ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3728/17 от 29.03.2018 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-440/2018

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 марта 2018 года город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Ткач А.Р., с участием представителя истца ФИО, третьего лица ФИО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к Департаменту архитектуры и градостроительства города Севастополя о сохранении жилого помещения реконструированном состоянии,

УСТАНОВИЛ:

9 ноября 2017 года обратился в суд с указанным иском, в котором просит суд сохранить в реконструированном виде жилое помещение - <адрес> в городе Севастополе, общей площадью <данные изъяты>, в том числе помещение лит. <данные изъяты>

Исковые требования обоснованы тем, что истец является нанимателем <адрес> в городе Севастополе, ранее нанимателем квартиры являлся ФИО, которым было осуществлено строительство пристройки, в результате чего увеличилась общая площадь квартиры. Пристройка прежним нанимателем была осуществлена на основании соответствующего разрешения, с согласованием с иными сособственниками многоквартирного жилого дома, с соблюдением строительных норм и правил. После возведения пристройки истцом и членами его семьи коммунальные услуги оплачиваются с учетом увеличения площади квартиры за счет указанной пристройки. В настоящее время истцу отказано в заключение договора социального найма в отношении спорной квартиры, поскольку ему не выдан акт приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию указанной пристройки, в связи с утратой силы приказа Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя «Об утверждении положения о приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя», в связи с чем оформление актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, выполненных в период до 18 марта 2014 года на основании разрешительных документов, выданных государственными органами Украины, не осуществляется.

В судебном заседании представитель истца просил удовлетворить иск по изложенным основаниям. Пояснив, что иным способом у его доверителя отсутствует возможность легализовать пристройку, и заключить в отношении квартиры договор социального найма. Наймодатель меры к легализации пристройки принимать не намерен. Истцом инициировано проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, собрание проведено при наличии кворума, большинством голосов собственники выразили согласие на сохранение квартиры в реконструированном виде.

Третье лицо ФИО в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл, уведомлен надлежаще, в ранее поданных возражениях на иск просит в его удовлетворении отказать, поскольку в настоящее время, после осуществления пристройки, изменения в техническую документацию не внесены, право собственности за истцом на реконструированное помещение не зарегистрировано, доказательств, подтверждающих обращение истца в уполномоченный орган с целью легализации пристройки, не представлено, что свидетельствует о несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора. Кроме того, истцом не представлены сведения о принадлежности земельного участка, на котором осуществлена пристройка, не представлены доказательства отсутствия возражений иных собственников многоквартирного жилого дома, относительно осуществления пристройки. Указав, помимо прочего, что, избранный истцом способ защиты является ненадлежащим, поскольку в обоснование требований истец ссылается на нормы жилищного законодательства, тогда как, правоотношения, связанные с осуществлением реконструкции регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Третье лицо ФИО в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежаще, в адресованном суду письменном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями гражданского процессуального закона, о причинах неявки суд не уведомили.

Руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая согласие представителя истца, суд рассмотрел дело по правилам заочного производства.

Выслушав объяснения представителя истца, третьего лица ФИО, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд заключил о следующем.

Судом установлено, что <адрес> в городе Севастополе на основании ордера № 818 от 23 апреля 1962 года была предоставлена для проживания ФИО.

Истец и члены его семьи (третьи лица) в настоящее время зарегистрированы в указанной квартире по месту жительства.

Пунктом 4 ст. 17 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Статьей 678 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено правило о том, что наниматель не вправе производить переустройство и реконструкцию жилого помещения без согласия наймодателя.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В силу пункта 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Поскольку спорные правоотношения, связанные с возникновением права пользования спорной квартирой, возникли до 18 марта 2014 года, к ним подлежат применению положения ранее действовавшего законодательства Украины и иных действовавших нормативно–правовых актов.

Решением исполнительного комитета Инкерманского городского <адрес> города Севастополя от 28 августа 2012 года № 07/55 «Об изменении условий договора найма жилых помещений» лицевой счет на трехкомнатную изолированную <адрес> жилой площадью 39 кв.м. в <адрес> в городе Севастополе открыт на ФИО, состав семьи три человека: жена ФИО, дочь ФИО, основанием послужило изменение условий договора найма в связи со смертью основного квартиросъемщика ФИО

Следовательно, спорная квартира, расположенная в многоквартирном жилом доме, находится в пользование истца и членов его семьи (третьих лиц) на законных основаниях, так как такое право возникло у них в соответствии с ранее действовавшим Жилищным законодательством Украины.

Статьей 9 Закона Украины № 687-XIV «Об архитектурной деятельности» предусмотрено, что строительство (новое строительство, реконструкция, реставрация, капитальный ремонт) объекта архитектуры осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией, государственных стандартов, норм и правил в порядке, определенном Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» проектирование и строительство объектов осуществляется владельцами или пользователями земельных участков в следующем порядке:1) получение заказчиком или проектировщиком исходных данных; 2) разработка проектной документации и проведение в случаях, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, ее экспертизы; 3) утверждение проектной документации; 4) выполнение подготовительных и строительных работ.

