ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3720/2021 от 29.04.2021 Октябрьского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело У

24RS0041-01-2021-001245-73

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2021 года г. Красноярск

Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:

Председательствующего судьи Майко П.А.

при секретаре Тузова Т.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора к ООО РЕЧСЕРВИС, ООО ТРАНЗИТ ЛЕС запрете эксплуатации судна внутреннего водного транспорта.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился с данным иском, указывая, что ООО ТРАНЗИТ ЛЕС, на основании договора аренды с собственником судов – ООО РЕЧСЕРВИС, эксплуатирует несамоходные баржи БП-52 (идентификационный номер Е-1-0775), ПБ91 (идентификационный номер Е-11-0179), №32 (идентификационный номер Е-4-0253), принадлежащие ООО РЕЧСЕРВИС, без их внеочередного освидетельствования, без подтверждения годности к плаванию. По результатам проверки, в адрес ООО ТРАНЗИТ ЛЕС, было выдано предписание об устранении нарушений закона. Нарушение закона ООО ТРАНЗИТ ЛЕС нарушает права неопределенного круша лиц, создает угрозу безопасности плавания, может повлечь возникновение транспортного происшествия, причинение вреда окружающей среде, а также здоровью, жизни и имуществу неопределенного круга лиц.

Помощник транспортного прокурора – Кислицын А4, иск поддержал полностью. Дополнительно пояснил, что требования к собственнику судов заявлены исходя из возможности их использования им самим, в случае расторжения договора аренды с ООО ТРАНЗИТ ЛЕС

Представители ответчиков, третьего лица не явились. Были уведомлены. Уклонились от получения судебного извещения на почте.

По смыслу ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка ответчика, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и отсутствии заинтересованности в рассматриваемом споре.

Согласно ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Считая ответчиков надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, в связи с его неявкой в суд, суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства, исходя из позиции истца, не возражавшего по данному вопросу.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 35 КВВТ РФ, классификация и освидетельствование судов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляются в соответствии с положением о классификации и об освидетельствовании судов.

Положение о классификации и об освидетельствовании судов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Приказом Минтранса России от 14.04.2016 N 102 утверждено Положение о классификации и об освидетельствовании судов, далее Положение.

Указанным Положением предусмотрено, что классификация и освидетельствование судов осуществляется в соответствии с настоящим Положением, а также правилами освидетельствования судов в процессе их эксплуатации, правилами технического наблюдения за постройкой судов, правилами технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, правилами предотвращения загрязнения окружающей среды с судов и правилами классификации и постройки судов (далее - Правила), которые утверждаются и издаются в соответствии с пунктом 2 статьи 35 КВВТ. Целью классификации и освидетельствования является выполнение работ (оказание услуг) по оценке соответствия судов, материалов и изделий для установки на судах, организаций, осуществляющих проектирование, строительство, модернизацию, переоборудование и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов (далее - организация), Правилам.

Классификация и освидетельствование включают в себя рассмотрение и согласование технической документации на строительство, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, изготовление материалов и изделий для судов, освидетельствование судов и организаций, техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий, ремонтом изделий, постройкой, ремонтом, модернизацией и переоборудованием судов с присвоением им класса или категории, а также подтверждение, приостановление, возобновление, восстановление и аннулирование класса или категории на основании результатов освидетельствований судов в соответствии с Правилами.

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что в целях освидетельствования суда, указанные в пункте 1 настоящего Положения, ставятся на классификационный учет организации по классификации в следующих случаях:

после постройки судна;

при переходе на классификационный учет организации по классификации с классификационного учета другой организации по классификации;

если судно ранее было снято с учета или не состояло на учете в этой организации по классификации;

при смене судовладельца.

При осуществлении классификации организация по классификации проводит следующие виды освидетельствований судов:

первоначальное - после постройки судна, после ремонта, переоборудования или модернизации, следствием которых явилось изменение типа и назначения судна, при переклассификации судна, при постановке судна на классификационный учет;

очередное - по истечении пяти лет с даты первоначального или последнего очередного освидетельствования;

ежегодное - по истечении 12 месяцев с даты первоначального, последнего очередного или последнего ежегодного освидетельствования;

доковое - перед третьим ежегодным освидетельствованием, отсчитываемым от даты первоначального или последнего очередного освидетельствования. Период между доковым и очередным освидетельствованиями не может превышать 36 месяцев;

промежуточное - между второй и третьей годовщиной очередного освидетельствования (для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов);

внеочередное - в случаях, предусмотренных пунктом 41 настоящего Положения (п. 28 Положения).

