Дело № 2-3721/2020
УИД 75RS0001-02-2020-004422-51
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2020 года г. Чита
Центральный районный суд г. Чита в составе председательствующего судьи Копеистовой О.Н.
При секретаре Верхушиной О.В.,
С участием истца ФИО1.
представителя ответчика ГКУ Краевой центр занятости населения Забайкальского края ФИО2. действующей на основании доверенности,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Краевой центр занятости населения Забайкальского края, Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве безработного, понуждении поставить на учет в качестве безработного и выплатить социальное пособие по безработице
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском в суд, ссылаясь на следующее обстоятельства. ФИО1 обратился в ГКУ Краевой центр занятости населения Забайкальского края с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, заявление было зарегистрировано посредством обращения на сайте гос.услуги, заявление зарегистрировано за № от 14.04.2020г. Также на сайте гос.услуги в личном кабинете пришло сообщение о том, что отказано в пособии, однако в заявлении поданным через сайт просил не только о выплате пособия, но и постановке в качестве безработного. Отказ, полученный на сайте не содержал разъяснений по какой причине отказано. В выдаче письменного ответа на заявление о признании безработным, постановке на учет и выплате пособия с апреля 2020 года отказано. 25.05.2020г. предложено вновь написать заявление о признании безработным, постановке на учет и выплате социального пособия, при этом сообщили, что вновь будут рассматривать заявление и ответ дадут в течение 30 дней. На основании вышеизложенного, истец просит признать незаконным отказ Межрайонного отдела по городу Чите и Читинскому району ГКУ Краевой центр занятости населения Забайкальского края в признании ФИО1 безработным и постановке на учет, с выплатой социального пособия; признать безработным с 01.04.2020г., обязать ответчика поставить ФИО1 на учет в качестве безработного с выплатой социального пособия с апреля 2020 года.
Истец ФИО1 в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснил, что он работал у предпринимателя ИП ФИО3, который занимался строительством, ДД.ММ.ГГГГ он был уволен, так как ИП ФИО3 прекратил свою предпринимательскую деятельность, о чем в трудовой книжке была сделана запись. Истец обратился к ответчику для постановки на учет как безработный, представил все необходимые документы, справку о средней заработной плате за последние три месяца он не представил, так как работодатель ее не выдал, иных документов, подтверждающих получение зарплаты и ее размер у него также не было. ИП ФИО3 перечислял истцу заработную плату на банковскую карту, каких-либо письменных документов, подтверждающих факт работы и получение заработной платы на руках у истца не имеется. Между тем, ответчик указал на несоответствие требованиям закона записи в трудовой книжке. Истец обратился к ИП ФИО3, последний ДД.ММ.ГГГГ год внес запись о признании записи от ДД.ММ.ГГГГ недействительной и внес запись ДД.ММ.ГГГГ об увольнении истца по собственному желанию. Указанные документы были вновь представлены ответчику, но последний отказал в постановке на учет истца как безработного, так как запись об увольнении сделана после обращения истца с заявлением в службу занятости. В настоящее время истец не работает, но на учете как безработный не состоит, что нарушает его право на оказание помощи в поиске работы и получении пособия, необходимого для его существоования. Просит иск удовлетворить.
Ответчик ГКУ Краевой центр занятости населения Забайкальского края ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что истцом при регистрации ДД.ММ.ГГГГ были представлены документы не соответствующие требованиям закона. Представленная истцом трудовая книжка содержала запись об увольнении в связи с закрытием предприятия, такой формулировки не имеется в Трудовом Кодексе РФ. Истцу было предложено внести исправление в трудовую книжку. Однако истцом была представлена трудовая книжка с запись об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, т.е после обращения с заявлением о постановке на учет. Согласно информации, полученной из Пенсионного Фонда РФ работодатель не подавал сведений на работника ФИО1 за 2017-2020 года. Согласно выписке из ЕГРИП ИП ФИО3 прекратил предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ.. Ответчик полагает, что истцом представлены заведомо ложные сведения о факте трудовой деятельности у ИП ФИО3 с целью незаконного получения пособия по безработице.
