ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3731/2013 от 09.09.2013 Пресненского районного суда (Город Москва)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 Дата Пресненский районный суд Адрес в составе председательствующего федерального судьи Жребец Т.Е., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер по иску ФИО1 к Правительству РФ, Министерству финансов РФ, Министерству регионального развития РФ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия о признании бездействия Правительства РФ неправомерным; об обязании выделить дополнительные средства из федерального бюджета в 2013 году для оформления государственного жилищного сертификата (ГЖС),

 УСТАНОВИЛ

 ФИО1 обратилась в Пресненский районный суд Адрес и просит, с учетом принятых судом уточнений (л.д.40), признать бездействие Правительства Российской Федерации, по неисполнению публично-правовых обязательств, связанных с финансированием Федерального закона Номер - ФЗ от Дата «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не позволяющего истцу реализовать на протяжении 13 лет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и поставившего истца в ситуацию дальнейшего неопределенного времени ожидания реализации права, неправомерным и не совместимой с самой сутью национального и конвенционного права; Признать право истца на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на основании Федерального закона Номер - ФЗ от Дата «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» иллюзорным; Признать истца потенциальной жертвой нарушения права на жизнь; Признать истца жертвой нарушения права на запрет пыток; признать истца жертвой нарушения права на запрет подневольного состояния; Признать истца жертвой нарушения права на уважение частной и семейной жизни; Признать истца жертвой нарушения права на свободу выбора места жительства, гарантированной ст.2 Конвенции Протокола Номер «Свобода передвижения»; Признать истца жертвой нарушения права «запрещение дискриминации»; Обязать Правительство Российской Федерации вынести правовой документ об обязании Министерства финансов Российской Федерации выделить дополнительные денежные средства за счет средств казны Российской Федерации на покрытие расходов на жилищную субсидию ФИО1 с составом семьи из четырёх человек на приобретение жилого помещения в городе Москва; Обязать Министерство регионального развития Российской Федерации издать приказ о выдаче ФИО1 сертификата с составом семьи из четырёх человек на приобретение жилого помещения в городе Москва и направить бланки данного сертификата в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии; Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 с составом семьи из четырех человек и выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в городе Москве.

 В обоснование своих требований истец указывает, что 14.01.2000г. истец зарегистрировалась в местной администрации МО «Баунтовский эвенкенский район» Республики Бурятии, как имеющая право на получение жилищной субсидии. Согласно информации, размещенной на сайте Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии в январе 2013 г. истец узнал, что в 2012 году за три квартала сертификат получили 32 гражданина. Истец указывает в свое иске, что при таких темпах исполнения обязательства, ее ожидание затянется на более чем 50 лет. Истец считает, что такое немыслимое ожидание возможно только в связи с неправомерным бездействием ответчика, которое выражено намеренным недофинансированием.

 Стороны в судебное заседание не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

 Минрегион России, выступающее в интересах Правительства Российской Федерации на основании п. 118 Регламента Правительства РФ об Аппарате Правительства РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Дата № 260, представил отзыв на исковое заявление, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать.

 Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии, также предоставил в суд отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении иска ФИО1 отказать в полном объеме.

 Суд, оценив, представленные в материалы дела доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, не находит оснований для удовлетворения исковых требований, по следующим основаниям.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от Дата №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - ФКЗ от Дата № 2-ФКЗ) является высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации.

 Правительство Российской Федерации является органом государственной власти Российской Федерации, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации и является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 Статьи с 12 по 22 Федерального конституционного закона №2-ФКЗ исчерпывающим образом раскрывают полномочия Правительства Российской Федерации. Данный перечень полномочий Правительства Российской Федерации не содержит полномочий по непосредственному обеспечению граждан жилыми помещениями.

 В соответствии со статьями 33, 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

 Согласно статье 7 Федерального закона №216-ФЗ от Дата «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждено распределение бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных (федеральных) целевых программ.

 Согласно приложения 25 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» Адрес распределено бюджетных ассигнований на 2013 год на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в размере 72 521 000 рублей.

 Правительство Российской Федерации в целях государственной финансовой поддержки обеспечения граждан (вынужденных переселенцев) жильем издало постановления от Дата №1050, от Дата № 153, распоряжение Правительства Российской Федерации от Дата № 442-р «О графике выпуска и распределения в 2013 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от Дата № 1050.