Согласно части 1 статьи 42 ЗК Украины земельные участки, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории государственной или коммунальной собственности, предоставляются в постоянное пользование предприятиям, учреждениям и организациям, которые осуществляют управление этими домами.

В случае приватизации гражданами многоквартирного жилого дома соответствующий земельный участок может передаваться бесплатно в собственность или предоставляться в пользование объединению собственников (часть 2 статьи 42 ЗК Украины).

Согласно части 3 статьи 42 ЗК Украины порядок использования земельными участками, на которых расположены многоквартирные жилые дома, а также относящиеся к ним здания, сооружения и придомовые территории, определяется совладельцами.

В соответствии с частью 1 статьи 376 ГК Украины жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Частью 2 статьи 376 ГК Украины установлено, что лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

Согласно части 3 статьи 376 ГК Украины право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.

Если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, которое осуществило (осуществляет) самовольное строительство, или за его счет (часть 4 статьи 376 ГК Украины).

В случае существенного отклонения от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляет) строительство, провести соответствующую перестройку (часть 7 статьи 376 ГК Украины).

Судом установлено, что, имея намерение осуществить строительство пристройки, ФИО обратился в соответствии с действующим порядком к представителю Президента Украины, которым ему был дан ответ, что для строительства пристройки необходимо получить согласие всех соседей и ЖЭК; выполнить проектную документацию, согласовать проектную документацию с архитектором района и инженерными службами района и города, получить распоряжение Представителя Президента Украины о разрешении строительства пристройки.

Нанимателем был разработан и согласован с Севастопольской ПЭС «Крымэнерго», с Горгазом, с Управлением водопроводно-канализационного хозяйства, с Севтеплосетью, районной СЭС, СВПЧ-2, ЖЭКом, с соседями, Инкерманским РИК и архитектором <адрес> проект пристройки террасы.

После чего Распоряжением представителя Президента Украины от 27 августа 1993 года № 482 ФИО дано разрешение на сооружение пристройки размером <данные изъяты> в торце <адрес> в городе Севастополе согласно проекту.

Обосновывая исковые требования, истец указывает, что на основании вышеуказанного Распоряжения представителя президента Украины прежним квартиросъемщиком ФИО в период с 1993 года по 2005 года осуществлено возведение пристройки, проведена ее техническая инвентаризация. С момента возведения пристройки коммунальные услуги оплачиваются с учетом измененной площади квартиры.

Из справки, выданной ГКП «Бюро технической инвентаризации и государственной регистрации объектов недвижимого имущества» г. Севастополя следует, что на основании распоряжения № 482 от 27 августа 1993 года разрешено строительство пристройки к <адрес> в городе Севастополе, фактически осуществлено строительство жилой пристройки лит. «А1» (4,00 х 6,10 + 4,70 х 4,85), внутренняя высота = <данные изъяты> толщина наружных стен = <данные изъяты>

Таким образом, строительство пристройки было выполнено на основании выданного Разрешения, однако изменения в техническую документацию своевременно внесены не были. Актуальный технический паспорт, содержащий сведения о пристройке, составлен в 2016 году.

Согласно представленному истцом заключению строительно–технической экспертизы № 142-ЧЛ-17 от 5 октября 2017 года, проведенной ООО «Независимая экспертиза», в результате осмотра выявлено, что при строительстве пристройки к <адрес> в городе Севастополе обеспечены необходимые параметры микроклимата, отсутствуют признаки исчерпания несущей способности конструктивных элементов и иные недостатки, установлено, что пристрой к квартире осуществлен с соблюдением указанных выше требований нормативной документации и его сохранение не приводит к возникновению угрозы жизни и здоровью человека.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15.08.2016 № 97 утверждено Положение о приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя.

Пунктом 9.3. названного Положения предусмотрено, что оформление актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по возведению одноэтажных пристроек, веранд, террас, балконов, лоджий к помещениям, в том числе включаемых в жилую площадь помещения, осуществляется исключительно при условии, что данные работы были выполнены на основании соответствующего разрешения, выданного уполномоченным органом Украины до 18.03.2014.

1 февраля 2017 года ФИО обратился с заявлением в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, на которое письмом от 20.02.2017 ответчиком даны разъяснения, что для получения документа, являющегося основанием для внесения изменений в сведения Государственного кадастра недвижимости о реконструированном объекте недвижимости ему либо его представителю необходимо представить заявление с приложением документов, указанных в п. 6 указанного Положения.

Истец обратился к ответчику с соответствующим заявлением о приемке в эксплуатацию спорного помещения и необходимыми документами 27 июля 2017 года, однако получил отказ в связи с тем, что Положение о приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя, утвержденное Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 15.08.2016 № 97, утратило силу, в связи с чем оформление актов приемочной комиссии, подтверждающих завершение работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, выполненных в период до 18 марта 2014 года на основании разрешительных документов, выданных государственными органами Украины, не осуществляется. Истцу рекомендовано обратиться в суд.

