Дело /номер скрыт/
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
/дата скрыта/ г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в составе председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О., при секретаре Данюковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овсянниковой Н. А. к Муниципальному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе /номер скрыт/ о выплате компенсации стоимости проезда и провоза багажа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Овсянникова Н.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. С 1977 года по 2012 года она работала учителем МОУ ООШ /номер скрыт/ г.Комсомольска-на-Амуре. В сентябре 2012 года она уволилась и переехала на постоянное место жительства в /адрес скрыт/, где устроилась на работу в Гимназию /номер скрыт/. /дата скрыта/ она направила в адрес бывшего работодателя МОУ ООШ /номер скрыт/ г.Комсомольска-на-Амуре письмо с заявлением об оплате проезда и подлинные проездные документы. До настоящего времени компенсации оплаты проезда и провоза багажа в ее адрес не поступило. Просит суд взыскать компенсацию стоимости проезда и провоза багажа к новому месту жительству в размере /руб/.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от /дата скрыта/ в порядке подготовки к участию в деле в качестве соответчика привлечено МОГО «Город Комсомольск-на-Амуре.
Определением Центрального районного суда г.Комсомольска-на-Амуре от /дата скрыта/ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Финансовое управление администрации г.Комсомольска-на-Амуре.
В судебное заседание истец Овсянникова Н.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного разбирательства уведомлена в установленном законом порядке, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на иске настаивала. Ранее опрошенная по существу дела на иске настаивала, пояснила, что пояснила, что стоимость провоза багажа должна быть взыскана в полном объеме, поскольку законодательством не предусмотрено, каким конкретно образом может быть вывезен багаж, сама ли она вывезет багаж или привлечет для этого третье лицо. Сама она женщина почтенного возраста, более 10 лет находится на пенсии. /дата скрыта/ она выехала плацкартным вагоном поездом сообщением «г.Комсомольск-на-Амуре – г.Хабаровск» с минимальным количеством багажа) на 1 билет возможно провезти 36 кг. багажа. Остальной багаж – 85 кг. провозила ее сестра Крюкова Т.А., именно на ее фамилию была выписана квитанция на оплату пользования такси. Крюкова Т.А. ехала на автобусе от г.Комсомольска-на-Амуре до аэропорта в г.Хабаровске. багажная квитанция на 100 кг. была выписана на имя Овсянниковой Н.А. в связи с вышеизложенным она просит взыскать стоимость расходов в полном размере.
Представитель ответчика МОУ ООШ /номер скрыт/ г.Комсомольска-на-Амуре Соколова В.Ю. исковые требования признала частично, суду пояснила, что Овсянникова Н.А. имеет право на получение компенсации, однако денежные средства на эти цели выделяются им администрацией г.Комсомольска-на-Амуре. Кроме того, полагает, что не все представленные документы подтверждают, несение расходов именно Овсянниковой Н.А.
Представитель администрации г.Комсомольска-на-Амуре – Перехожева А.В., действующая на основании доверенности, исковые требований не признала. Суду пояснила, что администрация г.Комсомольска-на-Амуре не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, из искового заявления и материалов дела следует, что фактически Овсянникова Н.А. за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей не выехала. То есть она не покинула пределы районов с неблагоприятными климатическим условиями проживания. Просила в иске отказать.
