86RS0№-55
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года <адрес>
Ханты – Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Вахрушева С.В.,
при помощнике судьи Ахияровой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3731/2021 по иску ФИО1 к ФИО2 и Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда»,
установил:
истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику – ФИО2 о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда ХМАО-Югры».
Исковые требования мотивированы тем, что истец ФИО1, имея необходимый трудовой стаж, являясь пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО-Югры». Депсоцразвития ХМАО-Югры в письме от ДД.ММ.ГГГГ№-№ отказал истцу в присвоении звания, указав, что Почетная грамота Тюменской областной Думы, Свидетельство участника окружного конкурса «Эколог Югры – 2016», Благодарность главы Ханты-Мансийского района, Благодарность главы Администрации Ханты-Мансийского района, Благодарность Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Благодарственное письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Сертификат участника конкурса «Лучший педагог (преподаватель) дополнительного образования детей», Диплом национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежной России «Интеграция» не являются ведомственными наградами. На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным отказ ответчика в присвоении звания «Ветеран труда» и присвоить истцу звание «Ветеран труда».
Истец ФИО1, надлежаще извещённая о времени и месте судебного заседания (л.д. 35), по вызову суда на рассмотрение дела не явилась, в исковом заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.5-6). Суд, руководствуясь ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие истца.
Судом по своей инициативе в качестве соответчика привлечён Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее по тексту Депсоцразвития ХМАО-Югры) (л.д.1 – 3).
Ответчик ФИО2, представитель ответчика Депсоцразвития ХМАО-Югры, надлежаще извещённые о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах его неявки суд не известили, возражений на иск не представили (л.д. 36, 37). При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 4 ст.167 ГПК РФ, определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей ответчика.
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, истец ФИО1 обратилась в Депсоцразвития ХМАО-Югры с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда ХМАО - Югры».
Истец ФИО1 имеет трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, более 20 лет, что подтверждается ее трудовой книжкой серии АТ-I № (л.д. 13-27), с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии по старости, что подтверждается удостоверением пенсионера (л.д. 12).
В соответствии с выпиской из постановления Тюменской области Думы от 2204.2021 гожа № 3020 ФИО1 награждена Почетной грамотой Тюменской областной Думы за многолетний труд, значительный вклад в дело образования и воспитания подрастающего поколения на основании решения комитета Тюменской областной Думы по социальной политике от 06.04.2021 года № 700 (л.д. 9, 10-11).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ Депсоцразвития ХМАО-Югры в присвоении истцу ФИО1 звания «Ветеран труда» отказано, поскольку Почетная грамота Тюменской областной Думы не являюеся ведомственной наградой в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ№-п (л.д.7-8).
Не согласившись с данным решением, истец обратилась в суд.
Суд, установив фактические обстоятельства дела, при принятии решения руководствуется следующими основаниями.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определён круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведённая норма согласуется с положениями Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года №184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учёт трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Между тем, постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 06.06.2005 года №103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почётных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О ветеранах», определив исчерпывающий перечень наград, почётных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Тюменской областной Думы.
В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).
Таким образом, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несёт расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Перечень орденов, медалей, почетных званий, награждение которыми выступает в качестве условия приобретения статуса ветерана труда, а равно условия и порядок награждения определены Положением о государственных наградах РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 года № 442.
Наряду с орденами и медалями, почетными званиями СССР и РФ при присвоении звания «Ветеран труда» подлежат учёту и ведомственные знаки отличия в труде.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, Советов Министров СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.
Не рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде: награды, учрежденные организациями, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, войсковыми частями, структурными подразделениями федеральных органов государственной власти, общественными организациями, спортивными обществами, организационными комитетами Всесоюзных фестивалей народного творчества, ВДНХ, (ВСХВ), коммерческими структурами, свидетельства об официальной регистрации программ для ЭВМ или о регистрации баз данных, дипломы, подтверждающие ученое звание или степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за победу или участие в спортивных и иных соревнованиях.
Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручение гражданам.
Истец награждена Почётной грамотой Тюменской областной Думы.
Указанная выше награда не подпадает под понятие ведомственных знаков отличия в труде, определенного в статье 7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» и статье 2.1 Порядка присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».
Стороной истца доводов и доказательств отнесения вышеуказанной награды к числу ведомственных наград, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», вопреки определению суда о подготовки дела к судебному разбирательству и ст. 56 ГПК РФ не представлено (л.д.1-3).
С учётом всего изложенного ответчик обоснованно не принял в качестве ведомственной ту награду, на которую ссылался истец, и законно отказал ему в удовлетворении заявления о присвоении звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах суд не видит оснований для удовлетворения иска и присуждении истцу судебных расходов согласно правилам ст.98 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении иска ФИО1 к ФИО2 и Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры о понуждении к присвоению звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в течении месяца со дня принятия в окончательной форме в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Мотивированное решение составлено и принято в окончательной форме 16 декабря 2021 года.
Председательствующий подпись С.В. Вахрушев
копия верна:
Судья Ханты – Мансийского
районного суда С.В. Вахрушев