ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3728/19 от 25.10.2019 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 2-3728/19

16RS0049-01-2019-003682-72

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козловой Елены Александровны к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт,

УСТАНОВИЛ:

Козлова Е.А. обратилась в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

В обоснование исковых требований указано, что истец, являясь инвалидом с детства 1 группы, обратилась с заявлением о выплате компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

В назначении и выплате этой компенсации истцу было отказано со ссылкой на то, что истец не является собственником квартиры, в которой зарегистрирована, и ей не положена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

Истец полагает, что она, несмотря на то, что не является собственником квартиры, в которой зарегистрирована, имеет право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, поскольку выплата такой компенсации гарантирована положениями статьи 17 Федерального закона от --.--.---- г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и указанным законом выплата компенсации взноса на капитальный ремонт не ставится в зависимость является инвалид собственником квартиры, в которой зарегистрирован, или нет.

В этой связи истец просила обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выплатить ей компенсацию расходов по взносу на капитальный ремонт за период, начиная с --.--.---- г..

В ходе рассмотрения дела представитель истца указанное требование дополнил требованием о взыскании 3622 руб. 47 коп. в счет недополученной компенсации расходов по взносу на капитальный ремонт за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. (л.д. 25).

Определением суда от --.--.---- г. к участию в деле ответчиком привлечено государственное казенное учреждение "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)".

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования.

Представитель ответчика ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, в материалы дела поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель министерства выразила несогласие с исковыми требованиями, просила в удовлетворении требований к министерству отказать и рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя взнос на капитальный ремонт

В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В третьем абзаце пункта 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г.№-- "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 ЖК РФ и статья 210 ГК РФ).

Согласно статье 17 Федерального закона от --.--.---- г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.№-- "О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ... ..." утверждено "Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ... ..." (далее – Положение).

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.№-- при определении размеров субсидий-льгот по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за социальные нормы площади жилья принимаются размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно пункту 2.1 Положения субсидии-льготы предоставляются отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, по месту постоянного жительства в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1.2 Положения решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) в пятидневный срок со дня поступления документов.

В пункте 2.2 Положения закреплено, что для получения субсидий-льгот граждане, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством, их законные представители или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в установленном порядке, представляют в отделение Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) по месту постоянного жительства:

заявление о предоставлении субсидии-льготы;

копии документов, подтверждающих полномочия законных представителей или лиц, уполномоченных на основании доверенности, на представление интересов граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством.

Собственники жилых помещений в многоквартирных домах дополнительно представляют копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от --.--.---- г.№-- "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от --.--.---- г.№--/ЖКХ на 2009 год установлен региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при расчете субсидий.

Согласно указанному постановлению на семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при расчете субсидий, составляет 46 кв.м. общей площади жилья.

Установлено, что ФИО1 является инвалидом с детства I группы, что подтверждается справкой МСЭ-012 №--.

С --.--.---- г. по --.--.---- г.ФИО1 была зарегистрирована по адресу: ... ..., являлась собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, получала льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по указанной квартире, в том числе и льготу на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

--.--.---- г. истец снята с регистрационного учета по адресу: ... ... зарегистрирована по адресу: ... ..., что подтверждается отметками в паспорте истца.

Квартира 13 ... ... находится в собственности ФИО3, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Компенсация (субсидия) на уплату взноса на капитальный ремонт выплачивалась истцу за ... ..., выплата компенсации (субсидии) осуществлялась до --.--.---- г., что следует из имеющихся в деле справок (л.д. 42-64).

С --.--.---- г. выплата истцу компенсации (субсидии) на уплату взноса на капитальный ремонт истцу не осуществляется, что представителями ответчиков не оспаривается.

Обосновывая прекращение выплаты истцу компенсации (субсидии) на уплату взноса на капитальный ремонт, представитель ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" ссылалась на то, что меры социальной поддержки на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются по месту постоянного жительства, коим признается адрес постоянной регистрации, выплата осуществляется только льготным категориям граждан, являющимися собственниками жилых помещений, а поскольку --.--.---- г. истец зарегистрирована по адресу: ... ..., данная квартира не находится в собственности истца, то выплата ей компенсации (субсидии) на уплату взноса на капитальный ремонт не осуществляется.

Суд с доводами представителя ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" соглашается, поскольку данные доводы соответствуют буквальному толкованию законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Исходя из "Положения о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ... ...", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от --.--.---- г.№--, субсидия на уплату взноса на капитальный ремонт предоставляется по месту постоянного жительства гражданина, имеющего право на меру социальной поддержки по оплате ЖКУ.

