ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3732/18 от 26.06.2019 Иркутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июня 2019 года г. Иркутск

Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Недбаевской О.В., при секретаре Комине А.А.,

с участием представителя истца администрации Листвянского муниципального образования ФИО1,

представителя ответчика Цай Янсян - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-771/2019 по иску администрации Листвянского муниципального образования к Цай Янсян об обязании привести объект капитального строительства в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки, обязании привести земельный участок в первоначальное состояние,

УСТАНОВИЛ:

Истец администрация Листвянского муниципального образования обратилась в суд с исковым заявлением к Цай Янсян, в котором с учетом уточнений просит обязать привести объект капитального строительства в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования, а именно: демонтировать четвертый этаж четырехэтажного здания на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р.....; обязать ответчика привести земельный участок с кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р..... в части в первоначальное состояние (рекультивация); обязать очистить земельный участок кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р..... от строительства мусора.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что **/**/**** Распоряжением ИО Главы администрации Листвянского муниципального образования ФИО3 назначена внеплановая проверка на предмет соблюдения земельного законодательства.

**/**/**** осуществлен осмотр земельного участка с кадастровым номером , по адресу: ...., р......

В ходе осмотра выявлено: на земельном участке по вышеуказанному адресу, с видом разрешенного использования, согласно выписке из ЕГРП: под индивидуальное жилищное строительство, возведен четырехэтажный объект капитального строительства, в том числе мансарда, первый этаж выполнен из бетона, два вышестоящих из деревянного бруса. Объект возведен с нарушением требований установленных правил землепользования и застройки территории Листвянского МО, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от **/**/****-дгп «Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования ....» по параметрам этажности.

Разрешение на проведение земляных работ не выдавалось, срезана часть горы высота среза 3 метра, ширина 6 метров.

Также выявлено захламлением территории строительным мусором.

**/**/**** в адрес собственника Цай Янсян направлено предписание об устранении выявленных нарушений, срок для устранения нарушений был установлен до **/**/****.

Вместе с тем, нарушения не устранены, что исключает досудебное урегулирование спора.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 1 ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, 1ражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений статьи 72 Земельного кодекса (пункт 2 статьи 72 Земельного кодекса).

В силу п. 5 ст. 72 ЗК РФ, в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.

В ходе рассмотрения дела представитель истца администрации Листвянского муниципального образования отказался от исковых требований, предъявленных к Цай Янсян в части обязания очистить земельный участок кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р..... от строительства мусора. Отказ истца от исковых требований в данной части был принят судом, производство по делу прекращено, о чем в материалах дела имеется соответствующее определение.

В судебном заседании представитель истца администрации Листвянского муниципального образования ФИО1 заявленные исковые требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в иске и уточнении к нему. Просил требования удовлетворить.

Ответчик Цай Янсян в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. Его интересы в судебном заседании представляет представитель по доверенности.

Представитель истца Цай Янсян – ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца, представив суду свои возражения в письменном виде.

Представитель третьего лица Службы государственного строительного надзора Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом, ранее в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, указав на то, что Службы материально-правовой заинтересованности в исходе спора не имеет.

Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Иркутской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был извещен надлежащим образом. По существу заявленных требований представил письменное ходатайство, в котором просил рассматривать дело в его отсутствие.

С учетом положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истца, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы - поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5).

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В соответствии со ст. 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Установлено, что Цай Янсян является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 927 кв.м. категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: ..... Также Цай Янсян является собственником объекта незавершенного строительства (степень готовности 44%, планируемое назначение – индивидуальный жилой дом), расположенного на указанном земельном участке, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Распоряжением администрации Листвянского муниципального образования от **/**/**** проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении Цай Янсян, по результатам которой в материалы дела представлен акт осмотра (обследования) от **/**/****.

В ходе осмотра, как следует из Акта, выявлено, что на земельном участке с кадастровым номером возведен четырехэтажный объект капитального строительства, в том числе мансарда, первый этаж выполнен из бетона, два вышестоящих из деревянного бруса. Объект возведен с нарушением требований установленных правил землепользования и застройки территории Листвянского МО, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от **/**/****-дгп «Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» по параметрам этажности.

Из этого же Акта следует, что разрешение на земляные работы Цай Янсян не выдавалось, срезана часть горы высота среза 3 метра, ширина 6 метров.

В адрес Цай Янсян администрацией Листвянского МО вынесено предписание от **/**/**** об устранении нарушений в срок до **/**/****.

К указанному сроку, как было установлено при рассмотрении дела по существу, установленные Администрацией нарушения устранены не были.

Не оспаривая факт проведения земляных работ на земельном участке с кадастровым номером , ответчик в лице своего представителя ссылается на наличие у него соответствующего на то разрешения от **/**/****, ранее выданного его представителю ФИО4 главой Листвянского МО ФИО5.

В подтверждение данного довода стороной ответчика в материалы дела представлен ответ за подписью главы администрации Листвянского муниципального образования от **/**/**** за , из которого следует, администрация Листвянского муниципального образования по результатам рассмотрения заявления о выдаче разрешения на проведение земляных работ на земельном участке с кадастровым номером , сообщает, что разрешения для проведения земляных работ на данном участке не требуется. Администрация Листвянского МО согласовывает перемещение плодородного слоя почвы с места проведения земляных работ на свободную территорию данного земельного участка, с последующим обязательством проведения рекультивации нарушенного плодородного слоя почвы земли.

Иного разрешения Цай Янсян в ходе рассмотрения дела по существу представлено не было.

