Дело № 2-446/2021 UID: 31RS0022-01-2020-001119-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«10» февраля 2021 года гор. Белгород
Свердловский районный суд г.Белгорода в составе
председательствующего судьи Камышниковой Е.М.
при секретаре Яковлевой А.А.
с участием представителя истца ФИО1 –ФИО2 (ордер в деле)
представителя ответчика УК по жилью –«Центральная» - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Управляющая компания по жилью «Центральная» о защите прав потребителей
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с требованием об обязании ответчика предоставить коммунальную услугу отопления надлежащего качества, взыскать с ответчика денежные суммы в счёт: некачественно оказанной услуги в размере 15 836,45 рублей, компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей, неустойки в размере 15836,45 рублей, и штрафа, предусмотренного Законом РФ «О защите прав потребителей», а так же возместить ему судебные расходы. В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: г.Белгород *******. Управление многоквартирным домом по вышеуказанному адресу осуществляет ООО «Управляющая компания по жилью «Центральная». С 2018 года жителям его дома, а значит и ему ненадлежащим образом оказывались коммунальные услуги по отоплению квартир. Температура воздуха в квартире истца была ниже установленных законодательством нормативов (в жилых комнатах +17, а в туалете +14). В связи с чем, истец неоднократно обращался с заявлениями об исправлении работы системы отопления и перерасчёте стоимости коммунальных услуг, однако ответчик оставил заявления истца без ответа и уклонялся от выполнения ремонтных работ. Истец полагает, что он имеет право на перерасчёт оплаченных коммунальных услуг в части платы за отопление, поскольку она предоставлялась ненадлежащего качества. Также, в связи с нарушением его прав как потребителя услуги, просил суд взыскать с ответчика, ответственного за качество поставки в дом отопления, неустойки, штрафа и морального вреда.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, обеспечив в нем участие своего представителя, которая поддержала доводы, указанные в уточнённом исковом заявлении, просила суд удовлетворить их в полном объёме по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «УК «Центральная» по доверенности возражал против удовлетворения иска, просил отказать истцу в удовлетворении требований по основаниям, указанным в отзыве на иск, так же пояснил, что управление многоквартирным домом осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. При этом, услуги по отоплению и горячему водоснабжению жителям данного многоквартирного дома предоставляет теплоснабжающая организация, которая и ответственна за поставку тепла в дом. Кроме этого, в доме в 2018-2019 производился капитальный ремонт систем тепло и водоснабжения, за качество которого несет ответственность Фонд содействия ЖКХ Белгородской области. По заявлениям истца создавались комиссии для проверки температурного режима в его квартире - во всех случаях были заактированы температуры, соответствующие СанПИ. Так же представитель ответчика просил учесть, что, отопительные батареи в квартире ФИО1 установлены им самим, что не исключает некорректную работу отопления в целом. Просил учесть, что истец доказательств поставки некачественной тепловой энергии суду не представил. Также пояснил, что за качество оказываемой услуги по отоплению несёт именно Фонд в период срока гарантии исполненных работ.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьёй 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать восстановления нарушенного права.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьёй 12 Гражданского кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из толкования данной правовой нормы, бремя доказывания поставки ответчиком некачественной тепловой энергии, также лежит и на лице, обратившимся с требованиями об обязании предоставить коммунальную услугу отопления надлежащего качества (истце).
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющая компания несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям, установленных Правительством Российской Федерации в Правилах предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (пункт 2.3. Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями пункта 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в пункте 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твёрдого топлива при наличии печного отопления).
Как усматривается из материалов дела, истец является собственником квартиры в многоквартирном жилом доме.
Отношения между исполнителем и потребителем коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №.354
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 указанных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Согласно пункту 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения к настоящим Правилам (пп. "е" п. 4 Правил).
Исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пп. "а", "б" п.31 Правил).
Управление домом, в котором проживает истец, осуществляет ООО «УК «Центральное».
Основанием для обращения ФИО1 с настоящим иском в суд явилось ненадлежащее(по утверждению истца) качество предоставления коммунальных услуг по отоплению.
Судом установлено, а также усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, что между собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: г.Белгород, *******, с одной стороны, и управляющей компанией в лице ООО «УК «Центральное», с другой стороны, заключён договор управления многоквартирным домом.
