ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3729/18 от 07.12.2018 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2018 года Свердловский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Белик С.О., при секретаре судебного заседания Томиленко А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3729/2018 по иску Шлафман В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Западное управление жилищно-коммунальными системами» о признании незаконным уведомление по введению ограничения предоставления коммунальной услуги,

УСТАНОВИЛ:

Шлафман В.В. обратился в Свердловский районный суд <адрес обезличен> с иском к ООО «Западное управление жилищно-коммунальными система» (далее – ООО «Западное управление ЖКС») о признании незаконным уведомление по введению ограничения предоставления коммунальной услуги, указав следующее. Он является собственником квартиры по адресу <адрес обезличен> Управляющей Компанией, обслуживающей дом, является ООО «Западное управление ЖКС». <Дата обезличена> им посредством электронной почты было получено уведомление от ответчика о том, что за ним числится задолженность по оплате коммунальных услуг, предоставляемых управляющей компанией, в отношении квартиры, принадлежащей ему на праве собственности. В случае не оплаты до <Дата обезличена> имеющейся суммы задолженности, будет произведено ограничение предоставления коммунальной услуги, а именно водоотведения. Данное письмо было направлено с электронного адреса некой Метешовой Анны. Обратившись лично в офис управляющей компании, ему пояснили, что действительно такое уведомление имеет место быть ввиду задолженности по оплате предоставляемых коммунальных услуг. Он представил в Управляющую компанию платёжные поручения об оплате текущей задолженности коммунальных услуг, выявленной по результатам сверки начислений и оплат за три последних года в личном кабинете на Портале ЖКХ, за последние три календарных года. Однако ответчик настаивает на наличии у него задолженности, угрожая в случае неуплаты в указанный срок, ограничить предоставление услуги. В связи с чем, ссылаясь на положения Жилищного кодекса РФ, Закона о защите прав потребителей, постановление Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, просит суд признать незаконным уведомление ООО «Западное управление ЖКС» от <Дата обезличена> по введению ограничения предоставления коммунальной услуги (водоотведения) в принадлежащей ему квартире по адресу: <адрес обезличен>.

Истец Шлафман В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Привлечённый к участи в деле в качестве третьего лица н/л Шлафман Н.В., в судебное заседание также не явился, просив о рассмотрении дела в своё отсутствие, в порядке ст. 165 ГПК РФ.

Согласно ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель истца Драчко Д.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил следующее. Ответчик ООО «Западное управление ЖКС», являясь правопреемником предыдущей управляющей компании, в течение многих лет, не обращаясь к Шлафману В.В. с иском, указывает в счетах долг в различных размерах в пределах 300 тысяч рублей, который перешёл от предыдущей управляющей компании, с которым Шлафман В.В. никогда не соглашался. Предъявляемую ответчиком сумму долга в размере 319866,09 рублей ответчик обращался за выдачей судебного приказа в период рассмотрения настоящего спора, однако в судебном заседании ответчик указывает, что сумма долга по водоотведению, исходя из общего долга 124609,27 рублей. Ответчиком не представлено пропорциональный расчёт начислений по каждому виду услуг, без учёта переходящего долга, не признаваемого истцом, в связи с чем истец лишён возможности выяснить размер задолженности, наличие её и превышает ли она сумму 2 месячных размеров платы за конкретную коммунальную услугу, которую ответчик угрожает ограничить. Из представленных ответчиком многочисленных расчётов задолженности видно, что истец производит надлежаще и своевременно в течение всех лет уплату коммунальных услуг и плату за содержание жилья. Следовательно, для направления уведомления об ограничении услуг у ответчика не было оснований.