Вместе с тем, по состоянию на **/**/**** года в Листвянском МО действовали утвержденные Решением Думы Листвянского МО от **/**/****-дгп Правила содержания и благоустройства территории Листвянского МО, размещенные на сайте муниципального образования, а также опубликованные в газете «Наша Листвянка», которыми было предусмотрено, что земляные работы, за исключением аварийно-восстановительных земляных работ, должны производиться только при наличии ордера на производство земляных работ (п.4.4. Правил).

Оформление и выдача ордера на производство земляных работ на территории поселения осуществляется администрацией поселения (п. 4.5. Правил).

Для оформления ордера заказчик земляных работ обязан предоставить в администрацию поселения заявление на производство земляных работ с приложением в виде паспорта; проекта производства земляных работ, согласованного с соответствующими эксплуатирующими организациями, собственниками, землепользователями, на земельных участках которых будут производиться земляные работы; графика производства земляных работ с указанием начала и срока окончания каждого этапа земляных работ в пределах запрашиваемого срока выдачи ордера на производство земляных работ; схемы движения транспорта и (или) пешеходов, согласованной ГИБДД; приказа или иного документа, подтверждающего назначение ответственного лица за производство земляных работ; технических условий на восстановление объектов нарушенного благоустройства и проекта восстановления нарушенного благоустройства; разрешения на строительство объектов капитального строительства в случае, если земляные работы предполагается производить в связи с предстоящим строительством; свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства; лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в заявлении на производство земляных работ; договора подряда на выполнение указанных в заявлении на производство земляных работ; разрешения на проведение земляных работ на территории объекта культурного наследия и в охранных зонах объекта культурного наследия – в случае производства земляных работ на территории объектов культурного наследия и их охранных зон (п. 4.6. – **/**/****. Правил).

Однако при разрешении спора, судом установлено, что ответчик Цай Янсян до проведения земляных работ и на момент проведения проверки соблюдения им земельного законодательства разработанную и согласованную в установленном порядке техническую документацию и разрешение на право производства земляных работ не имел, ордер-разрешение на производство земляных работ ему тоже не выдавался.

Установив изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что проведение ответчиком Цай Янсян земляных работ на земельном участке, собственником которого он является, расположенном на территории сельского поселения, является незаконным. Исходя из требований ч. 2 ст. 62 ЗК РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении требований администрации Листвянского муниципального образования в части возложения на ответчика Цай Янсян обязанности привести земельный участок с кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р..... в части в первоначальное состояние (рекультивация).

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований истца в части возложения на Цай Янсян обязанности привести объект капитального строительства в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования, а именно: демонтировать четвертый этаж четырехэтажного здания на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: 664520, ...., р....., суд не усматривает, исходя из следующего.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером и находящийся на нем объект незавершенного строительства находятся в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ-1), в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, прибрежной защитной полосе .....

Максимальное количество этажей, согласно Правил землепользования и застройки территории Листвянского МО, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от **/**/****-дгп «Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» для данной территориальной зоны предусмотрено – 3 этажа.

Администрация Листвянского МО, ссылаясь на указанный выше Акт осмотра (обследования) от **/**/****, указывает на то, что возведенный Цай Янсян объект капитального строительства не соответствует требованиям Правил землепользования и застройки территории Листвянского МО, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от **/**/****-дгп «Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования Иркутского района Иркутской области» по параметрам этажности.

В подтверждение данных доводов Администрация Листвянского МО представляет только указанный выше Акт с приложением в виде фотографий.

Вместе с тем, стороной ответчика в опровержение доводов истца ходе рассмотрения дела по существу представлено заключение специалиста АНО «Экспертный консультативный центр. Судебная экспертиза» ФИО6, из которого следует, что жилой дом, расположенный по адресу: ...., р..... – трехэтажное здание (с количеством этажей – 3 этажа), где пространство между перекрытием верхнего этажа данного жилого дома и его крышей (согласно фактическому конструктивному исполнению крыши) является чердаком.

Для улучшения внешнего вида крыши и естественного освещения чердачного пространства в конструктивном исполнении фронтонов предусмотрено устройство приемов и установка оконных блоков.

Оценивая представленное в материалы дела заключение эксперта, суд полагает возможным использовать его в качестве доказательства по делу, учитывая, что заключение эксперта стороной истца не оспорено и согласуется с письменными материалами дела, в частности с техническим планом здания от **/**/****, которым предусмотрена этажность данного строения – 3 этажа.

Присутствовавший в судебном заседании представитель Службы государственного строительного надзора Иркутской области ФИО7 суду также пояснил, что пока строительство жило дома не завершено и объект не введен в эксплуатацию, однозначно утверждать, что данное строение является четырехэтажным и не соответствует требованиям градостроительных регламентов, не представляется возможным.

Таким образом, исходя из того, что стороной истца в ходе рассмотрения дела по существу в соответствии с положениями ст.ст. 56-57 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих доводы иска относительно нарушения Цай Янсян Правил землепользования и застройки территории Листвянского МО, утвержденных решением Думы Листвянского муниципального образования от 16.09.2016 №48-дгп «Об утверждении Правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования ....», в части параметров этажности при возведении строения на земельном участке с кадастровым номером , оснований для удовлетворения требований истца в данной части суд не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации Листвянского муниципального образования к Цай Янсян – удовлетворить частично.

Обязать Цай Янсян привести земельный участок с кадастровым номером , по адресу: 664520, .... в части в первоначальное состояние (рекультивация).

В удовлетворении исковых требований администрации Листвянского муниципального образования к Цай Янсян об обязании привести объект капитального строительства в соответствие с требованиями градостроительных регламентов, правил землепользования и застройки Листвянского муниципального образования – отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принять 15 июля 2019 года.

Судья: О.В. Недбаевская