Дело № 2-401/2021
УИД 27RS0003-01-2020-005437-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 февраля 2021 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
помощника военного прокурора Биробиджанского гарнизона ФИО1,
представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ФИО2,
при секретаре Гуреевой Ж.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане дело по иску заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу, жилищно-коммунальной службе № 3 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Восточному военному округу с вышеуказанными требованиями. Просит признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома № 13 (инв. № 113) по ул. Старый Аэропорт, с. Птичник, Биробиджанский район (военный городок № 11, дислоцированный по адресу: ЕАО, Биробиджанский район, с. Птичник); возложить на Министерство обороны РФ обязанность обеспечить в срок до 31.12.2021 включение в план капитального ремонта на 2022 год многоквартирного дома № 13 (инв. № 113) военного городка № 11 с. Птичник с одновременным выделением лимитов бюджетных средств на указанный ремонт, обеспечить в срок до 31.12.2022 проведение капитального ремонта многоквартирного дома № 13 (инв. № 113) военного городка № 11 с. Птичник, связанного с: ремонтом кровли (2 кв.м.); ремонтом окон (27 кв.м.); ремонтом дверей (тамбурных/металлических) (8 кв.м. и 9 кв.м.); ремонтом козырьков (20 кв.м.); ремонтом (установкой) внутренних дверей (1 шт.); ремонтом (установкой) дверных замков (3 шт.); ремонтом отмостки (280 кв.м.); ремонтом подвальных помещений (отопление Д-80 мм 16 м., задвижки Д-50мм 4 шт., ХВС Д-25мм 20 м., задвижки Д-100 4 шт., канализация Д100мм 52 м., замена ВРУ-04 1 шт.); ремонтом инженерного оборудования (ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м., отопление Д-20мм 15 м., заменить электропровод 300 м.). Возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в лице жилищно-коммунальной службы № 3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу обязанность обеспечить в срок до 31.12.2021 выполнение текущего ремонта многоквартирного дома № 13 (инв. 113) военного городка № 11 с. Птичник, связанного с: ремонтом вентиляции (прочистка вентканалов 45 м., восстановление защитных зонтов 9 шт.); установкой урн (5 шт.); установкой скамеек (5 шт.); установкой бельевых площадок (1 шт.).
Определением судьи Железнодорожного районного суда г. Хабаровска от 29.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен НКО Фонд – региональный оператор по проведению капитального ремонта многоквартирных домов ЕАО.
В судебном заседании помощник военного прокурора Биробиджанского гарнизона ФИО1 исковые требования уточнил. Просил признать незаконным бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер, направленных на проведение работ по капитальному ремонту здания многоквартирного дома № 13 (инв. № 113) по ул. Старый Аэропорт, с. Птичник, Биробиджанский район (военный городок № 11, дислоцированный по адресу: ЕАО, Биробиджанский район, с. Птичник); обязать Министерство обороны РФ в срок до 31.12.2022 обеспечить выполнение капитального ремонта указанного многоквартирного дома, связанного с: ремонтом кровли (26 кв.м.), установкой урн – 5 шт., установкой скамеек – 5 шт., установкой бельевой площадки – 1 шт.; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить выполнение текущего ремонта указанного многоквартирного дома: прочистка вентканалов (45 м.); восстановление защитных зонтов (9 шт.); ремонт окон (26,21 кв.м.); ремонт дверей (тамбурных/металлических) (7,32 кв.м. и 8,27 кв.м.); ремонт козырьков (19,53 кв.м.); ремонт (установка) внутренних дверей (1 шт.); ремонт (установка) дверных замков (3 шт.); ремонтом отмостки (280 кв.м.); ремонт подвальных помещений (отопление Д-80 мм 16 м., задвижки Д-50мм 4 шт., ХВС Д-25мм 20 м., задвижки Д-100 4 шт., канализация Д100мм 52 м., замена ВРУ-04 1 шт.); ремонт инженерного оборудования (ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м., отопление Д-20мм 15 м., заменить электропровод 300 м.). По существу поддержал доводы иска. Дополнительно пояснил, что все указанные работы отражены в акте осмотра от 25.09.2020. Дом введен в эксплуатацию в 1976 году, капитальный ремонт не проводился ни разу.
Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме. По существу поддержала доводы письменных возражений на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что все работы, перечисленные в иске прокурора, должно производить Министерство обороны РФ, как собственник объекта недвижимости. Дом № 13 по ул. Старый Аэропорт в с. Птичник действительно передан в эксплуатацию ФГБУ «ЦЖКУ». Капитальный ремонт никогда не проводился, физический износ составляет 100%, однако, дом не признан непригодным к проживанию. Организация проводит текущий ремонт при наличии финансирования.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, третьих лиц ФКУ «ОСК ВВО», НКО – Фонд РОКР ЕАО в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ представил письменные возражения, в которых указал, что исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ возложено на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. Кроме того, Министерство бороны Российской Федерации, считает что объем работ, перечисленный военным прокурором в исковом заявлении, входит в проведение не капитального ремонта, а в проведение текущего ремонта МКД. Просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований военного прокурора Биробиджанского гарнизона к Министерству обороны РФ в полном объеме.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно ч. 1 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором
В соответствии с пп. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента от 16.08.2004 № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
В целях выполнения возложенных на него функций приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 № 155 создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Приказа и пп. 12 и 13 Устава ФГБУ «ЦЖКУ», утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.03.2017 № 607, основной деятельностью уучреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
26.09.2017 между государственным заказчиком – Министерством обороны РФ и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ (управляющая компания) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами РФ № 3-УЖФ/ВВО-1. В приложении к договору значится многоквартирный дом по ул. Старый Аэропорт, д. 13, с. Птичник Биробиджанского района ЕАО, военный городок № 11.
