Дело №2-3730/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> края в составе
председательствующего судьи Тельнова Е.А.
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясинской ФИО7 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведения капитального ремонта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что проживает в <адрес> по <адрес>, <адрес> является собственником вышеуказанной квартиры указанного дома. <адрес> года постройки, 9-этажный кирпичный, 1-подъездный, 54-х квартирный. Зa все время в доме не было проведено ни одного капитального ремонта дома, в результате чего он пришел в полную негодность. <адрес> по проспекту 100-летия Владивостока в <адрес> согласно ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» является объектом муниципального жилищного фонда - муниципальной собственностью. Согласно п.6 ст. 5 Устава <адрес> содержание муниципального жилищного фонда относится к вопросам местного значения администрации <адрес>. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Просит обязать Администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт с заменой внутридомовых магистральных трубопроводов и стояков систем холодного и горячего водоснабжения, внутридомовых магистральных чугунных трубопроводов и стояков системы канализации, внутридомовой системы электрооборудования, включая сети освещения, электрощитовую и распределительные устройства, капитальный ремонт фасада с устройством утепления наружных стен дома, заделку рельефной кирпичной кладки, полное окрашивание фасада, ремонт штукатурного слоя и окрашивание цоколя, полную замену всех ограждающих конструкций из листовых материалов балконов и лоджий, металлических отливов по периметру балконов и лоджий, восстановление защитного слоя балконных <адрес>, расположенного по адресу <адрес>, проспект 100-летия Владивостоку в двухмесячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме, пояснив, что состояние дома не исключает возможность его обрушения, поскольку по всему фасаду дома наблюдается динамическое распространение трещин.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности. Согласно выписке из реестра муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> по <данные изъяты> 54 квартиры, из которых в муниципальной собственности находится всего 7 кварти<адрес>, администрация <адрес> не должна отвечать по обязательствам иных физических лиц - собственников жилых помещений в доме, на которых в соответствии со ст. 158 ЖК РФ возложена обязанность по содержанию имущества, находящегося в общей долевой собственности. Также считает, что проведению капитального ремонта должно предшествовать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Инициировать проведение этого собрания может любой из собственников <адрес>, в том числе и ФИО1 Поскольку администрация <адрес> не правомочна самостоятельно принимать решение о проведении капитального ремонта, требуемое истцом возложение на администрацию <адрес> обязанности по проведению капитального ремонта, по существу, является вмешательством в компетенцию общего собрания собственников <адрес>. Кроме того, истец не предоставила доказательств необходимости проведения капитального ремонта дома именно на момент приватизации своей кварти<адрес>, администрация <адрес> полагает, что суд должен критически отнестись к имеющемуся в деле техническому заключению, выполненному ООО «<данные изъяты>», поскольку ее заказчиком выступало ООО «<данные изъяты>». Управляющая компания заинтересована в том, чтобы ремонт жилого <адрес> по <данные изъяты> был выполнен администрацией <адрес>. Кроме того, отсутствует доказательство того, что проводившие исследование и дававшие заключение специалисты ФИО3, Е.Н. Шантыко, ФИО4 предупреждались об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Представитель третьего лица – ООО «<данные изъяты>» в судебное заседание с требованиями истца согласилась, поскольку считает, что исковые требования правомерно заявлены в порядке ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». Собственник воспользовался правом обратиться к бывшему наймодателю. О необходимости капитального ремонта дома администрации <адрес> сообщалось еще в 1999г., до ведения в действие нового жилищного кодекса РФ, когда жилой фонд являлся муниципальным.
Суд, выслушав представителей сторон, пояснения представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО1 проживает в <адрес> по <адрес> и является ее собственником, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> № на основании договора о передаче квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно акта строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ по определению общего технического состояния многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, выполненного экспертами ООО «<данные изъяты>» по заказу ООО «<данные изъяты>» общее техническое состояние фасада (наружных плит и ограждений балконов и лоджий, штукатурного слоя цоколя), системы электрооборудования (ВРУ, сетей питания квартир с распределительными щитками, сетей дежурного освещения мест общего пользования) систем холодного и горячего водоснабжения, канализации (магистральных трубопроводов и стояков) оценивается как неудовлетворительное.
Так, установлено, что по всей площади фасада на поверхности кирпичной кладки имеют место многочисленные вертикальные и наклонные трещины, сконцентрированные преимущественно над и под оконными проёмами и пересекающие местами более 20 рядов кладки с развитием на всю высоту здания, фрагментарное выпадение (вымывание) раствора из швов, растрескивание кирпича, по всей площади цоколя имеют место нитевидные и паутинообразные трещины, фрагментарное обрушение фактурного штукатурного слоя цоколя с обнажением кирпичной кладки; по всей площади фасада металлические отливы по периметру плит балконов и лоджий деформированы и поражены коррозией, местами полностью утрачены; на ограждениях балконов и лоджий из листовых материалов имеют место трещины, сколы.
В ходе проведения экспертного осмотра элементов системы электрооборудования установлено, что имеет место полная потеря эластичности изоляции проводов, изоляция повреждена, распаячные коробки повреждены, сохранившиеся элементы системы электрооборудования имеют значительный моральный и функциональный износ, не способны в должной мере выдерживать эксплуатационные нагрузки.
В ходе проведения экспертного осмотра магистральных трубопроводов и стояков систем ХГВС установлено, что имеет место значительное поражение трубопроводов коррозией, местами наблюдается расслаивание металла по причине проржавления, запорная арматура находится в нерабочем состоянии, по всей длине трубопроводов имеют место следы течей в виде ржавых подтеков в местах заварок и устройства запарной арматуры, теплоизоляция трудопроводов горячего водоснабжения.