Представитель ответчика ООО «Западное управление ЖКС» Пименова Е.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, указав следующее. Довод истца о невозможности ответчика взыскать задолженность, образовавшуюся за пределами срока исковой давности, не может служить основанием для удовлетворения требований истца, потому как наличие задолженности за период более трёх годичного срока не влечёт незаконность направления уведомления в порядке п. 119 Постановление Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее «Постановление»). Для направления указанного уведомления достаточно наличия задолженности, образовавшейся за 2 месяца (п. 117, п.118 Постановления). Должником для ООО «Западное управление ЖКС» является любое лицо, имеющее задолженность. Задолженность у истца на <Дата обезличена> составляет 316 822,36 рублей. В связи с чем, у ответчика имеется право направить уведомление потребителю-должнику об ограничении предоставления коммунальной услуги. Данное право, предоставлено на законодательном уровне, следовательно, не может являться незаконным. Кроме того, необходимо отметить, что Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных дамах и жилых домом, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена><Номер обезличен>, не предусмотрена возможность списания задолженности, требования о взыскании которой не были предъявлены в пределах срока исковой давности. ООО «Западное управление ЖКС» в суд с исковыми требованиями к Шлафману В.В. о взыскании задолженности по оплате за жилые и коммунальные услуги не обращалось. В данном случае Шлафман В.В. не может быть признан тем лицом, чьё право нарушено и в отношении которого может быть применено правило пропуска срока исковой давности. Право заявить о пропуске срока исковой давности может быть им реализовано лишь в рамках иска к нему о взыскании задолженности за спорный период. Истцу было направлено только уведомление об ограничении предоставления коммунальной услуги. При этом за уведомлением самого факта применения мер по ограничению предоставления коммунальной услуги не последовало. Получение уведомления подтверждено самим истцом. В связи с отсутствием факта ограничения, считает, что права истца, имеющего задолженность, не нарушены действиями ответчика. Избираемый истцом способ защиты в случае удовлетворения его требований, должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав, а принимая во внимание, что направление ответчиком уведомления по введению ограничения предоставления коммунальной услуги в отношении истца само по себе не нарушает его прав, требования истца не являются обоснованными и удовлетворению не подлежат.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу удовлетворить иск Шлафмана В.В., исходя из следующего.

Согласно ч.1 ст.161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу ч.ч. 2, 3, 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключёнными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твёрдыми коммунальными отходами.

Частью 1 ст. 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчёте платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учёта используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учёта, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений пп. "а" п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Постановление Правительства РФ № 354) следует, что исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

При этом в Преамбуле к Правилам указано, что «коммунальные услуги» - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений), а «исполнителем» - является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Пунктом 118 Постановления Правительства РФ № 354 установлено, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключённого потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

В случае если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых исполнителем потребителю коммунальных услуг, то исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги в отдельности.

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае исполнитель рассчитывает задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы.

В соответствии с п. 119 Постановления Правительства РФ № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке:

а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путём вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путём включения в платёжный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путём передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги;

в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

Как разъяснено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» ненадлежащее исполнение нанимателями (собственниками) и членами их семьи обязанности по оплате коммунальной услуги может служить основанием для приостановления или ограничения предоставления этой коммунальной услуги.

Предоставление коммунальной услуги может быть приостановлено или ограничено только после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника, в сроки и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует учитывать, что само по себе наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

Судом установлено, что Шлафман В.В. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес обезличен> на основании договора купли-продажи от <Дата обезличена> и акта передачи квартиры от <Дата обезличена>.

Из справки <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, выданной регистрационным отделом ООО «Западное управление ЖКС», в квартире по адресу: <адрес обезличен>, зарегистрированы истец Шлафман В.В. (с <Дата обезличена>) и его сын Шлафман Н.В. (с <Дата обезличена>).

Решением общего собрания, оформленного протоколом от <Дата обезличена>, собственники многоквартирного <адрес обезличен> в качестве управляющей организации выбрали ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами».

Из учредительных документов следует, что ОАО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» реорганизовано в ООО «Западное управление жилищно-коммунальными системами».

Согласно расчётам, представленным ответчиком ООО «Западное управление ЖКС», в связи с неполной оплатой за потребленные истцом ресурсы и услуги, за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> у истца имеется задолженность в размере 124609,27 рублей.

<Дата обезличена> в адрес электронной почты истца от ответчика поступило уведомление, в котором сообщалось, что будет произведено ограничение коммунальной услуги (водоотведение) в квартире, до полной ликвидации задолженности.

Из представленных суду истцом документов следует, что с 2013 года он неоднократно обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчёт коммунальных услуг, в чём ему было отказано.