Исходя из статьи 2 Закона Российской Федерации от --.--.---- г.№-- "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" местом постоянного жительства гражданина является адрес его постоянной регистрации.

Исходя из приведенных выше положений Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от --.--.---- г.№-- "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" обязанность по внесению взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения.

Истец не является собственником квартиры по адресу: ... ..., в которой она зарегистрирована с --.--.---- г., поэтому она не несет обязанность по уплате взноса на капитальный ремонт, соответственно, она и не должна получать компенсацию (субсидию) расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, поскольку субсидия на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме представляет собой компенсацию половины фактически произведенных расходов на оплату взноса на капитальный ремонт.

Поскольку в силу требований жилищного законодательства истец, не являясь собственником квартиры по адресу: ... ..., не несет обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, то она не имеет право на получение компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по указанному адресу.

Суд пришел к выводу о том, что ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" обоснованно прекратил выплату истцу с --.--.---- г. компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, поскольку истец, не являясь собственником ... ..., в котором зарегистрирована с --.--.---- г., не несет обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт по адресу регистрации, соответственно, она не вправе получать компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт по адресу регистрации.

Довод представителя истца о том, что истец имеет право на компенсацию (субсидию) в размере 50 процентов расходов на оплату взноса на капитальный ремонт по жилому помещению, где она зарегистрирована, независимо от того, что она не является она собственником этой квартиры основан на ошибочном толковании действующего законодательства.

Примененное законодателем понятие "компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме" как по своему буквальному толкованию, так и исходя из его места в системе нормативных правовых актов предполагает компенсацию государством в установленных пределах реальных расходов граждан. При этом несение расходов также должно иметь под собой правовое обоснование. Поскольку в силу приведенных выше требований Жилищного кодекса Российской Федерации истец не должна оплачивать взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по квартире, собственником которой не является, то и предоставление ей субсидии на оплату этого взноса также не представляется возможным.

По доводу истца о том, что за период с --.--.---- г. по --.--.---- г. ей было недоплачено 3622 руб. 47 коп. компенсации расходов по взносу на капитальный ремонт суд пришел к следующему.

Как следует из расчета истца, она полагает, что компенсация расходов по взносу на капитальный ремонт должна была осуществляться из расчета, что площадь квартиры по адресу: ... ... составляет 53,3 кв.м. (л.д. 25).

Выше отмечено, что с --.--.---- г. истцу правильно была прекращена выплата компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по квартире, в которой она зарегистрирована, но собственником которой она не является.

За период с --.--.---- г. по --.--.---- г. выплата истцу компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт осуществлялась по адресу её регистрации на то время: ... ..., что следует из имеющихся в деле справок (л.д. 42-64).

Исходя из приведенных выше положений компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляется не из реального размера жилого помещения, а исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

На время спорных правоотношений действовало постановление Правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от --.--.---- г.№--/ЖКХ "О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в ... ... на 2009 год". В спорный период иными нормативными правовыми актами не был урегулирован вопрос о региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в ... ....

Постановлением от --.--.---- г.№--/ЖКХ установлено, что на семью из двух человек региональный стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой при расчете субсидий, составляет 46 кв.м. общей площади жилья.

Судом установлено, что ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" при расчете компенсация расходов по взносу на капитальный ремонт по квартире по адресу: ... ... обоснованно исходил из того, что в указанной квартире проживают двое человек и нормативная площадь жилого помещения, используемая при расчете субсидий, составляет 46 кв.м.

Довод истца о том, что компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме должна рассчитываться исходя из реальной площади квартиры в 53,3 кв.м. противоречит законодательству, регулирующему спорные правоотношения, а потому не может быть принят во внимание.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что до --.--.---- г. компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме истцу выплачивалась правильно, размер выплаченной компенсации был определен верно, какой-либо недоплаты компенсации допущено не было, а с --.--.---- г. указанная компенсация обоснованно не выплачивается, поскольку выплата компенсации осуществляется по месту регистрации, истец не является собственником квартиры, в которой зарегистрирована, соответственно, она не несет обязанность по оплате взноса на капитальный ремонт и не имеет право на субсидию по этому взносу в силу отсутствия у неё обязанности по оплате взноса.

Суд полагает, что ГКУ "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" правильно применил законодательство к спорным правоотношениям, права истца нарушены не были, основания для удовлетворения иска отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований Козловой Елены Александровны к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, государственному казенному учреждению "Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)" о компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья подпись Шамгунов А.И.