ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3723/20 от 25.02.2021 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-423/2021

54RS0003-01-2020-004181-79

25 февраля 2021 года г. Новосибирск

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Заельцовский районный суд г. Новосибирска в составе судьи Хромовой А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Захаровым А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жданова А. Ф. к ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ» о защите прав потребителя,

УСТАНОВИЛ:

Жданов А.Ф. обратился в суд с иском к ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ» о защите прав потребителя.

В обоснование иска указано, что xx.xx.xxxx ответчик открыл истцу текущий счёт __ в долларах США.

xx.xx.xxxx на Счёт __ поступила сумма __ долларов США.

После поступления указанной суммы на Счёт __ при попытке перевода __ долларов США со Счёта __ на счёт истца у ответчика __ (копилка истца в долларах США) выяснилось, что на Счёте __ недостаточно средств для осуществления перевода, а остаток на балансе Счёта __ составляет не __ долларов США, а 810 долларов США.

По указанным обстоятельствам ответчик нарушил права истца как потребителя на качество услуг и на информацию об услугах.

Истец обратился к ответчику с претензией, направив её по электронной почте.

В претензии заявлены следующие требования:

- незамедлительно до 23 часов 59 минут по московскому времени xx.xx.xxxx года устранить указанные недостатки услуг путем - отображения остатка на балансе Счета __ в сумме __ долларов США; предоставления возможности осуществления перевода __ долларов США со Счёта __ на Счет __.

- возместить убытки, понесенные истцом в целях истребования устранения недостатков услуг и выражающиеся в расходах на оказание юридических услуг по составлению настоящей претензии, включая канцелярские расходы - 3080 рублей.

Ответчик, получив претензию, недостатки услуг в назначенный срок не устранил.

По состоянию на xx.xx.xxxx остаток на балансе Счёта __ составлял 810 долларов США, перевод __ долларов США со Счёта __ на __ осуществить было невозможно.

На основании изложенного, истец просил суд:

Признать незаконным бездействие ответчика по не устранению указанных недостатков в оказании банковских услуг в назначенный срок.

Обязать ответчика устранить недостатки в оказании услуг путём отображения остатка на балансе Счёта __ в сумме __ долларов США; предоставления возможности осуществления перевода __ долларов США со Счёта __ на Счёт __.

Взыскать с ответчика в качестве убытков в виде расходов на юридические, канцелярские услуги - сумму денежных средств в размере 3080 рублей.

Определением суда от 09.02.2021 г. производство по исковым требованиям Жданова А. Ф. к ПАО БАНК «ФК ОТКРЫТИЕ» об обязании ответчика устранить недостатки в оказании услуг путем отображения остатка на балансе счета __ в сумме 20 000 долларов США; предоставлении возможности осуществления перевода 20 000 долларов США со счета __ на счет __ в связи с отказом истца от иска прекращено.

В судебном заседании истец Жданов А.Ф. и его представитель Гончаров И.В. исковые требования в части признания незаконным бездействие ответчика по не устранению указанных недостатков в оказании банковских услуг в назначенный срок и взыскании убытков в виде расходов на юридические, канцелярские услуги - сумму денежных средств в размере 3080 рублей поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, письменных пояснениях.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала полностью, пояснила, что услуга о переводе денежных средств считается оказанной с момента получения банком распоряжения на перевод денежных средств, такого распоряжения до 10 ноября в банк не поступало, что касается услуги зачисления денежных средств, она была банком надлежащим образом выполнена, что подтверждается соответствующей выпиской, по поводу услуги по переводу денежных средств, которые истец не мог осуществить, в силу неизвестных причин, считает, что истец не представил доказательства вины банка, который не несёт ответственности за недостатки оборудования, которые использует истец при получении доступа, банк не принимал такие обязательства по обеспечению технического состояния работоспобности услуги пользования. Банк принял на себя обязательства подключить к условиям ДБО, а также осуществлять с помощью этой услуги операции, которые установлены приложением №1. Полагаем, что истцу со стороны банка не было оказано никакой не качественной услуги, согласно п. 6.4.2 условий ДБО клиент вправе обратиться за получением этой услуги, в случае её не получения, придя в офис банка.