В письме ОАО «ЗУЖКС» Шлафману В.В. от <Дата обезличена> за <Номер обезличен> указано, что при открытии лицевого счёта <Номер обезличен> (<адрес обезличен>) с <Дата обезличена> его долг входящим сальдо составлял 49280,67 рублей. Сальдо на <Дата обезличена> составило 71949,03 рубля, по состоянию на <Дата обезличена> составило – 70711,70 рублей, на <Дата обезличена> долг составил – 119839,37 рублей, на <Дата обезличена> – 166526,75 рублей. При этом в ответе отражены суммы, уплаченные Шлафманом В.В. по каждому году.

Судом установлено, что <Дата обезличена> мировым судьёй судебного участка №19 Свердловского округа г. Иркутска был оставлен без рассмотрения иск МУП РЭУ «Юбилейный» к Шлафману В.В., Шлафман О.Н. л взыскании задолженности по квартплате и коммунальным услугам в сумме 11171 рубль по состоянию на <Дата обезличена>, а также по встречному иску Шлафмана В.В. к МУП РЭУ «Юбилейный» о взыскании неустойки за ненадлежащее исполнение управляющей компанией обязанностей по содержанию жилого дома в размере 11606,13 рублей.

Также представлена суду копия определения суда от 09.11.2018 об отмене судебного приказа, вынесенного мировым судьёй судебного участка №19 Свердловского округа г. Иркутска 05.10.2018 (в период рассмотрения настоящего спора) по заявлению ООО «Западное управление жилищно-коммунальными системами» к Шлафману В.В. о взыскании задолженности по оплате за жильё и коммунальные услуги за период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в размере 319866,08 рублей.

Ответчиком суду представлены расчёты задолженности на <Дата обезличена> по жилому помещению по адресу: <адрес обезличен>, принадлежащему Шлафману В.В.

Проанализировав представленные истцом платёжные поручения по уплате коммунальных услуг с января 2015 года по август 2018 года (период получения уведомления об ограничении коммунальных услуг), сопоставив эти документы с расчётами задолженности на <Дата обезличена>, не разрешая вопрос об отсутствии или наличии задолженностей истца перед ответчиком, суд установил, что Шлафманом В.В. в период, предшествующий трём годам до даты, направления уведомления, производилась регулярная оплата коммунальных услуг в том пределе, который был начислен. Это подтверждается сведениями, отражёнными в столбцах расчёта «Начислено» и «Оплачено». А далее расчёт увеличен за счёт «входящего сальдо», которое переходит с 2008 года, постоянно увеличиваясь.

При этом управляющая компания, не взирая на многочисленные обращения Шлафмана В.В., в течение длительного времени – более 10 лет не обращалась к истцу с иском о взыскании задолженности и не разрешила эти разногласия. Такое обращение со стороны управляющей компании последовало лишь после предъявления истцом настоящего иска. Судебный приказ по заявлению Шлафмана В.В. был отменён.

Таким образом, доказательств наличия на момент направления уведомления задолженности Шлафмана В.В. по оплате коммунальных услуг по услуге «водоотведение» в размере, превышающем более чем оплату за два месяца, в том числе с учётом пропорциональности оплат за все коммунальные услуги, суду представлено не было, как то требуется в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ.

В уведомлении о приостановлении коммунальной услуги управляющей компанией также не указано по какому виду услуг имеется задолженность и в каком объёме.

В связи с чем, суд приходит к выводу о незаконности уведомления о приостановлении коммунальной услуги.

Не влияет на этот вывод суда то, что фактически такое приостановление не вводилось, поскольку определением суда от <Дата обезличена> были приняты меры по обеспечению иска в виде запрета совершения таких ограничений.

Каких-либо иных доказательств, в соответствии со ст.ст. 56-57 ГПК РФ, ответчиком суду не предоставлено.

С учётом установленных обстоятельств, представленных доказательств, законности и обоснованности судебного решения, суд приходит к выводу иск Шлафмана В.В. удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Шлафмана В.В. удовлетворить.

Признать незаконным направленное Шлафману В.В. уведомление Общества с ограниченной ответственностью «Западное управление ЖКС» от <Дата обезличена> по введению ограничения предоставления коммунальной услуги (водоотведения) в квартире по адресу: <адрес обезличен>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд <адрес обезличен> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Белик С.О.....