Представитель Финансового управления г.Комсомольска-на-Амуре Онуфриюк В.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду представила письменные возражения, согласно которым гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом к новому месту жительства установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 № 572. Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающие предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с чем финансирование расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не относится к вопросам местного значения и не может производиться за счет средств местного бюджета (п. 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ). Вопросы местного значения городского округа установлены Федеральным законом Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 16, которые решаются органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета. Среди перечисленных вопросов отсутствуют вопросы компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В случае, если полномочия органов местного самоуправления, были установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным к вопросам местного значения, то такие полномочия являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления (п. 1 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.03 года № 131-ФЗ) и финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (п. 5 ст. 19 Федерального закона РФ от 06.10.03 года № 131-Ф3). Государственные полномочия на исполнение вопросов, связанных с компенсацией гражданам расходов по переезду из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей муниципальному образованию городскому округу «Город Комсомольск-на-Амуре» не передавались. Трудовым кодексом Российской Федерации в части 5 статьи 326 определено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с выездом устанавливаются органами местного самоуправления, аналогичные положения содержаться в статье 35 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В связи с чем, Решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05 октября 2011 г. № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета» (далее - Решение № 59) определены размер, условия и порядок компенсации данных расходов. Так, лицам, переезжающим к новому месту жительства компенсируются расходы при условии: а) прибытия в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации; б) пригласившая организация, финансируется за счет средств местного бюджета муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре»; в) пригласившая организация заключает с приглашенным лицом трудовой договор; г) приглашенное лицо, заключившее трудовой договор впоследствии выезжает к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора. В соответствии с решением Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011 № 59 компенсируются расходы работнику, переезжающему к новому месту жительства в случае, если он прибыл в город Комсомольск-на-Амуре по письменному приглашению организации, финансируемой за счет средств местного бюджета. Истец не переезжала в город Комсомольск-на-Амуре по письменному приглашению от организации, финансируемой за счет средств местного бюджета для заключения трудового договора. Полномочия по определению размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа в связи с выездом на новое место жительства из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей лицам, работающим в организациях, финансируемых из местного бюджета, переданы органам местного самоуправления. Согласно исковому заявлению истец проживала в городе Комсомольске-на-Амуре с 1977 года по сентябрь 2012 года и работала учителем в МОУ ООШ № 29 г. Комсомольска-на-Амуре. При увольнении истец не обращалась к руководителю МОУ ООШ № 29 г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением об оплате проезда к новому месту жительства. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 г. № 572 «О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» гарантия компенсации расходов, связанных с выездом предоставляется гражданам, переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Местом нового жительства Овсянниковой Н.А. является город Магадан, который относится к району Крайнего Севера. Таким образом, истец переселилась не из района Крайнего Севера, а в район Крайнего Севера, следовательно, право на компенсацию расходов, связанных с переездом у Овсянниковой Н.А. отсутствует. Финансовое управление администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края освободить от ответственности, как лицо являющееся ненадлежащим ответчиком по данному делу. В удовлетворении исковых требований Овсянниковой Н. А. за счет средств местного бюджета города Комсомольска-на-Амуре - отказать.
Выслушав пояснения ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено ст.313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.3 ст.4 указанного закона гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счет местного бюджета, являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 3 вышеуказанного закона установлено, что гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из местных бюджетов, а также лиц, получающих пособия, стипендии и компенсации за счет средств местных бюджетов, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года, согласно указанному перечню г.Комсомольск-на-Амуре расположен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.В соответствии со статьями 5, 8, 9 и 11 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Согласно материалам дела МОУ ООШ №29 действует на основании Устава (новая редакция утверждена главой города Комсомольска-на-Амуре 15.09.2011г.)
В соответствии с п.1.1, п.1.4 Устава МОУ ООШ /номер скрыт/ (Учреждение) является некоммерческой организацией, финансируемой из средств местного и краевого бюджетов, организационно-правовая форма – муниципальное учреждение, тип - бюджетное учреждение.
Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» (п.1.5 Устава).
В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что /дата скрыта/ Овсянникова Н.А. принята переводом в среднюю школу /номер скрыт/. Согласно имеющейся трудовой книжке Овсянникова Н.А. осуществляла трудовую деятельность в указанном образовательном учреждении до /дата скрыта/, согласно приказу /номер скрыт/лс от /дата скрыта/ уволена по собственному желанию. Таким образом суд приходит к выводу о том, что Овсянникова Н.А. состояла в трудовых отношениях с МОУ ООШ /номер скрыт/ г.Комсомольска-на-Амуре.
Согласно справке муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназии /номер скрыт/» /адрес скрыт/, Овсянникова Н.А. на основании приказа /номер скрыт/-л от /дата скрыта/ принята на работу /дата скрыта/ учителем химии, где работает по настоящее время.
На основании вышеизложенных норм права и установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования Овсянниковой Н.А. подлежат удовлетворению за счет средств бюджета муниципального образования «городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре».
Разрешая вопрос о размере компенсации стоимости проезда, суд приходит к следующему.
