Дело № 2-372/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года г.Хабаровск
Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Архиповой К.А.,
при секретаре судебного заседания Ооржак Т.Р.,
с участием представителя истца - ст.помощника прокурора
Индустриального района г.Хабаровска Григоренко А.С.,
с участием ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете использования платежного терминала,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г.Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 30.10.2018 года прокуратурой совместно с ИФНС России по Индустриальному району г.Хабаровска проведена проверка соблюдения требований Федеральных законов от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», и от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», в том числе в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1, по результатам которой установлено, что платежный терминал №, расположенный в торговом центре «Самобранка» по адресу: <адрес>, осуществляет в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица платежного агента) прием от плательщиков денежных средств.
В нарушение норм действующего законодательства ИП ФИО1 контрольно-кассовую технику в составе указанного платежного терминала не использует, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала уклоняется, информация, указанная в информационных блоках платежных терминалов не содержит всех обязательных реквизитов.
Использование агентом платежного терминала с нарушением требований действующего законодательства РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы (системы допуска хозяйствующих субъектов в сферу торговли и финансов), а также прямо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами платежных терминалов, поскольку многофункциональное значение совокупности норм Федеральных законов №№ 103-ФЗ и 54-ФЗ направлено, в том числе на непосредственную защиту прав потребителей, в связи с чем просит суд запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРНИП №), использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал №, расположенный в помещении торгового центра «Самобранка» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца - ст.помощник прокурора Хабаровского района Григоренко А.С. на требованиях настаивала, дала пояснения, полностью совпадающие с вышеизложенными обстоятельствами.
Ответчик ИП ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил письменное заявление, последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.
Судом принято признание иска ответчиком ФИО1, поскольку это не противоречит закону и не нарушает чьих – либо прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд, выслушав пояснения ст.помощника прокурора Григоренко А.С., ответчика ИП ФИО1, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, части 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Как следует из материалов дела, в помещении торгового центра «Самобранка» по адресу: <адрес>, индивидуальным предпринимателем ФИО1 установлен платежный терминал №, с помощью которого принимаются платежи без регистрации платежного терминала и без регистрации контрольно-кассовой машины.
В соответствии с п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
В определение «контрольно-кассовая техника» (далее по тексту - ККТ) включаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Автоматическое устройство для расчетов - устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя (ст.1.1 Федерального закона № 54-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты, обязаны осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В силу п.2 ст.4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, применяемая в составе автоматического устройства для расчетов, устанавливается внутри корпуса каждого автоматического устройства для расчетов, содержащего внутри этого корпуса оборудование для осуществления расчетов, если иное не предусмотрено пунктом 5.1 статьи 1.2 настоящего Федерального закона, либо включается в состав автоматического устройства для расчетов, используемого банковским платежным агентом (субагентом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», иным способом, обеспечивающим выполнение требований настоящего Федерального закона пользователем при применении контрольно-кассовой техники.
В судебном заседании установлено, что ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, одним из видов экономической деятельности которого является предоставление прочих услуг, в том числе и по приему платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал, расположенный по адресу: <адрес>.
При осуществлении указанной деятельности по приему платежей, встроенная контрольно-кассовая техника на платежных терминалах индивидуальным предпринимателем ФИО1 не применяется, контрольно-кассовую технику в составе указанного автоматического устройства для расчетов не использует, от регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе автоматического устройства для расчетов уклоняется, информация, указанная в информационном блоке автоматического устройства для расчетов не содержит всех обязательных реквизитов.
Данное обстоятельство подтверждено материалами проверки от 30.10.2018 года, проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Хабаровска.
По смыслу вышеуказанных норм права, оборудованию контрольно-кассовой техникой подлежит именно каждый платежный терминал, а не головной компьютер сети платежных терминалов, в который поступает вся информация о произведенных платежах.
Согласно п.1 ст.6 Федерального закона от 03.06.2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон № 103-ФЗ) платежные агенты при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.
В соответствии с п.12 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009 года № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
В силу требований ст.5 Федерального закона № 103-ФЗ прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей (направлением) в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.
Кассовый чек, выдаваемый (направляемый) платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
После 01.04.2010 года прием платежей без применения контрольно-кассовой техники, не допускается (п.3 ст. 8 Федерального закона № 103-ФЗ).
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, а также учитывая то, что неприменение индивидуальным предпринимателем ФИО1 контрольно-кассовой техники при осуществлении приема платежей от населения по оплате услуг сотовой связи через платежный терминал является незаконным и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются указанной услугой, с учетом признания исковых требований ответчиком в соответствии со ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме.
Учитывая, что требования истца удовлетворены, а последний в силу требований ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины при обращении с требованием в суд, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину на основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ исходя из неимущественного требования в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Индустриального района г.Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете использования платежного терминала удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1, ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №, использовать для приема платежей плательщиков необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал №, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1, ОГРНИП № от ДД.ММ.ГГГГ, ИНН №, государственную пошлину в доход бюджета Хабаровского муниципального района Хабаровского края в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через Хабаровский районный суд Хабаровского края.
Мотивированное решение суда составлено 14.02.2019 года.
Судья (подпись) К.А.Архипова
Копия верна:Судья: К.А.Архипова