Пунктом 41 Положения предусмотрено, что внеочередное освидетельствование судна проводится:

после повреждений, без устранения которых не обеспечивается безопасность плавания судна;

в случае выявления дефектов, угрожающих безопасности плавания, и при уточнении технического состояния или района плавания судна, а также для проверки устранения причин, вызвавших приостановление действия документов, выданных на судно организацией по классификации;

при вводе в эксплуатацию и при выводе из эксплуатации (кроме спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов);

после ремонта или модернизации спортивных парусных, маломерных, прогулочных судов без изменения типа, назначения и класса/категории;

плавания судна, но с существенным изменением его конструкции и/или оборудования;

для судов, допустивших нарушение района плавания или сезонных ограничений, установленных документами организации по классификации;

при выявлении несоответствий по результатам проверки судна инспекцией государственного портового контроля в отношении элементов судна и судовых технических средств, влияющих на безопасность пассажиров и экипажа судна, безопасность судоходства, загрязнение окружающей среды;

по предписанию органов государственного надзора (контроля), лица, осуществляющего государственный портовый контроль;

при постановке и снятии судна с классификационного учета;

при подготовке и после осуществления разового перехода (перегона) судна вне установленных для судна районов и сезонов плавания;

по заявке судовладельца.

Как видно из свидетельств о праве собственности, несамоходные баржи БП-52 (идентификационный номер У), ПБ91 (идентификационный номер У), №32 (идентификационный номер У) принадлежат ООО РЕЧСЕРВИС.

Данное также подтверждено выпиской из Государственного судового реестра.

Согласно договора аренды от 1.2.2016 года, вышеуказанные суда находятся в эксплуатации у ООО ТРАНЗИТ ЛЕС. Суда переданы по акту приема передачи.

Согласно предписаний в адрес ООО ТРАНЗИТ ЛЕС Енисейской РВПиС, у спорных судов выявлено отсутствие действующих свидетельств о классификации, мерительного свидетельства, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Ранее, как видно из предписаний, было также установлено действующих свидетельств и классификации судов, ввиду не предоставление судов к освидетельствованию.

Согласно материалов дела, 3.7.2020 года Красноярским транспортным прокурором в адрес ООО ТРАНЗИТ ЛЕС было выдано представление, с требованием в месячный срок принят организационные меры, обеспечивающие требования закона, регламентирующих вопросы безопасности плавания при эксплуатации судов

ООО ТРАНЗИТ ЛЕС в своем ответе от 7.8.2020 года указало, что им приняты меры по исполнению предписания от 8.7.2020 года.

Однако, из предписаний Енисейского РВПиС от 17.8.2020 года, т.е. после письма ООО ТРАНЗИТ ЛЕС, об устранении нарушений, суд установил, что вновь выявлены данные нарушения, в виде не предъявления к осмотру судов на освидетельствование, отсутствует свидетельство о классификации судов, отсутствия мерительного свидетельства, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Фактически из материалов дела следует, что судовладельцем решение о внеочередном освидетельствовании судов не принималось, ввиду истечения срока действия очередного освидетельствования судов, несмотря на предписания.

При таких обстоятельствах суд полагает признать обоснованными требования транспортного прокурора в части запрета ответчикам к эксплуатации судов, т.к. не освидетельствованные суда, не прошедшие классификацию, не получившие свидетельств о предотвращении загрязнений с судна, мерительных свидетельств, не могут подлежать эксплуатации, ввиду отсутствия проверки на их безопасность.

В части требований истца к ООО РЕЧСЕРВИС о приостановлении эксплуатации судов суд также полагает данные требования обоснованными, т.к. в статья 1065 ГК РФ предусматривает, что 1. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Собственник судов в случае расторжения договора аренды имеет право на их самостоятельную эксплуатацию или сдачу в аренду третьим лицам в отсутствие свидетельства о классификации и свидетельств о безопасности судов

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Запретить ООО РЕЧСЕРВИС и ООО ТРАНЗИТ ЛЕС эксплуатировать несамоходные баржи БП-52 (идентификационный номер У), ПБ91 (идентификационный номер У), №32 (идентификационный номер У), принадлежащие ООО РЕЧСЕРВИС, без их внеочередного освидетельствования, без подтверждения годности к плаванию,: без свидетельств о классификации, мерительного свидетельства, свидетельства о предотвращении загрязнения окружающей среды с судна.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья П.А. Майко

Мотивированное решение изготовлено 29.4.2021 года