ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3731/19 от 27.09.2019 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№ 2-3731/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Улан-Удэ в составе судьи Власовой И.К., при секретаре судебного заседания Митыповой С.Р., помощнике ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия к Межрайонному ОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия обратилось в суд с иском об освобождении от уплаты исполнительского сбора в рамках исполнительного производства, предметом исполнения по которому является возложение обязанности на Администрацию МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия и Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия принять участие в срок до ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений п.Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия путем предоставления Администрацией МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п.3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке п.3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ....

В качестве причин для освобождения от уплаты исполнительского сбора указывают, что обязанность Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия по финансированию мероприятий по строительству очистных сооружений возникает с принятием закона Республики Бурятия о бюджете, которым будут предусмотрены средства на осуществление мероприятий, выполнение которых возложено судом. С июля 2018 года по сентябрь 2019 года Министерством направлялись письма с Минстрой России, Минприроды России, в Минприроды Республики Бурятия, направлено два запроса в Администрацию МО ГП «Селенгинское». Ссылаются на ответ Администрации МО ГП «Селенгинское» о временных сложностях в процессе разработки декларации воздействия на окружающую среду. Лимиты бюджетных ассигнований не доведены.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, ссылаясь на проведенную переписку, указывая, что Министерством принимаются исчерпывающие меры для исполнения решения суда. От Администрации МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренные п.3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., не представлена, что связано с разработкой проекта нормативов предельно допустимых сбросов в водный объект – реку Селенга для очистки сооружений п.Селенгинск, состалавь на переписку с Администрацией СО ГП «Селенгинское» и Минприроды России и Минстроем России. Просила иск удовлетворить.

Представители УФССП по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.

В судебном заседании представитель Восточно-Байкальского межрайонного прокурора по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствие уважительных причин неисполнения решения Кабанского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок – ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования Восточно-Байкальского природоохранного прокурора к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия и Администрации МО ГП «Селенгинское» ... Республики Бурятия о возложении обязанности принять меры по строительству очистных сооружений, судом, в том числе, постановлено: в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять участие в осуществлении финансирования мероприятий по строительству объекта коммунальной инфраструктуры – новых очистных сооружений ... Республики Бурятия путем предоставления Администрацией МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документов, предусмотренных п.3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., рассмотрения указанных документов Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке п.3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ.... Судом выдан исполнительный лист ФС ... от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия. Установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе с момента получения должником копии постановления.

ДД.ММ.ГГГГ ввиду неисполнения решения суда в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000,00 руб. Копия постановления получена истцом ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу вышеприведенных норм права под чрезвычайностью понимается невозможность предвидения при данных условиях наступления соответствующих обстоятельств. Под непредотвратимостью - невозможность их предотвращения имеющимися в распоряжении лица техническими и иными средствами.

Приведенные в иске и в судебном заседании доводы истца о причинах неисполнения требования исполнительного документа не являются обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях обстоятельствами.

С учетом изложенного, у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора.

Однако, исходя из доводов иска и представленных суду доказательств, суд считает возможным требования истца об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить, при этом суд исходит из следующего.

В пункте 7 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п.74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Общие основания ответственности за нарушение обязательств предусмотрены в ст.401 ГК РФ.

Согласно п.1 ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом в силу п.2 ст.401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Таким образом, суд вправе удовлетворить требование должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора, если установит отсутствие вины должника в неисполнении требований исполнительного документа, то есть когда должник предпринял все возможные меры для надлежащего исполнения, однако, исполнительный документ не был исполнен в установленный срок по не зависящим от него причинам.

Совершение должником в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа, конкретных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ, также может служить основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ является органом исполнительной власти, финансируемым исключительно за счет бюджетных средств, выделяемых на эти цели. Исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, зависит от наличия денежных средств у Министерства как главного распорядителя бюджетных средств. Также суд принимает во внимание, что участие в осуществлении финансирования мероприятий должно осуществляться с соблюдением установленного бюджетным законодательством порядка представления денежных средств, в частности установленного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... "Об утверждении Порядка принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций за счет средств республиканского бюджета в объекты государственной собственности Республики Бурятия, Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность".

Как следует из материалов дела со стороны должника предпринимались меры для исполнения решения суда – направлены письма в Минстрой России, Минприроды России о включении очистных сооружений в ... в национальный проект «Экология», запросы в МО ГП «Селенгинское» о проделанной работе во исполнение решения суда.

Учитывая, что от МО ГП «Селенгинское» Кабанского района Республики Бурятия в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия документы, предусмотренные п.3.1 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ..., не представлены, у Министерства отсутствует возможность их рассмотрения, направления сводной бюджетной заявки по результатам рассмотрения документов в Министерство экономики Республики Бурятия в порядке п.3.2 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов, и приобретения объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ....

Оценивая в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несвоевременное исполнение требований судебного пристава - исполнителя вызвано не злостным уклонением должника от исполнения судебного решения, а объективной невозможностью исполнения требований в предложенный срок в связи с отсутствием достаточного финансирования. Данные обстоятельства в полной мере подтверждены материалами дела.

При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода о том, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок было вызвано виновным противоправным поведением должника. Исходя из характера обязательства, а также специфики деятельности должника как государственного органа, суд признает заслуживающими внимания доводы истца о том, что неисполнение вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, что в совокупности дает основание для освобождения должника от уплаты исполнительного сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... в рамках исполнительного производства ...-ИП от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить.

Освободить Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия от уплаты исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ... в рамках исполнительного производства ...-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца в Советский районный суд ....

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья п\п Власова И.К.

...

...

...

...

...