Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 августа 2018 года г. Нижневартовск Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего судьи Пименовой О.В., при секретаре Желтовской Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» и администрации города Нижневартовска об устранении нарушений природоохранного законодательства, У С Т А Н О В И Л: Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд с указанным иском, мотивируя его тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства по охране водных объектов при сбросе сточных вод на территории ХМАО-Югры установлено, что МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» осуществляет эксплуатацию переданных на основании приказа Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска от <дата>№ оперативное управление объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог, в том числе ливневых канализаций, расположенных на <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> Сбрасываемые сточные воды содержат в себе такие вещества, как нефтепродукты, медь, железо, хлорид-анион и другие, относящиеся в соответствии с постановлением Правительства РФ от <дата>№ «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» к категории загрязняющих, а, следовательно, отказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Приказом Департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Нижневартовска от <дата>№-П за МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» на праве оперативного управления закреплено недвижимое имущество: ливневые канализации, расположенные на <адрес> документы на сброс сточных вод и пользование водными объектами у МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» отсутствуют, природоохранным прокурором <дата> руководителю учреждения вынесено представление об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения получен ответ, согласно которому получение разрешений на право пользования водными объектами и разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты возможно только после проектирования и строительства локальных очистных сооружений на всех выпусках сточных вод. Для устранения допущенных нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод с ливневых канализаций, администрацией города Нижневартовска, как собственником имущества разработан план мероприятий по их устранению, предусматривающий, в том числе, проектирование и строительство локальных очистных сооружений, в отсутствие которых осуществлять сброс сточных вод с ливневых канализаций в водные объекты, согласно требованиям действующего законодательства, не представляется возможным. Ответственным исполнителем по реализации плана в указанном направлении, является в том числе, отдел координации строительного комплекса администрации города Нижневартовска, а также Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Нижневартовска. Просит: 1) солидарно обязать администрацию города Нижневартовска и МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» в срок до <дата> осуществить строительство локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты: <адрес> <адрес> <адрес> 2) обязать МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» в срок не позднее <дата> осуществлять сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов на основании согласованных и утвержденных проектов нормативов допустимых сбросов, а также разрешений на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, решений о предоставлении в пользование указанных водных объектов, с ливневых канализаций, расположенных на <адрес>, от колодца № по проезду Заозерному до колодца № по <адрес>, от колодца № по <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> В ходе рассмотрения дела межрайонный природоохранный прокурор требования в части срока строительства локальных очистительных сооружений уточнил; просит солидарно обязать администрацию города Нижневартовска и МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» в срок до <дата> осуществить строительство локальных очистных сооружений для сбора сточных вод в водные объекты: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> Определением Нижневартовского городского суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено МКУ «Управление капитального строительства города Нижневартовска». Процессуальный истец, помощник прокурора города Нижневартовска Чепуренко Е.В., в судебном заседании на удовлетворении уточненных требований настаивал. Представители ответчиков администрации города Нижневартовска (Черемисинов А.С.) и МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству г. Нижневартовска» (Ициева А.В.) в судебном заседании с требованиями природоохранного прокурора согласились, за исключением указанного прокурором срока для устранения нарушений природоохранного законодательства. Учитывая поэтапное выполнение предусмотренных законодательством обязательных мероприятий; запланированное финансирование на строительство локальных очистных сооружений и подготовку требуемой документации; контрактную систему закупок; сложности с поиском подрядной организации, просят установить срок для устранения нарушений – IV квартал 2023 года. К материалам дела приобщены письменные возражения на иск. Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика МКУ «Управление капитального строительства города Нижневартовска» - Бир В.Е. и Косаурова Д.В. – в судебном заседании с требованиями природоохранного прокурора также согласились, за исключением указанного прокурором срока для устранения нарушений природоохранного законодательства. К материалам дела приобщен письменный отзыв на иск. Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему. В соответствии со ст.ст.16 (п.11), 17, 45.1 Федерального закона от <дата> №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относится, в том числе: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа. Одним из вопросов благоустройства территории муниципального образования является организация стоков ливневых вод. Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты на территории города Нижневартовска. Судом установлено, подтверждается материалами дела, что МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» осуществляет эксплуатацию ливневых канализаций, расположенных по <адрес> В процессе эксплуатации указанных ливневых канализаций осуществляется сброс загрязненных сточных вод, содержащих загрязняющие вещества, в состав которых входят нефть и нефтепродукты, медь, железо, марганец, цинк, ртуть, никель, хром и др. (л.