дело № 2-3720/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Омский районный суд Омской области
в составе судьи Дьяченко Т.А.,
при секретаре Голубенко А.О.
рассмотрел в г. Омске в открытом судебном заседании 21 декабря 2016 года гражданское дело по иску Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» к ФИО1 взыскании сумм необоснованно предоставленных мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ
Истец БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» обратился в суд к ФИО1 с требованиями о взыскании необоснованно предоставленных мер социальной поддержки по категории «Педагогический работник» в размере 146430 рубля 97 копеек, расходов по уплате государственной пошлины в размере 4128,62 рублей. В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Учреждение обратился ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки по льготной категории «Педагогический работник». На основании заявления и предоставленных документов Учреждением с 01.01.2012 ФИО1 были назначены меры социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг (отопление и электроснабжение). В Учреждение 22.07.2015 поступил список уволенных педагогических работников из БОУ СПО <данные изъяты>, в котором содержалась информация о том, что ФИО1 уволен 30.05.2012. На основании данной информации предоставление денежного эквивалента скидки было приостановлено с 01.08.2015. Соответственно право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки по категории «Педагогический работник» ФИО1 утрачено с 01.06.2012. Гражданин обязан сообщить о вышеназванных обстоятельствах в Учреждение в течение 14 дней с момента их наступления, о чем ФИО1 был уведомлен под роспись. Суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке. В связи с тем, что ФИО1 не сообщил в Учреждение о своем увольнении из Техникума, ему необоснованно были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки за период с 01.06.2012 по 31.07.2015. Сумма излишне выплаченных мер социальной поддержки составила: по оплате коммунальных услуг составила 146430,97 рублей. 28.07.2015 Учреждением было направлено уведомительное письмо ФИО1 с предложением добровольного возмещения сумм необоснованно предоставленных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в досудебном порядке. ФИО1 не предпринял никаких действий для погашения задолженности перед Учреждением. Таким образом, по состоянию на 01.11.2016 сумма необоснованно предоставленных мер социальной поддержки по вине ФИО1 составляет 146430,97 рублей. В данном случае, взыскание неправомерно полученных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг виде денежного эквивалента скидки по категории «Педагогический работник», является средством защиты интересов Омской области, так как данный вид мер социальной поддержки выплачивается за счет средств областного бюджета.
В судебном заседании представитель истца БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» по доверенности ФИО2 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик ФИО1, его представитель по ордеру ФИО3 возражали против удовлетворения заявленных требований. Пояснили, что ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, как пенсионер, проживающий в сельской местности, уволенный в связи выходом на пенсию из государственной образовательной организации, имеющий стаж трудовой деятельности в образовательных учреждениях, не менее 10 лет. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг виде денежного эквивалента скидки при не исполнении своих обязанностей получателями мер социальной поддержки суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при следующем предоставленных мер социально поддержки. Поскольку ФИО1 проработал в БОУ СПО <данные изъяты> 23 года 02 месяца 18 дней, у него в силу ст. 34 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан имелись основания для пользования мерами социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки по категории «Пенсионер педагог». В справке БОУ «Омский сельскохозяйственный техникум» неверно указал стаж работы ФИО1- 04 года 06 мес. 23 дня. Считает, что за ним сохранены права на получение мер социальной поддержки после выхода на пенсию. Меры социальной поддержки в размере 146430,97 рублей необходимо зачесть в возмещение оплаты коммунальных услуг как педагогу-пенсионеру. ФИО1 обращался по вопросу предоставления мер социальной поддержки по категории «Пенсионер-педагог» в Министерство труда и социального развития Омской области. Из Министерства труда и социального развития Омской области был получен отказ в предоставлении мер социальной поддержки в связи с недостаточностью трудового стажа.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с Уставом бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» бюджетное учреждение Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» является правопреемником бюджетного учреждения Омской области «Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот».