Суд, выслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, приходит к выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.ч. 1, 2, 5 ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к услуге, исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующую этим требованиям.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей недостатком услуги признается ее несоответствие обязательным требованиям или условиям договора. При оказании услуги исполнитель обязан обеспечить безопасность процесса ее оказания. Обязанность исполнителя обеспечить оказание услуги, соответствующей договору, следует и из п. 1 ст. 4 названного Закона.

В подпункте "д" пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств и их эквивалентов, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав (предоставление кредитов (займов), открытие и ведение текущих и иных банковских счетов, привлечение банковских вкладов (депозитов), обслуживание банковских карт, ломбардные операции и т.п.).

В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки услуги, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В соответствии с п. 1 ст. 393 ГК РФ, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

В соответствии с п. 2 ст. 1096 ГК РФ, вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).

На основании Заявления на открытие текущего банковского счета физического лица __ от xx.xx.xxxx. ответчик заключил с истцом Договор банковского счет и открыл ему текущий банковский счет для совершения операций в иностранной валюте - долларах США __ Договор банковского счета состоит из Правил открытия и обслуживания текущих банковских счетов для физических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие» и Заявления.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п.1 ст.845 ГКРФ).

Банк обязан зачислять поступившие для клиента денежные средства не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета. Банк обязан по распоряжению клиента выдавать или списывать со счета денежные средства клиента не позднее дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета (ст.849 ГК РФ).

В рамках заключенного Договора банковского счета Банк принял на себя обязательства производить операции по счету в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами Банка России, банковским правилами и обычаями делового оборота (п.3.1 Правил). Средства, поступающие в пользу клиента, подлежат зачислению на его счет не позднее дня, следующего за днем поступления в Банк соответствующих расчетных документов, позволяющих однозначно установить, что получателем средств является клиент (п.3.2).

В соответствии со ст.854 ГК РФ списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

По п.3.3 Правил перечисление денежных средств со Счета осуществляется на основании Распоряжения Клиента (без составления и подписания Клиентом расчетных документов), при этом расчетные документы, необходимые для совершения операций по перечислению денежных средств со Счета, составляются и подписываются Банком. Настоящим Клиент уполномочивает Банк составлять расчетные документы, необходимые для перечисления денежных средств со Счета.

xx.xx.xxxx г. на счет клиента __ были зачислены денежные средства в сумме 20 000 долларов США, что подтверждается выпиской по счету __

Следующая операция по указанному счету была совершена истцом xx.xx.xxxx. - перевод собственных средств со счета __ (Жданов А.Ф.) на счет __, что подтверждается платежным поручением __ от xx.xx.xxxx. и выпиской по указанному счету.

В соответствии со ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Недостаток услуги (для целей указанного Закона) - несоответствие услуги обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых услуга такого рода обычно используется, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность потребителем при заключении договора.

В соответствии с п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 №161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по перевод) денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств. Сервис Интернет-банк - это система электронных платежей.

В соответствии с Условиями дистанционного банковского обслуживания физических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие» с использованием Интернет-банка «Открытие Оnline» (далее -Условия), к которым истец присоединился путем активации указанного сервиса на сайте Банка, дистанционное банковское обслуживание с использованием указанного сервиса «Открытие Оnline» позволяет клиенту круглосуточно проводить определенные операции и получать доступ к определенным услугам банка через Интернет. С использованием «Открытие Оnline» клиент может совершать операции, перечень которых определен в Приложении №1 к Условиям (п.2.10).

Таким образом, услуга дистанционного банковского обслуживания (далее - услуга ДБО) физических лиц в ПАО Банк «ФК Открытие» с использованием Интернет-банка «Открытие Оnline» предоставляет возможность клиентам осуществлять операции и получать информацию в соответствии с приложением №1 к Условиям, в том числе, перевод по счету клиента на другой счет того же клиента внутри Банка.

В рамках предоставления указанной услуги ДБО банк принял на себя следующие обязательства:

- осуществить подключение клиента к услуге ДБО (п.6.1.1);

- обеспечивать предоставление Услуги и производить за свой счет и в разумно короткие сроки проведение работ по восстановлению работоспособности «Открытие Оnline» в случае сбоев оборудования и коммуникаций Банка.