Из акта приема-передачи от 2017 года следует, что указанный многоквартирный дом передан в управление ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ. Также в акте указано, что дом является пятиэтажным, год постройки – 1976, сведения о последнем капитальном ремонте отсутствуют.
Также судом установлено, что по результатам проведения весеннего осмотра (01.04.2020) и осеннего осмотра (25.09.2020) указанного многоквартирного дома, выявлено неудовлетворительное состояние окон, продухов, систем холодного водоснабжения, канализации, электрощитовых подвального помещения, требующих капитального ремонта (замены). Крыша (стропилы, балки, кровля) находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт. Общедомовые инженерные сети также находятся в неудовлетворительном состоянии и нуждаются в капитальном ремонте. Общедомовые приборы учёта энергоресурсов отсутствуют, за исключением электроснабжения. Также в неудовлетворительном состоянии находятся межпанельные швы, козырьки над входами в подъезды, карнизы, отмостка, окна и двери (входные и входные квартирные), дверные замки. Кроме того, необходима внутриподъездная отделка (штукатурка, побелка, окраска), поскольку происходит отслоение штукатурки, окраски, имеются потеки потолков, внутренних стен подъездов. Требуется установление придомовых урн, скамеек.
Признаки, характеризующие капитальный ремонт объекта капитального строительства, определены в статье 1 Градостроительного кодекса РФ.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).
В статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (часть 8).
Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10).
На основании ч. 2 ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ул. Старый Аэропорт, д. 13, с. Птичник Биробиджанского района ЕАО, военный городок № 11, находится в состоянии, требующем как капитального, так и текущего ремонта. Собственник (Министерство обороны РФ), а также уполномоченная им организация, на балансе которой состоит этот дом (ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ), надлежащих мер к проведению такого ремонта не принимают, в связи с чем, нарушаются жилищные права неопределенного круга граждан
Ответчиками не представлено доказательств, опровергающих доводы иска военного прокурора, как в части необходимости ремонта, так и в части непринятия надлежащих мер по содержанию указанного многоквартирного дома.
Ссылку на наличие предусмотренного законом порядка организации и проведения капитального ремонта жилищного фонда МО РФ суд считает несостоятельной, поскольку необходимость соблюдения порядка организации и проведения ремонта не может служить основанием для ограничения и ущемления гарантированных законом жилищных прав граждан.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать незаконным бездействие собственника – Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии надлежащих мер по проведению капитального ремонта здания.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» отнесены: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыш; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; 5) утепление и ремонт фасадов; 6) установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); 7) ремонт фундаментов многоквартирных домов.
В преамбуле Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, установлено, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов РФ, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Пункт 2.4.2 Правил предусматривает, что при капитальном ремонте следует производить комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления. Примерный перечень работ по капитальному ремонту указан в приложении № 8.
Пунктом 2.3.1 вышеуказанных Правил определено, что организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Примерный перечень работ по текущему ремонту жилищного фонда, приведен в приложении № 7.
Указанный в пункте 3 Приложения № 8 такой вид работ, как ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% относится к работам по капитальному ремонту жилого помещения и должен осуществляться наймодателем.
В акте осеннего осмотра объекта и дефектном акте от 25.09.2020 указано на необходимость замены 26 кв.м кровли.
Благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок) также указано в пункте 3 Приложения № 8, следовательно, относится к работам по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, на собственника Министерство обороны РФ необходимо возложить обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома, а именно: ремонт кровли 26 кв.м.; установка урн в количестве пяти штук; установка скамеек в количестве пяти штук; установка бельевых площадок в количестве 1 штука.
Из приложения № 7 (рекомендуемого) указанного постановления «Перечень работ, относящихся к текущему ремонту» следует, что к текущему ремонту, в том числе относятся (по разделам):
1. Фундаменты - устранение местных деформаций, усиление, восстановление поврежденных участков фундаментов, вентиляционных продухов, отмостки и входов в подвалы.
2. Стены и фасады - герметизация стыков, заделка и восстановление архитектурных элементов; смена участков обшивки деревянных стен, ремонт и окраска фасадов.
3. Перекрытия - частичная смена отдельных элементов; заделка швов и трещин; укрепление и окраска.
