ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-372/2016 от 25.03.2016 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2016 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Паршукова А.В.

при секретаре: Шальневой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новоуренгойского транспортного прокурора к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности обеспечить прохождение обучения,

УСТАНОВИЛ:

Новоуренгойский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности по обеспечению прохождения обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО7

Требования мотивированы тем, что в структуре АО "Аэропорт Салехард" создана и функционирует службы авиационной безопасности (далее - САБ). Согласно п.3.8 положений о САБ в своей структуре имеет следующие подразделения: группа перронного контроля и досмотра воздушных судов; группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, груза, бортовых запасов, почты. Согласно п.83 ВК РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года №142 (ФАП-142) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. САБ аэропортов являются службами с особыми уставными задачами. Согласно п.6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Согласно положения раздела 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 N 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» сотрудникам групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности – 2 года. Проведенной проверкой установлено, что инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО8в период ДД.ММ.ГГГГ года прошел обучение в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» с получением документа установленного образца – сертификата о краткосрочном повышении квалификации №25233. Указанное обучение проведено на основании заключенного АО "Аэропорт Салехард" и НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» договором от . По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года ФИО9 квалификацию по авиационной безопасности не повысил (не подтвердил).Указанное должностное лицо в настоящее время осуществляет трудовую деятельность в АО "Аэропорт Салехард" без прохождения повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности. Согласно письма НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» от ДД.ММ.ГГГГ сроки действия сертификатов (удостоверений), выдаваемых учреждением, для сотрудников групп досмотра САБ авиапредприятий по образовательной программе «Перронный контроль и досмотр воздушных судов», согласно требований Приказа №310 составляют 2 года с момента получения. По информации, представленной Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному Ространснадзора в письме от 27.11.2015 года №06-08-339, про проведении контрольно-надзорных проверок УГАН НОТБ УФО Ространснадзора руководствуется Приказом №310, в том числе и в части периодичности повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности для руководителей и сотрудников групп досмотра в соответствии с положениями раздела 4. Невыполнение АО "Аэропорт Салехард" обязанности по организации своевременного повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности, не позволяет в полной мере и качественно обеспечить надлежащий уровень авиационной безопасности, что затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами аэропорта, а также находятся на борту воздушного судна. В связи с чем просил обязать АО "Аэропорт Салехард" в течении месяца со дня вступления в законную силу обеспечить прохождение обучения в образовательном учреждении по образовательной программе повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО10

Заместитель Новоуренгойского транспортного прокурора Бубенко В.Н. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В судебное заседание от 25.03.2016 г. не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика ФИО1 (доверенности) против иска возражал. Указал, что согласно положений п.1 Приказа Минтранса РФ от 02.11.2004 N 28 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 N 6124) акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете "Транспорт России", которая является источником официального опубликования. Акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу. Федеральной авиационной службой (ФАС) во исполнение положений приказа ФАС от 16.10.1998 года изданы указания ФАС от 05.02.1999 года №27.1.8.-22, которыми установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности для сотрудников САБ, кроме групп досмотра 3 года. Введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации "Перронный контроль, досмотр воздушных судов" и"Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей", которые являются различными для соответствующих групп САБ, что отражено в должностных обязанностях сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" по вышеуказанным направлениям деятельности. НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» с 2000 года и по настоящее время осуществляет обучение сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" (группы перронного контроля и досмотра воздушных судов) по образовательной программе "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", с указанием периодичности подтверждения квалификации сроком 3 года. Для сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" группы досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них, багажа, груза, бортовых запасов и почты, повышение (подтверждение) квалификации производиться по программе "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей", периодичность которого составляет 2 года, поскольку данные сотрудники САБ относятся к группе досмотра. Таким образом, инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов службы авиационной безопасности ФИО11 не является сотрудником группы досмотра, следовательно периодичность прохождения специальной подготовки (переподготовки) для данной специальности составляет 3 года. Согласно должностных обязанностей инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов не осуществляют какой либо досмотр груза и пассажиров, они лишь контролирует ранее прошедший контроль груза и пассажиров. В связи с изложенным просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.Согласно п.83 ВК РФ, п.4 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 года №142 (ФАП-142) - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов. САБ аэропортов являются службами с особыми уставными задачами. Согласно п.6 ФАП-142 сотрудники САБ аэропортов проходят специальную профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку в сертифицированных образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования по утвержденным учебным программам с получением документа установленного образца. Согласно положения раздела 4 Приказа Федеральной авиационной службы России от 16.10.1998 N 310 «О профессиональной подготовке по авиационной безопасности авиационного персонала, учащихся учебных заведений, работников гражданской авиации Российской Федерации» сотрудникам групп досмотра установлена периодичность повышения (подтверждения) квалификации по авиационной безопасности – 2 года.

В структуре АО "Аэропорт Салехард" создана и функционирует САБ. Согласно п.3.8 положений о САБ в своей структуре имеет следующие подразделения: группа перронного контроля и досмотра воздушных судов; группа досмотра пассажиров и вещей, находящихся при них багажа, груза, бортовых запасов, почты.