До /адрес скрыт/ Овсянникова Н.А. следовала следующим образом: г.Комсомольск-на-Амуре – г.Хабаровск на поезде, что подтверждается проездным документом – билетом, стоимость которого /руб/, квитанцией по оплате страхового взноса в размере /руб/, г.Хабаровск - г.Магадан авиаперелетом, что подтверждается электронным билетом стоимостью /руб/, посадочным талоном и квитанцией по оплате провоза багажа весом 100 кг. стоимостью /руб/.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. В обоснование размера понесенных на перевозку багажа к новому месту жительства истцом представлены багажные квитанции и квитанции об оплате стоимости проезда на такси на сумму /руб/. Суд не принимает во внимание квитанцию №006332 от 14.09.2012 года об оплате стоимости такси, поскольку указанные квитанции оформлены на имя Крюковой, в квитанции № 000726 от 14.09.2012 года не указана фамилии заказчика, кроме того они оформлены после того, как Овсянникова Н.А. выехала в г.Хабаровск поездом 13.09.2012 года. Кроме того, представлены багажные квитанции по провозу багажа 14.09.2012 года и билет на автобус маршрутом г.Комсомольск-на-Амуре – г.Хабаровск, поскольку истец выехала в г.Хабаровск поездом 13.09.2012 года, и сделать однозначный вывод о том, что данные проездные документы использовались именно истцом не представляется возможным. Таким образом указанные доказательства не отвечают требованиям ст.ст.59, 60 ГПК РФ, то есть относимости и допустимости.
Таким образом, требования Овсянниковой Н.А. подлежат удовлетворению частично в размере /руб/.
Доводы представителя ответчиков о том, что Овсянникова Н.А. не выехала на постоянное место жительство из районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей, в связи с чем стоимость проезда не подлежит компенсации, суд находит не основанным на законе.
В силу ст.7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.27 Конституции РФ, нормами Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" предусмотрена свобода выбора места жительства гражданина РФ.
В силу ст.55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.326 ТК РФ, ст.35 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
Системный анализ данных норм, а также общий смысл предоставления гарантии лицам, проживающим в местностях с неблагоприятными условиями, позволяет суду сделать вывод о том, что законом не предусмотрено ограничений по избранию нового места жительства. Поскольку в судебном заседании установлено, что г.Комсомольск-на-Амуре является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера, и при этом Овсянникова Н.А. проработала в организации более трех лет, то ее переезд в иную местность, подлежит компенсации.
Доводы ответчика о том, что заявление об оплате проезда Овсянниковой Н.А. не подано, суд находит не состоятельными по следующим основаниям. В материалах дела имеется заявление от /дата скрыта/ об оплате проезда. То обстоятельство, что оно подано после фактического переезда, не имеет правового значения для дела, поскольку переезд состоялся /дата скрыта/, то есть до увольнения /дата скрыта/, что подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Доводы ответчика о том, что нормативными актами органов местного самоуправления предусмотрен иной порядок выплаты компенсации, в частности п.3 Решения Комсомольской-на-Амуре Городской Думы от /дата скрыта/ /номер скрыт/, суд находит несостоятельными, поскольку законами, имеющими большую юридическую силу, указанная обязанность прямо возложена на органы местного самоуправления. Неурегулирование вопроса нормативным актом органа местного самоуправления, не может отражаться на правах лица, которое имеет право на компенсацию стоимости проезда к новому месту жительства.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец по искам о защите трудовых прав в силу ст.333.36 НК РФ был освобожден от уплат государственной пошлины при обращении с исковым заявлением в суд, с ответчика Финансовое Управление администрации г.Комсомольска-на-Амуре подлежит взысканию в местный бюджет государственная пошлина в размере 860 рублей 23 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Овсянниковой Н. А. к Муниципальному образовательному учреждению основной общеобразовательной школе /номер скрыт/, Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», Финансовому управлению администрации города Комсомольска-на-Амуре о выплате компенсации стоимости проезда и провоза багажа - удовлетворить частично.
Взыскать с Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в пользу Овсянниковой Натальи Алексеевны стоимость проезда и провоза багажа в размере /руб/.
Взыскать с Финансового управления администрации г.Комсомольска-на-Амуре за счет средств бюджета муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» государственную пошлину в размере /руб/.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья О.О.Устьянцева-Мишнева