4. Крыши - усиление элементов деревянной стропильной системы, антисептирование и антиперирование; устранение неисправностей стальных, асбестоцементных и других кровель, замена водосточных труб; ремонт гидроизоляции, утепления и вентиляции.
5. Оконные и дверные заполнения - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений.
7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей - восстановление или замена отдельных участков и элементов.
10. Внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
11. Центральное отопление - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем центрального отопления включая домовые котельные.
12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение - установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
13. Электроснабжение и электротехнические устройства - установка, замена и восстановление работоспособности электроснабжения здания, за исключением внутриквартирных устройств и приборов, кроме электроплит.
14. Вентиляция - замена и восстановление работоспособности внутридомовой системы вентиляции включая собственно вентиляторы и их электроприводы.
17. Внешнее благоустройство - ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, проездов, дорожек, отмосток ограждений и оборудования спортивных, хозяйственных площадок и площадок для отдыха, площадок и навесов для контейнеров-мусоросборников.
Поскольку управляющая организация ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ приняла на себя обязательства по предоставлению услуг по надлежащему содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, суд считает необходимым возложить на данного ответчика обязанность по проведению текущего ремонта вышеуказанного многоквартирного дома, а именно: прочистка вентиляционных каналов 45 м., восстановление защитных зонтов в количестве 9 шт., ремонт окон, общий объем 26,21 кв.м; ремонт дверей (тамбурных/металлических) в количестве 7,32 кв.м., 8,27 кв.м.; ремонт (установка) внутренних дверей в количестве 1 штука; ремонт козырьков 19,53 кв.м.; ремонт (установка) дверных замков в количестве 3 штуки; ремонт отмостки, площадью 280 кв.м; ремонт подвальных помещений (труба отопление Д-80 мм 16 м., задвижки Д-50мм в количестве 4 штуки, ХВС Д-25мм 20 м., задвижки Д-100 в количестве 4 штуки, канализация Д100мм 52 м., замена ВРУ-04 в количестве 1 штука); ремонт инженерного оборудования (труба ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м., труба отопления Д-20мм 15 м., замена электропровода 300 м.).
Доводы ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ о том, что обязанность по организации и финансированию текущего ремонта лежит на собственнике жилищного фонда Минобороны России, судом отклоняются, поскольку непринятие собственником имущества решения о ремонте не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей, возложенных на нее законом и договором управления. Созданное Министерством обороны Российской Федерации как собственником жилищного фонда ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, принявшее на себя в силу договора от 26 сентября 2017 года обязанность по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома, обязано устранить выявленные в ходе проверки недостатки путем проведения текущего ремонта дома.
В соответствии с Уставом учреждения, финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом задания на очередной финансовый год.
Согласно п. 5 ст. 123.22 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено. По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Из п. 34 Устава следует, что учреждение отвечает по своим обязательствам, всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация, полномочия осуществляет Министерство обороны РФ.
В силу частей 2, 3 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение, к каковым относится ФГБУ «ЦЖКУ», осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.
Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, что следует из положений ч. 6 ст. 9.2 вышеназванного Федерального закона.
Как предусмотрено ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Исходя из изложенного, суд считает необходимым возложить на Министерство обороны РФ обязанность по финансированию указанных работ в случае недостаточности у учреждения собственных денежных средств.
В соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Разрешая в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ вопрос о сроке, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, считает срок, заявленный прокурором, отвечающим вышеуказанным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования заместителя военного прокурора Биробиджанского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по проведению капитального ремонта здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, военный городок № 11, улица Старый Аэропорт, дом 13.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, военный городок № 11, улица Старый Аэропорт, дом 13, а именно: ремонт кровли 26 кв.м.; установка урн в количестве 5 штук; установка скамеек в количестве 5 штук; установка бельевых площадок в количестве 1 штука.
Возложить на федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в срок до 31 декабря 2022 года произвести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Еврейская автономная область, Биробиджанский район, село Птичник, военный городок № 11, улица Старый Аэропорт, дом 13, а именно: прочистка вентиляционных каналов 45 м., восстановление защитных зонтов в количестве 9 шт., ремонт окон, общий объем 26,21 кв.м; ремонт дверей (тамбурных/металлических) в количестве 7,32 кв.м., 8,27 кв.м.; ремонт (установка) внутренних дверей в количестве 1 штука; ремонт козырьков 19,53 кв.м.; ремонт (установка) дверных замков в количестве 3 штуки; ремонт отмостки, площадью 280 кв.м; ремонт подвальных помещений (труба отопление Д-80 мм 16 м., задвижки Д-50мм в количестве 4 штуки, ХВС Д-25мм 20 м., задвижки Д-100 в количестве 4 штуки, канализация Д100мм 52 м., замена ВРУ-04 в количестве 1 штука); ремонт инженерного оборудования (труба ХВС Д-20/25мм 10 м и 12 м., труба отопления Д-20мм 15 м., замена электропровода 300 м.).
При недостаточности у федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации денежных средств на проведение вышеуказанных работ, обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить денежные средства на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2021.