Инспектор группы перронного контроля и досмотра воздушных судов САБ АО "Аэропорт Салехард" ФИО12 в период ДД.ММ.ГГГГ года прошел обучение в НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» по программе повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности по программе «Перронный контроль, досмотр воздушных судов» с получением документа установленного образца – сертификата о краткосрочном повышении квалификации №25233. Указанное обучение проведено на основании заключенного АО "Аэропорт Салехард" и НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» договором от . Направление на обучение работников сотрудников САБ АО "Аэропорт Салехард" осуществлялось на основании приказа АО "Аэропорт Салехард" и обучение производилось по двум программам "Предполетный и послеполетный досмотр" и "Перронный контроль, наблюдение, досмотр ВС".

Согласно положений п.1 Приказа Минтранса РФ от 02.11.2004 N 28 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Министерства транспорта Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.11.2004 N 6124) акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат опубликованию в газете "Транспорт России", которая является источником официального опубликования. Акты Министерства транспорта Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, вступают в силу с момента их подписания (утверждения), если самими актами не установлен иной срок или порядок вступления в силу. Федеральной авиационной службой (ФАС) во исполнение положений приказа ФАС от 16.10.1998 года изданы указания ФАС от 05.02.1999 года №27.1.8.-22, которыми определена периодичность повышения (подтверждения) квалификации специалистов по авиационной безопасности: для сотрудников досмотра - 2 года; для сотрудников САБ (кроме групп досмотра) - 3 года. Введены соответствующие программы обучения сотрудников САБ для группы по специализации "Предполетный и послеполетный досмотр, досмотр персонала и посетителей" и специализации "Перронный контроль, досмотр воздушных судов", которые являются различными для соответствующих работников САБ по указанным направлениям деятельности.

Из п.2.4. должностной инструкции инспектора по досмотру АО "Аэропорт Салехард" следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетного досмотра пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, груза, почты, с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществ. Результаты досмотра рейсов и пассажиров, наработки и технического состояния ТСД вносить в служебную документацию; проверку у пассажиров при входе в пункт досмотра авиабилетов и документов, удостоверяющих их личность; ручной досмотр багажа и ручной клади, (тактильны) досмотр пассажиров, в случае выхода из строя технических средств досмотра, а также в случае введения данного требования руководством САБ; совместно с сотрудниками ЛОП и других заинтересованных ведомств встречный (послеполетный) досмотр пассажиров и багажа, груза, почты, а также личный досмотр авиапассажиров; изъятие и документальное оформление (обнаруженных в процессе досмотра) опасных предметов и веществ, оружия, боеприпасов и т.д., запрещенных к перевозке на ВС, и ограниченных к перевозке на ВС жидкостей, гелей и аэрозолей. Указанные обязанности безусловно относятся к сотрудникам САБ групп досмотра, периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых, указанными выше нормативно-правовыми актами определена 2 года.

Из должностной инструкции Инспектора группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард" раздела п2.2 следует, что в его должностные обязанности входит осуществление в установленном порядке предполетный и послеполетный досмотр ВС (в случае его проведения в соответствии с законом РФ "О полиции") с целью выявления запрещенных к перевозке предметов и веществе, проверять перевозочную документацию; контроль за процессом посадки на ВС авиапассажиров, погрузки (разгрузки) багажа, почты, грузов и бортовых запасов; контроль за работой грузчиков СОП при обработке багажа пассажиров в зоне комплектации к погрузке, а также сопровождения доставляемых на ВС грузов, почтовых отправлений и бортового питания; прием оружия к перевозке, оформление соответствующих документов, доставку на борт перед вылетом воздушного судна и выдачу оружия после прилета в аэропорту; патрулирование на перроне стоянок ВС и территории аэродрома пешим порядком и на патрульном автомобиле; дополнительные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности при выполнении подконтрольных и литерных мероприятий.

Анализ должностных инструкций по указанным двум группам должностей САБ АО "Аэропорт Салехард" позволяет сделать вывод, что должность Инспектора (старшего инспектора) группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард" не относиться к группе специальностей САБ группа досмотра, поскольку указанные работники не выполняют какие либо функции по досмотру пассажиров, груза, багажа, почты и бортовых запасов, осуществляют лишь контролирующие функции не связанные с досмотрам, следовательно указанные должности относятся к сотрудников САБ (кроме групп досмотра) периодичность повышения (подтверждения) квалификации которых в соответствии с приведенными выше нормативно-правовыми актами составляет 3 года, в связи с чем требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Содержащиеся в материалах дела сведения, представленные НОУ НУЦ «АБИНТЕХ» и Тюменским МТУ Росавиации, о периодичности повышения (подтверждения) квалификации сотрудников САБ группы досмотра 2 года не имеют значения для разрешения настоящего дела, поскольку данные сведения соответствуют приведенным выше нормативно-правовым актам, регулирующим данные правоотношения, однако даны без учета особенностей должностных обязанностей Инспектора (старшего инспектора) группы перронного контроля и досмотра воздушных судов АО "Аэропорт Салехард", несмотря на конкретизацию данных сведений в направляемых запросах, а также установления судом, что данные должности не относятся к группе досмотра.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Новоуренгойского транспортного прокурора к акционерному обществу "Аэропорт Салехард" о возложении обязанности обеспечить прохождение обучения оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или представления прокурором через Салехардский городской суд.

Судья А.В. Паршуков