ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3720/2021 от 12.08.2021 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

КОПИЯ

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области

В составе председательствующего судьи Мухиной И.Г.

При секретаре Ядыкиной К.О.,

Рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке

12 августа 2021 года

Дело по иску Крыловой Т. В. к Администрации города Новокузнецка об обязании к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Крылова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> об обязании к совершению действий. Требования мотивированы тем, что многоквартирный жилой дом по <адрес> 1953 года постройки по заключению эксперта является аварийным и представляет опасность для проживания ввиду износа конструкций.

Просит обязать ответчика изъять земельный участок и снести многоквартирный дом по адресу <адрес>. Предоставить равноценное и отвечающее требованиям жилищного законодательства жилье с учетом наличия детей и их пола, либо взыскать выкупную стоимость согласно действующему законодательству и с учетом компенсаций по переезду и иных затрат. Взыскать моральный ущерб 3% от итоговой суммы иска в пользу истца, госпошлину 300 руб., расходы по составлению иска 4000 руб.

В судебном заседании истец поддержала требования.

Представитель Администрации г.Новокузнецка Гулиева Г.М., действующая по доверенности, иск не признала, пояснила, что дом не включен в действующую программу по переселению, в которую включены дома, признанные аварийными до 2017 года. Программа по сносу аварийного жилья с включением в нее дома по <адрес> будет действовать после 2025 года.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если: дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

Согласно ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

Согласно ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Согласно ст.45 Устава г.Новокузнецка Постановление Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции"Администрация города и ее органы обладают всеми полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительных функций на территории городского округа, отнесенных законодательством к компетенции органов местного самоуправления, за исключением полномочий, находящихся в исключительной компетенции городского Совета народных депутатов и Главы города.

В пределах своих полномочий Администрация города: осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

Согласно п.1 ст.32 ЖК РФ Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Согласно п.2 ст.32 ЖК РФ Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.4 ст.32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Согласно п.8 ст.32 ЖК РФ по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.9 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" также указывает на необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Судом установлено, что истец Крылова Т.В. является собственником квартиры общей площадью 55,8 кв.м. по адресу <адрес>7, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и не оспаривается сторонами. Совместно с истцом в квартире проживают члены семьи Крылов С.С. (супруг), Крылов С.С. (сын), Крылова А.С. (дочь), которые также зарегистрированы по месту жительства по данному адресу, что подтверждается копиями их паспортов и свидетельствами о рождении. Истец неоднократно обращалась в муниципальные органы с заявлениями о реализации своего права на предоставление жилого помещения взамен аварийного. Истцом в материалы дела представлено экспертное заключение ООО «Экспертная группа ОТК» от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии конструкций МКД по <адрес> требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим и строительным нормам и правилам. Деформации создают угрозу и представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Квартиры непригодны для проживания граждан в целом.

Из письменных ответов на обращения жителей МКД по <адрес> следует, что Заключением от 04.04.2018 межведомственной комиссии, назначенной постановлением Главы г. Новокузнецка от 31.10.2006 № 1877, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Соответственно, он не включен в региональную программу от 12.04.2012 № 160 «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу на 2013-2017 годы», поскольку он признан аварийным после 2012 года. Снос указанного дома будет осуществляться после внесения изменений в действующее законодательство по мере поступления средств из федерального и областного бюджетов. Заявление в межведомственную комиссию о признании дома аварийным поступило только в 2018 году.

Из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения и доли земельного участка.

С учетом всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что жилищные права собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, подлежат защите в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Предоставление жилых помещений взамен ветхого, признанного аварийным, гражданам, проживающим в таких жилых помещениях, регулируется статьями 85-89 ЖК РФ.

При этом, из вышеназванных ответов на обращения жителей МКД и объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что право истца, предоставленное ей в силу действующего законодательства, связанное с переселением из аварийного жилья, не оспаривается, однако, по указанным выше основаниям собственникам жилья, признанного аварийным, предусмотрен выкуп такого жилья, если принято решение об изъятии земельного участка.

Предоставление же равноценного жилого помещения собственникам аварийного жилья не предусмотрено, поскольку в случае признания аварийными, непригодными для проживания и подлежащими сносу жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам, для органов местного самоуправления предусмотрен иной порядок действий.

Как указано вше, к порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1 - 3, 5 - 9 ст.32 ЖК РФ.

Администрацией г.Новокузнецка в целях реализации вышеуказанной программы издано Распоряжение № 1776 от 03.08.2015 «Об изъятии земельных участков и жилых помещений в аварийных многоквартирных домах для муниципальных нужд Новокузнецкого городского округа» В соответствии со статьями 279, 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 56.2, 56.3, 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города Новокузнецка от 25.06.2012 N 87 "Об утверждении Положения о порядке переселения граждан из жилых помещений и изъятия нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, на территории Новокузнецкого городского округа", Постановлением администрации города Новокузнецка от 14.01.2014 N 14 "Об утверждении муниципальной адресной программы "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 г. в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, на территории Новокузнецкого городского округа" на 2013 - 2017 годы", руководствуясь статьями 39, 40, 57 Устава Новокузнецкого городского округа.

Многоквартирный жилой дом по адресу <адрес> не включен в перечень земельных участков с расположенными на них многоквартирными домами, подлежащих изъятию для муниципальных нужд.

При этом, основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд определены ст.49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).

Пунктом 2 ст. 56.3 ЗК РФ закреплено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 ст. 56.3 ЗК РФ, должно быть обосновано:

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов (п.3 ст.56.3 ЗК РФ).

Как установлено судом, Администрацией г.Новокузнецка не принималось решение и не направлялось жителям МКД по <адрес> письменные требования о сносе дома и изъятии жилых помещений. Следовательно, нет правовых оснований для возложения обязанности по изъятию земельного участка, предусмотренного п.10 ст.32 ЖК РФ. Соответственно, требования истца, предъявленные к Администрации г.Новокузнецка о возложении обязанности по изъятию земельного участка и сносе дома в отсутствие принятого соответствующего решения, компенсации затрат по переезду, не обоснованны и не подлежат удовлетворению.

Также, настоящие правоотношения не связаны с нарушением ответчиком жилищных прав истца, доказательств причинения истцу морального вреда не представлено.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Крыловой Т. В. в удовлетворении исковых требований о возложении на Администрацию города Новокузнецка обязанности по изъятию земельного участка и сносу многоквартирного дома по адресу <адрес>, предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, выплате затрат, компенсации морального вреда и взыскании судебных расходов.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19.08.2021.

Председательствующий: (подпись) И.Г. Мухина