевого-моториста, предусмотренные Уставом службы на судах (л.д.34-35).
Согласно штатных расписаний за 1984-1986 г.г. на теплоходах «Стрежень», «Жаворонок», «Барс» имелись должности «моториста-рулевого», «моториста-матроса», «моторист-рулевой-монтер обстановки», по которым устанавливался должностной оклад 115, сведения о надбавках отсутствуют (л.д.36-46).
Согласно справке, уточняющей особый характер работы № ОК-03-24/05/891 от 01.09.2020, выданной ФБУ Администрацией «Волго-Дон» Верхнее-Донского района водных путей и судоходства-филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волго- Донского бассейна внутренних водных путей», за период работы ФИО1 с 13.08.1984г. по 11.01.1988г. - в качестве моториста-рулевого, моториста-матроса, моториста-рулевого-монтера обстановки Верхне- Донского технического участка пути, работодатель подтверждает, что данная работа предусмотрена п. 9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в плавсоставе на судах, которые не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебновспомогательным, служебно-разъездным, пригородного и внутригородского сообщения) (л.д.21-22). При этом, каких-либо сведений об увеличении продолжительности рабочего времени, расширении зон обслуживания, осуществлении доплат или выплат повышенных окладов за выполнение работ по совмещаемым профессиям, данная справка не содержит.
Приказы работодателя об установлении совмещения должностей, расширении зон обслуживания и в связи с этим установлении доплат и повышенных окладов, в материалы дела не представлены.
Исходя из исследованных судом первичных документов, выданных работодателем, следует, что истцом ФИО1 не представлено доказательств увеличенного объема работ в спорные периоды в связи с совмещением профессий и расширением зон обслуживания, как и осуществление доплат или выплат повышенных окладов за выполнение работ по совмещаемым профессиям или расширение зон обслуживания.
Ссылка истца на Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР", утвержденный Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 г. N 30, Приказы Министерства речного флота РСФСР от 05.04.1974 г. N 51, от 01.02.1973 № 53, несостоятельна, поскольку данные положения, лишь констатируют факт наличия на судах речного флота таких должностей как "моторист-рулевой", «моторист-матрос», а также получение ими определенных должностных окладов.
Истец ссылается в обоснование доводов на приказ Министерства речного флота РСФСР от 09.05.1964 № 63-пр, однако в материалы дела он истцом не представлен, а в свободном доступе отсутствует.
Кроме того, согласно разъяснениям по назначению льготных пенсий Министерства Промышленности Российской Федерации "О порядке применения Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1983 года", если совмещаются профессии и должности, не предусмотренные Списками с профессиями и должностями, указанными в Списках, то в этом случае работники права на досрочное назначение пенсии не имеют (например, матрос-кочегар, рулевой-моторист, капитан-механик и т.п.).
Периоды, о включении которых в специальный стаж заявляет истец, включены ответчиком в специальный стаж на основании п. 9 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть в точном соответствии со сведениями, содержащимися в справке, уточняющей характер труда, выданной работодателем.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется, поскольку истцу правомерно было отказано ответчиком в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием достаточного стажа работы с тяжелыми условиями труда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному Учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию – отказать.
Копию решения направить сторонам не позднее пяти дней после составления решения суда.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Лискинский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.А. Ладыкина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.03.2021.
УИД 36RS0020-01-2021-000557-40
Дело № 2-371/2021