Ответчик Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края представителя в судебное заседание не направил, уведомлен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Часть 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Пунктом 3 статьи 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определены категории граждан, которые не могут быть признаны безработными; данный перечень не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.
По общему правилу справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона), а также учитывается при подборе гражданину подходящей работы, что вытекает из предписания п. 4 ст. 4 Закона.
Вместе с тем, для отдельных категорий безработных граждан, к числу которых отнесены граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, справка о размере среднего заработка значения не имеет, поскольку не учитывается при подборе подходящей работы, а размер пособия по безработице и размер стипендии гарантируются таким гражданам лишь в размере минимальной величины пособия по безработице (п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 30, п. 1 ст. 34, п. 1 ст. 29 Закона).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина М.В. Ч. взаимосвязанные положения пунктов 1 и 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Порядок регистрации безработных граждан определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
В части третьей данной статьи указаны следующие категории граждан, которые не могут быть признаны безработными: не достигшие 16-летнего возраста; которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными; перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Как следует из материалов дела, 14.04.2020г. ФИО1 обратился в Межрайонный отдел по г. Чите и Читинскому району государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края с заявлением № поставке на учет в целях поиска подходящей работы и последующей регистрацией в качестве безработного через портал «Работа в России».
В электронной форме заявитель получил отказ в признании безработным и получении пособия. Оснований для непринятия решения о признании истца безработным, в ответе Центра занятости не указано.
Таким образом, истребование от гражданина, зарегистрированного в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, документов, при представлении которых он должен быть признан безработным, может быть обусловлено исключительно необходимостью надлежащего осуществления органами службы занятости возложенных на них функций по предоставлению безработным гражданам мер государственной поддержки в области содействия занятости и не должно создавать необоснованных затруднений в реализации их права на защиту от безработицы. Само по себе непредставление гражданином, зарегистрированным органами службы занятости в целях поиска подходящей работы, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы либо представление им справки о заработной плате, составленной работодателем в произвольной форме, при соблюдении таким гражданином иных условий, установленных Законом о занятости населения, не может служить безусловным основанием для отказа в признании гражданина безработным и лишения его права на получение мер социальной поддержки, обусловленных таким статусом (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020))
Оснований считать действия истца недобросовестными у суда не имеется. Истец работал в ИП ФИО3, о чем имеется запись в трудовой книжке. Несоответствие записи требованиям закона не является основанием отказа гражданину для постановки на учет его в качестве безработного. Истец при отсутствии сведений о заработной плате мог быть поставлен на учет с пособием минимальной выплаты.
Положения Закона, на которые ссылается ответчик, не могут быть истолкованы как лишающие истца государственной поддержки в виде содействия в реализации права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, поскольку все иные основания для признания безработной имеются, поскольку: на момент предъявления заявления являлся нетрудоспособным, находится в поиске подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней, не соответствует признакам, установленным в ст.2 Закона, то есть не является занятым гражданином.
Учитывая выше изложенное, суд считает, что непризнание истца безработным не соответствует действующему законодательству, противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации.
Поскольку было нарушено конституционное право заявителя на защиту от безработицы, которое включает в себя и выплату соответствующего пособия, и судом не установлено оснований для ограничения данного права истца, в соответствии с каким-либо федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, то исковые требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд считает требования истца предъявленные к ГКУ Краевой центр занятости населения Забайкальского края обоснованным, подлежат удовлетворению.
При этом, истцом не заявлено требований к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, который является главным распорядителем денежных средств для Центра занятости.
Вместе с тем, суд принимает решение по требованиям истца, которые не содержит требований о взыскании денежных сумм в виде материального ущерба или компенсации морального вреда, в связи с чем оснований для привлечения настоящего юридического лица в качестве ответчика не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ межрайонного отдела по городу Чита и Читинскому району государственного казенного учреждения «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края в признании ФИО1 безработным и постановке на учет с выплатой пособия.
Обязать государственное казенное учреждение «Краевой центр занятости населения» Забайкальского края признать безработным ФИО1, поставить на учет в качестве безработного с выплатой пособия с ДД.ММ.ГГГГ.
В исковых требованиях к Министерству труда и социальной защиты Забайкальского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 6 августа 2020 года
Судья О.Н.Копеистова