Согласно Уставу Учреждение предоставляет меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» право на меры социальной поддержки, установленные пунктом 1.1 настоящей статьи, предоставляется:
1) педагогическим работникам, а также другим категориям работников, деятельность которых непосредственно связана с образовательным процессом (далее - педагогические работники), проживающим в сельских поселениях, рабочих или дачных поселках (поселках городского типа) на территории Омской области (далее - сельская местность) и осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности:
- государственных образовательных организациях Омской области;
- муниципальных образовательных организациях Омской области;
2) пенсионерам, проживающим в сельской местности, уволенным в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области, имеющим общий стаж трудовой деятельности в таких организациях, а также в образовательных организациях, располагавшихся на территориях союзных республик в составе Союза ССР, находившихся на 1 декабря 1990 года в ведении органов государственного управления этих республик, не менее 10 лет и имевшим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг при выходе на пенсию (далее - пенсионеры, уволенные из образовательных организаций).
В силу п. 1.1 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан педагогическим работникам, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, и пенсионерам, уволенным из образовательных организаций, предоставляются:
1) денежный эквивалент расходов, включающих плату за наем и (или) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
2) денежный эквивалент расходов по уплате взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
3) денежный эквивалент расходов, включающих плату за освещение жилого помещения, исходя из расхода электрической энергии, необходимой для освещения занимаемого жилого помещения;
4) денежный эквивалент расходов, включающих плату за отопление занимаемого жилого помещения (в том числе поставку твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитанную исходя из объема потребляемой указанной коммунальной услуги, определенного по показаниям приборов учета. При отсутствии приборов учета плата за отопление рассчитывается исходя из нормативов потребления указанной коммунальной услуги.
Предоставление меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 1 июля 2010 года осуществляется в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 02.12.2009 № 229-п, и носит авансовый характер.
Согласно п. 9 раздела II Порядка предоставления мер социальной поддержки, ежемесячный расчет размера мер социальной поддержки осуществляется на основании последних сведений, поступивших в учреждение от гражданина или организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, о начисленном гражданину размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также услуги по вывозу бытовых и других отходов в соответствующем месяце.
В ходе информационного обмена БУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области» ежемесячно предоставляет организациям в срок до 1 числа месяца, следующего за текущим, информацию о гражданах, которые имеют право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в электронном виде.
В свою очередь организации ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют Учреждению информацию о начисленных на текущий месяц и фактически начисленных за предыдущий месяц платежах граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в электронном виде на основании данных, представленных Учреждением.
На основании поступивших данных от организаций в случаях несоответствия размера мер социальной поддержки, предоставленных Учреждением, размеру мер социальной поддержки, рассчитанных, исходя из фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится перерасчет.
Расчет размера денежного эквивалента скидки на текущий месяц осуществляется на основании предоставленных начислений организациями по оплате коммунальных услуг на текущий месяц с учетом результата произведенного перерасчета за предыдущий период.
Установлено, что ФИО1, проживающему по адресу: <адрес>, на основании его заявления от 25.04.2012 были назначены с 03.05.2012 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки по льготной категории «Педагогический работник».
Согласно справке, выданной БУ СПО <данные изъяты> ФИО1 работал <данные изъяты> в БУ СПО <данные изъяты>. Распоряжением КУ <данные изъяты> от 03.05.2012 № ФИО1, как педагогическому работнику были предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг на основании Закона Омской области № 1061-ОЗ от 04.07.2008.
В соответствии с пунктом 17 раздела IV Порядка предоставление мер социальной поддержки прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие прекращение права гражданина на их получение, в том числе и в случае утраты гражданином права на меры социальной поддержки.
Согласно Списку уволенных педагогических работников из БУ ОО СПО <данные изъяты>, предоставленному в Центр социальных выплат по Омскому району Омской области 22.07.2015, ФИО1 был уволен 30.05.2012 на основании приказа № от 30.05.2012.
Следовательно, право на получение меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки ФИО1 утрачено с 01.06.2012.
Распоряжением о прекращении мер социальной поддержки от 30.07.2015 ФИО1 прекращена выплата мер социальной поддержки. В распоряжении указано, что последняя выплата произведена по июль 2015 года.
В соответствии с пунктом 19 раздела IV Порядка гражданин обязаны сообщить о вышеназванных обстоятельствах в Учреждение в течение 14 дней с момента их наступления, о чем ФИО1 был уведомлен под роспись.