 Таким образом, Правительство Российской Федерации, действовало в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с постановлением Правительства РФ от Дата Номер «О федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в пределах своей компетенции приказом от Дата № 125/ГС осуществило выпуск бланков сертификатов, а также приказами №123/ГС и №124/ГС от Дата осуществил дополнительный выпуск сертификатов в рамках неиспользованных средств социальных выплат лимитов 2012 и 2011 годов и направил их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год. При распределении учитываются финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения.

 Права граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регламентируются Федеральным законом № 125-ФЗ от Дата «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее Закон).

 Статья 2 Закона устанавливает очередность, предоставления жилищных субсидий: - инвалидам 1 и 2 групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, затем пенсионерам, безработным и в последнюю очередь - работающим гражданам.

 Средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от Дата № 433), и утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

 Улучшение жилищных условий данной категории граждан осуществляется путем предоставления социальных выплат (сертификаты) в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма).

 На основании сводного списка граждан - участников Подпрограммы, представленного администрацией муниципального образования «Адрес», очередь ФИО1 в общереспубликанском списке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по состоянию на Дата год, № 977, категория «пенсионеры». Дата постановки на учёт Дата г

 С Дата вступил в силу Федеральный закон от Дата №212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Согласно указанному закону, с 2012 года предоставляются жилищные субсидии гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди («пенсионеры», «безработные», «работающие»), установленные статьей 2 Федерального закона от 17.07.2011г. № 212-Ф3.

 В 2012 году для данной категории граждан Адрес предусмотрено - 99 729 800 рублей.

 В 2012 году государственные жилищные сертификаты распределялись гражданам, в соответствии с законодательством, следующим образом:

 - 70 % от общей суммы предусмотренных федеральных средств - инвалидам 1 и 2 групп, выезжающим, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вставшим на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994-2000гг.

 - 20 % пенсионерам, выезжающим, выехавшим из указанных районов вставшим на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1994-1995гг

 - 10 % работающим, выезжающим, выехавшим из указанных районов, вставшим на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1995г

 Таким образом, социальная выплата на улучшение жилищных условий ФИО1 будет выделена в порядке очереди.

 Механизм внеочередного предоставления жилищных сертификатов, по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан федеральной целевой программы «Жилище», федеральным законодательством не предусмотрен.

 Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца признать бездействие Правительства Российской Федерации, по неисполнению публично-правовых обязательств, связанных с финансированием Федерального закона Номер - ФЗ от Дата «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», не позволяющего истцу реализовать на протяжении 13 лет право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета и поставившего истца в ситуацию дальнейшего неопределенного времени ожидания реализации права, неправомерным и не совместимой с самой сутью национального и конвенционного права; Признать право истца на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета, предусмотренного на основании Федерального закона Номер - ФЗ от Дата «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» иллюзорным; Признать истца потенциальной жертвой нарушения права на жизнь; Признать истца жертвой нарушения права на запрет пыток; признать истца жертвой нарушения права на запрет подневольного состояния; Признать истца жертвой нарушения права на уважение частной и семейной жизни; Признать истца жертвой нарушения права на свободу выбора места жительства, гарантированной ст.2 Конвенции Протокола Номер «Свобода передвижения»; Признать истца жертвой нарушения права «запрещение дискриминации»; Обязать Правительство Российской Федерации вынести правовой документ об обязании Министерства финансов Российской Федерации выделить дополнительные денежные средства за счет средств казны Российской Федерации на покрытие расходов на жилищную субсидию ФИО1 с составом семьи из четырёх человек на приобретение жилого помещения в городе Москва; Обязать Министерство регионального развития Российской Федерации издать приказ о выдаче ФИО1 сертификата с составом семьи из четырёх человек на приобретение жилого помещения в городе Москва и направить бланки данного сертификата в Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии; Обязать Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятии оформить государственный жилищный сертификат на имя ФИО1 с составом семьи из четырех человек и выдать государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения в городе Москве.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Пресненский районный суд Адрес.

 Федеральный судья                         Жребец Т.Е.