д.67-99, 100-104), в отсутствие локальных очистительных сооружений, в водные объекты: <адрес> <адрес> <адрес> Данные обстоятельства ответчиками не опровергаются. В соответствии со ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом РФ и законодательством в области охраны окружающей среды. В ст.22 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. В соответствии со ст.23 указанного Федерального закона сбросы химических веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В ст.56 Водного кодекса РФ зафиксировано, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается. Согласно ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ, запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, в которых содержатся вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций. Уполномоченным органом в ХМАО-Югре на выдачу разрешений на сброс веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, в соответствии с п.4.27 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ХМАО-Югре, утвержденного Министерством природных ресурсов и экологии РФ от <дата>№, является Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре. В ходе судебного заседания установлено, не оспаривалось участниками процесса, что МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» нормативы допустимых сбросов не разработало; действующее разрешение на сброс загрязняющих веществ в водные объекты: <адрес> – в результате эксплуатации ливневых канализаций ответчиком МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» отсутствует. В соответствии с ч.1 ст.9 Водного кодекса РФ юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ. На основании п.2 ч.2. ст.11 Водного кодекса РФ осуществление сброса сточных вод возможно только на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ч.1 ст.22 Водного кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование и срок водопользования. В п. 11 Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> указано, что к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных вод прилагаются расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных вод и показателей их качества; сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных вод. Место предполагаемого сброса сточных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению. Пунктом 26 данных Правил предусмотрено, что решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных и (или) дренажных вод должно содержать указание места сброса сточных вод; объем сброса сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод. В соответствии с ч.2 ст.21, п. 2 ст. 26 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенные на территории субъектов РФ, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Уполномоченным органом в ХМАО-Югре на выдачу указанного решения на право пользования водными объектами, в соответствии с п.6.8.1 Положения о Департаменте недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, утвержденного Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от <дата>№, является Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры. Однако в ходе проверки установлено, что МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» осуществляет сброс загрязненных сточных вод с ливневых канализаций в водные объекты: <адрес> – в отсутствие решения Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о предоставлении права пользования указанными водными объектами. В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле. В ст.4 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды. При этом в соответствии со ст.16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты. Согласно ст.3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; запрещение хозяйственной или иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды. В соответствии со ст.ст.41, 42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», ст.8 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства. В преамбуле Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Перечисленные нарушения закона, выразившиеся в незаконном пользовании МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» водным объектом и бесконтрольным сбросом сточных вод, содержащих загрязняющие вещества в водные объекты: <адрес> – затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории города Нижневартовска на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. В силу ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре. Таким образом, суд находит исковые требования природоохранного прокурора законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм и, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Поскольку одномоментное исполнение требований по устранению допущенных нарушений природоохранного законодательства при сбросе сточных вод с ливневых канализаций (учитывая поэтапное выполнение предусмотренных законодательством обязательных мероприятий; запланированное финансирование на строительство и ввод в эксплуатацию локальных очистных сооружений и подготовку требуемой документации; контрактную систему закупок; сложности с поиском подрядной организации); принимая во внимание, что решение суда должно быть исполнимым, – невозможно, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для исполнения принятого решения до <данные изъяты> Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать солидарно администрацию города Нижневартовска и муниципальное казенное учреждение «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» в срок до IV квартала 2023 года осуществить строительство локальных очистных сооружений для сброса сточных вод в водные объекты: <адрес> <адрес> <адрес> Обязать МКУ «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» в срок до IV квартала 2023 года осуществлять сброс загрязняющих веществ и микроорганизмов на основании согласованных и утвержденных проектов нормативов допустимых сбросов, а также разрешений на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, решений о предоставлении в пользование указанных водных объектов, с ливневых канализаций, расположенных на: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> <адрес> Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Судья подпись О.В. Пименова Копия верна: Судья О.В. Пименова |