В соответствии с п.7.4 Условий Банк не несет ответственности за качество линий связи.

Условия предоставления услуги ДБО не устанавливают обязанности Банка по немедленному восстановлению работоспособности «Открытие Оnline», поэтому сама по себе невозможность воспользоваться сиюминутно сервисом Интернет-банка для осуществления перевода денежных средств, не свидетельствует о том, что Банком допущен недостаток в оказании финансовой услуги по смыслу, придаваемому ей вышеуказанными положениями закона и разъяснений, а также не означает, что услуга по переводу денежных средств истцу не оказана, либо данная услуга является некачественной, либо оказана с недостатками, либо истцу было отказано в предоставлении услуги.

Согласно выписке по счету, представленной самим истцом истцу было известно о том, что сумма в размере 20 000 долларов была зачислена на его счет еще xx.xx.xxxx г.

По п. 6.4.2 условий Клиент имеет право в случае возникновения сбоев в работе «Открытие Оnline» представлять в Банк и получать от Банка документы на бумажных носителях.

То обстоятельство, что 06.11.2020г. истец не смог осуществить перевод денежных средств в сумме 20 000 долларов США посредством Интернет-банка не исключает возможность воспользоваться иными способами перевода денежных средств, в том числе, обратиться за предоставлением данной услуги в офис Банка путем оформления соответствующего распоряжения на перечисление указанной суммы денежных средств на бумажном носителе, о чем истец был проинформирован при заключении договора с Банком.

Учитывая, что перевод денежных средств в указанной сумме был осуществлен истцом посредством Интернет-банка «Открытие Оnline» 10.11.2020г. лишь подтверждает то, что услуга была оказана Банком в разумно короткие сроки.

Срок 23 часа 59 минут xx.xx.xxxx. для устранения недостатков был установлен истцом произвольно. Такой срок не предусмотрен договором или иными нормативными актами, поэтому требование истца в установленный им срок, очевидно, Банк не мог исполнить.

Запись телефонного разговора с истцом является лишь очевидным доказательством того, что Банком были приняты меры по обращению истца в разумно короткие сроки, что позволило ему пользоваться услугой ДБО.

Требование о признании незаконным бездействия Банка по неустранению недостатков в оказании банковских услуг в установленный им срок заявлено необоснованно, поскольку претензия истца по заявленным требованиям была принята ответчиком по электронным каналам связи xx.xx.xxxx., что подтверждается отметкой вх. __ от xx.xx.xxxx.

В установленный в претензии срок - до 23 часов 59 минут по московскому времени xx.xx.xxxx. и при отсутствии распоряжения истца на совершение вышеуказанной операции по переводу денежных средств в сумме 20 000 долларов США требования истца, изложенные в претензии не могли быть исполнены.

До обращения истца с настоящим иском ответчик подготовил ответ на претензию истца, в котором уведомил его о том, что в ходе проверки фактов, указанных в претензии, попытки перевода денежных средств в сумме 20 000 долларов США xx.xx.xxxx. с его счета __ не установлены. О готовности ответа на претензию Банк сообщил истцу xx.xx.xxxx в смс-сообщении, направленном на контактный номер истца, указанный в Заявлении.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение им имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как указано в п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» требования истца о компенсации расходов на составление досудебной претензии и юридическую консультацию, как расходы на оказание юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (ст.94, 135 ГПК РФ).

__).

Поскольку требования истца в части взыскания убытков, вызванных необходимостью соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, являются производными от основных, в удовлетворении которых истцу суд отказывает, не подлежат удовлетворению и указанные требования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в иске в полном объеме по указанным выше основаниям.

В соответствии с положениями ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Из анализа положений, содержащихся в ст. ст. 102, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, следует, что судебные расходы возмещаются за счет средств бюджета, если истец, которому было отказано в иске, освобожден от уплаты судебных расходов.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

В иске отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.

Судья А.А. Хромова

Решение изготовлено в окончательной форме 03 марта 2021 года.