В ходе проведения экспертного осмотра системы канализации установлено, что канализация выполнена из чугунных труб, имеет место значительное поражение трубопроводов коррозией, наблюдается расслаивание металла, сколы чугуна.
Доказательств того, что производился капитальный ремонт дома, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставлено. Нормативный срок эксплуатации указанных элементов здания истек, в связи с чем, необходим их капитальный ремонт.
Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность до капитального ремонта (замены) домовых магистральных трубопроводов холодной воды составляет 15 лет, замена задвижек и вентилей 10 лет, трубопроводов канализации чугунных 40 лет, трубопроводов горячей воды и центрального отопления 15 лет.
В связи с вышеизложенным следует, что нормативный срок эксплуатации обследуемых магистральных трубопроводов, задвижек и вентилей давно истек, в связи с чем необходим их капитальный ремонт.
Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность до капитального ремонта (замены) герметизированных стыков панелей наружных стен составляет 15 лет, в связи с чем необходим капитальный ремонт межпанельных швов.
Согласно ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность до капитального ремонта (замены) внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет, сети освещения помещений производственно-технического назначения 10 лет, в связи с чем нормативный срок службы данных элементов давно истек.
Эффективный срок службы стен в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» составляет: для каменной кладки из кирпича, шлакоблоков и ракушечника - 30 лет; для штукатурки по стенам - 30 лет; для окраски по штукатурке полимерными составами - 6 лет; для заполнения межпанельных стыков -15 лет.
Эффективный срок службы элементов отделки в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкций, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», составляет: для штукатурки по стенам - 30 лет; для окраски по штукатурке полимерными составами - 6 лет.
Эффективный срок службы элементов системы водоснабжения в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально- культурного назначения» составляет: водопроводы холодной воды из труб газовых черных - 25 лет; водопроводы горячей воды из труб газовых черных -15 лет; задвижки и вентили из чугуна - 8 лет; водомерные узлы -10 лет.
Система холодного водоснабжения обследуемого жилого дома имеют физический износ 70 % в соответствии с нормами ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий». Система теплоснабжения (отопления) жилого дома имеет физический износ 70 %, в соответствии с нормами ВСН 53- 36(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
Эффективный срок службы элементов системы теплоснабжения (отопления) в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» составляет: задвижки вентили из чугуна - 8 лет; вентили и пробковые краны из латуни -12 лет; изоляция трубопроводов -10 лет; трубопроводы отопления -15 лет.
Система канализации жилого дома имеет физический износ порядка 65 %, в соответствии с нормами ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
Эффективный срок службы элементов системы канализации в соответствии с нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий» составляет: трубопроводы канализации чугунные 40 лет.
Система электропроводки жилого дома имеет физический износ порядка 70 %, в соответствии с нормами ВСН 53- 36(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий».
Эффективный срок службы элементов электроснабжения в соответствии с нормами ВCH 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного значения» составляет: вводно-распределительные устройства - 20 лет; электроприборы - 5 лет; внутридомовые магистрали (сеть питания квартир) с распределительными щитками - 20 лет; сеть дежурного освещения мест общего пользования - 10 лет.
Доводы администрации о том, что <данные изъяты> в <адрес> не является муниципальной собственностью, в связи с чем она не должна нести бремя по ее содержанию, судом отклоняются в силу следующего.
Статьей 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью и в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В силу требований ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа в силу ст. 23 данного Федерального закона муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью.
Статьями 15, 17 ЖК РФ предусмотрена обязанность органов местного самоуправления обеспечивать сохранность, правильную эксплуатацию, проведение капитального и текущего ремонта.
В силу ст. 676 ГК РФ, администрация <адрес> являясь собственником и наймодателем муниципального жилищного фонда, обязана осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, предоставлять и обеспечивать нанимателю за плату необходимые коммунальные услуги, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом доме.
На основании ст.ст. 154, 158 ЖК РФ оплата за содержание и ремонт жилого помещения включена в структуру платежей граждан. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме производится за счет собственника жилищного фонда.
Ст. 29 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено, что муниципальные жилищные фонды являются муниципальной собственностью и в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Согласно ст. 16 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" при приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Разъясняя ст. 16 названного Закона путем системного толкования правовой нормы совместно со ст. 158 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) и ст. 210 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2007 г. указал, что наймодатель несет обязательства по капитальному ремонту, как жилых помещений, так и общего имущества в многоквартирном доме, до момента исполнения, если на момент приватизации дом требовал капитального ремонта.
В судебном заседании подтвердился тот факт, что на момент приватизации квартиры истцом у наймодателя уже имелась обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> по <данные изъяты>, а поэтому она сохраняется до настоящего времени.
Требование истца о необходимости проведения полного утеплении наружных стен дома суд полагает не подлежащим удовлетворению, поскольку указанные работы не входят в перечень работ, необходимых в рамках проведения ответчиком капитального ремонта.
Учитывая длительность нарушения прав истцов, суд полагает необходимым обязать ответчика исполнить решение суда в течение 3 месяцев со дня вступления его в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ясинской ФИО8 к администрации <адрес> о возложении обязанности по проведения капитального ремонта -удовлетворить в части.
Обязать администрацию <адрес> произвести капитальный ремонт <адрес> по <данные изъяты> в <адрес> с заменой внутридомовых магистральных трубопроводов и стояков систем холодного и горячего водоснабжения, внутридомовых магистральных чугунных трубопроводов и стояков системы канализации, внутридомовой системы электрооборудования, сетей освещения, электрощитовой и распределительных устройств, капитальный ремонт фасада с заделкой рельефной кирпичной кладки, окрашиванием фасада и цоколя, ремонтом штукатурного слоя, заменой ограждающих конструкций балконов и лоджий, восстановление защитного слоя балконов в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении требований о полном утеплении наружных стен дома -отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Тельнов