Приказом Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от 2 июня 2017 года № 61 утверждено новое Положение о приемочной комиссии по приёмке в эксплуатацию помещений после переустройства и (или) перепланировки на территории города Севастополя, в соответствии с п. 1.6. которого завершение процедуры перевода помещения, переустройство и (или) перепланировка жилого помещения допускается при условии соблюдения требований, установленных постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, постановлением Правительства Севастополя от 19.11.2015 N 1074-ПП "Об утверждении требований к составу и содержанию разделов проектной документации переустройства и (или) перепланировки помещений на территории города Севастополя", а также требований жилищного, гражданского, градостроительного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) признается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В соответствии с приложением "Термины и определения" Ведомственных строительных норм ВСН 61-89 (р) "Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования" (утв. приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 26 декабря 1989 года N 250) реконструкция жилого дома может включать возведение надстроек, встроек, пристроек.

Согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объекта капитального строительства, если при этом затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления.

На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью (часть 4 статьи 29 ЖК РФ).

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 289 ГК РФ). Собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры (пункт 1 статьи 290 ГК РФ).

В силу положений статей 246, 247 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Как следует из статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно статье 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пунктам 6, 6.2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ строительство и реконструкция объекта капитального строительства возможны только в случае согласия всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта, за исключением указанных в пункте 6.2 настоящей части случаев реконструкции многоквартирного дома; при наличии решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятого в соответствии с жилищным законодательством в случае реконструкции многоквартирного дома, или, если в результате такой реконструкции произойдет уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им.

Исходя из положений указанных выше правовых норм, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, в отсутствие которого нельзя признать данные действия проведенными в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. (ред. от 23 июня 2015 г.) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

<адрес> в городе Севастополе является многоквартирным. Квартиры 1 и 2 не приватизированы, <адрес> 4 находятся в частной собственности.

Пристройка возведена к <адрес>. Пристрой занимает часть земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, что ограничивает собственников помещений в многоквартирном доме права владеть и пользоваться этим земельным участком, а также примыкает к общей стене многоквартирного дома, в связи с чем в соответствии с вышеуказанными нормами действующего законодательства, необходимо получение согласия всех собственников многоквартирного дома.

По инициативе истца 28 января 2018 года проведено внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирного <адрес> в г. Севастополе.

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, будучи извещенным о проведении общего собрания, своего представителя для участия в собрании не направил. Письмом от 26 января 2018 года сообщил ФИО о том, что объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Севастополь, <адрес>, не включены в Реестр собственности города Севастополя, в связи с чем присутствие представителя Департамента на собрании собственников многоквартирного дома нецелесообразно.

Согласно протоколу № 1 итогов внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в голосовании приняли собственники двух квартир №№ 3 и 4, обладающие 51% голосов. Участвовавшие собственники ста процентами голосов проголосовали «за» дачу согласия на оформление пристройки к <адрес>.

В силу положений п. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, решение о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, а также о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу положений ст. 181.5. ГК РФ если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.

Исходя из вышеприведенных норм, земельный участок принадлежит совладельцам жилого дома на праве общей совместной собственности вместе с общим имуществом и неделимой частью жилого комплекса (вспомогательные помещения, конструктивные элементы здания, его техническое оборудование), которые определяют порядок его использования.

Судом установлено, что в жилом доме, в котором расположена спорная квартира, объединение совладельцев указанного дома как на момент осуществления пристройки, так и в настоящее время не создано.

Земельный участок под многоквартирным домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.

Таким образом, являясь нанимателем квартиры в многоквартирном доме, ФИО как в силу действовавшего на момент осуществления пристройки законодательства, так и в настоящее время не мог быть собственником или пользователем отдельного земельного участка, занятого пристройкой.

Вместе с тем, учитывая, что возведение пристройки осуществлено прежним нанимателем квартиры на основании Разрешения, полученного в установленном ранее действующим на территории города Севастополя порядке, при этом были соблюдены все необходимые условия, действующие на момент его получения, на сегодняшний день получено согласие собственников помещений в многоквартирном доме на использование общего имущества и реконструкцию дома в форме решения общего собрания, о применении последствий его недействительности заинтересованные лица не заявили, истцом представлено заключение о безопасности пристроя для жизни и здоровья граждан, о соблюдении градостроительных норм и правил, нелегализованный пристрой не позволяет истцу и членам его семьи заключить договор социального найма, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО удовлетворить.

Сохранить в реконструированном виде жилое помещение - <адрес> в городе Севастополе, общей площадью 99,8 кв.м, в том числе помещение лит. А1, площадью 36,9 кв.м.

Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд г. Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд г. Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И.А. Анашкина

Решение в окончательной форме составлено 3 апреля 2018 года.

Копия верна. Судья И.А. Анашкина

Копия верна. Секретарь А.Р.Ткач

На 3 апреля 2018 года решение не вступило в законную силу.

Секретарь А.Р.Ткач

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-440/2018 Балаклавского районного суда города Севастополя.