Согласно пункту 20 раздела IV Порядка, суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки, а при утрате права на получение мер социальной поддержки возмещаются гражданином добровольно либо взыскиваются в судебном порядке.
В заявлении о предоставлении денежного эквивалента скидки ФИО1 от 25.04.2012 он обязался в случае наступления обстоятельств, влекущих изменение оснований или прекращения предоставления мер социальной поддержки сообщить о таких обстоятельствах в течении 14 дней с момента их наступления.
Таким образом, в связи с тем, что ФИО1 не сообщил в Учреждение о своем увольнении из образовательного учреждения, ему необоснованно были предоставлены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки за период с 01.06.2012 по 31.07.2015.
Из карточки получателя денежного эквивалента скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг – ФИО1 следует, что переплата денежного эквивалента скидки, образовавшаяся по вине получателя составила 146430,97 рублей (льгота по оплате коммунальных услуг).
28.07.2015 Истцом в адрес ФИО1 было направлено уведомительное письмо с предложением возмещения сумм необоснованно предоставленных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг в досудебном порядке, в котором указано, что он утратил право на получение мер социальной поддержки в виде денежного эквивалента скидки по оплате коммунальных услуг утрачено с 01.06.2012.
ФИО1 никаких действий для погашения задолженности в добровольном порядке не предпринял.
Таким образом, сумма необоснованно предоставленных мер социальной поддержки по вине ФИО1 составляет 146430 рублей 97 копеек.
ФИО4 данной суммы ответчик не возражал, но полагал, что он, как «пенсионер-педагог» имеет право на меры социальной поддержки, и излишне уплаченная ему сумма мер социальной поддержки подлежит учету при назначении последующих мерах социальной поддержки в соответствии с п. 20 раздела IV Порядка.
Из анализа п. 20 раздела IV Порядка следует, что суммы необоснованно предоставленных мер социальной поддержки подлежат учету при последующем предоставлении мер социальной поддержки. Однако, до настоящего времени ФИО1 меры социальной поддержки по категории «Педагог пенсионер» не предоставлены.
Необходимыми условиями для предоставления мер социальной поддержки для неработающих пенсионеров являются:
- увольнение в связи с выходом на пенсию из государственных или муниципальных образовательных организаций Омской области;
- наличие общего трудового стажа в государственных или муниципальных образовательных организациях Омской области не менее 10 лет;
- наличие права на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг на момент увольнения из учреждения.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что он 30.05.2012 был уволен из БОУ СПО <данные изъяты> по п. 7 ст. 77 ТК РФ - отказ работника от предложения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора на основании приказа от 30.05.2012 №.
Согласно пенсионному удостоверению № ФИО1 назначена пенсия по старости с 01.10.2007.
Таким образом, ФИО1 был уволен из государственного или муниципального образовательного учреждения не в связи с выходом на пенсию.
Из информационного письма № от 04.04.2016 БПОУ ОО <данные изъяты> направленного в адрес заместителя министра Министерства труда и социального развития Омской области Ш.Е.В., следует, что продолжительность общего трудового стажа в образовательных учреждениях в соответствии с трудовой книжкой ФИО1 составляет 23 года 02 месяца 18 дней. Продолжительность общего трудового стажа в государственных или муниципальных образовательных организациях Омской области у ФИО1 составляет 04 года 06 месяцев 23 дня.
Следовательно, излишне выплаченная ФИО1 сумма мер социальной поддержки не может быть зачтена в силу п. 20 раздела IV Порядка.
В силу ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Судом установлено, что ответчик незаконно получал меры социальной поддержки в период с 01.06.2012 по 31.07.2015, при таких обстоятельствах в пользу истца с ответчика подлежит взысканию сумма ущерба в размере 146430,97 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, по результатам рассмотрения дела с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины, уплаченной при подаче в суд искового заявления в размере 4128,62 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Бюджетного учреждения Омской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Омского района Омской области сумму необоснованно предоставленных мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в виде денежного эквивалента скидки по категории «Педагогический работник» в размере 146430 рублей 97 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 4128 руб. 62 коп.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение 1 месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
СУДЬЯ:
Решение в окончательной форме изготовлено: 26.12.2016г.