Из искового заявления и пояснений истца в суде следует, что с 2018 года в отопительный сезон ему ненадлежащим образом оказывались коммунальные услуги по отоплению его квартиры, температура воздуха в квартире была ниже установленных законодательством нормативов (17 градусов в жилых помещениях и 14 градусов в бытовых), в связи с чем, он (истец) обращался в управляющую компанию и контролирующие органы с заявлениями об исправлении работы системы отопления и перерасчёте стоимости коммунальных услуг, однако ответчик оставил заявления истца без ответа и уклонялся от выполнения ремонтных работ.
Между тем, порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность императивно установлен Разделом 10 Постановления Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Снижение размера оплаты производится на основании Акта о фиксации предоставления услуги ненадлежащего качества. Простого заявительного порядка о снижении оплаты закон не предусматривает.
Исходя из пп. "а", "в", "д", "е" пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений(постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354) в многоквартирных домах, потребитель имеет право получать в необходимых объёмах коммунальные услуги надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причинённого жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 98 указанных Правил предусмотрено, что при предоставлении в расчётном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу за расчётный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В пункте 15 Приложения к Правилам установлено, что в жилых помещениях должна быть обеспечена температура воздуха не ниже +18 градусов С0 (в угловых комнатах - +20 градусов С0) и отражены условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Согласно пункту 4.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", оптимальные и допустимые параметры микроклимата в помещениях жилых зданий приведены в приложении 2 "Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий", показатели результирующей температура воздуха в жилой комнате должны быть в пределах от 17 °C до 23 °C.
Пунктом 103 Правил предусмотрено, что Если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.
При обнаружении исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - нарушение качества коммунальных услуг) всем или части потребителей в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технологического обеспечения, исполнитель обязан зарегистрировать в электронном и (или) бумажном журнале регистрации таких фактов дату, время начала и причины нарушения качества коммунальных услуг (если они известны исполнителю). Если исполнителю такие причины неизвестны, то исполнитель обязан незамедлительно принять меры к их выяснению.
При обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (пункт 105 Правил). Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (пункт 106 Правил).
Пункт 157 Правил предусматривает, что при предоставлении исполнителем потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" в том числе в случае, если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в Правилах. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проёмов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.) (подпункт "е").
Порядок проведения проверки и составления по её итогам актов, регламентировано пунктами 107 - 113 Правил.
Как разъяснено в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защитеправ потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Из приведённых положений Закона и разъяснений вытекает, что на ответчике лежит обязанность доказать факт исполнения или надлежащего исполнения ими обязанностей, связанных с предоставлением услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирного дома.
Судом установлено, что замеры температуры воздуха в квартире истца осуществлялись только в январе 2021г., когда при температуре воздуха на улице минус два градуса, в квартире истца температура составляла от 18 до 20 градусов В ноябре 2018 производился замер температур внешних стен квартиры и температура отопительных приборов (л.д.48,……..), при этом зафиксированные результаты находятся в пределах допустимых показателей (температура стены в жилой комнате составляла 170, а в бытовой -140 ). В то же время был зафиксирован факт установки собственником квартиры отопительных приборов, не предусмотренных проектом (алюминиевые секционные батареи, при этом технические характеристики конструкции у собственника отсутствуют). Иных зафиксированных температурных режимов в материалы дела не представлено.
Таким образом, истцом не предоставлено доказательств тому, что температура в его квартире не соответствовала нормативам и носила постоянный характер и была вызвана различными объективными причинами, а зависящими от ответчика.
Исходя из положений части 1 статьи 29 Закона, потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причинённых ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
По смыслу указанных норм права убытки являются общей мерой гражданско-правовой ответственности. Ответственность в форме возмещения убытков имеет место тогда, когда лицо, потерпевшее от гражданского правонарушения, понесло убытки, то есть те отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершенного против него гражданского правонарушения.
Истец обращается с требованиями о взыскании с ответчика денежных сумм в счёт: некачественно оказанной услуги в размере, а так же компенсации морального вреда, неустойки штрафа, предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей».
Разрешая требования ФИО1 в этой части, суд исходит из того, что нарушение температурного режима в квартире истца не установлено, истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт причинения ему ущерба в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком, а также нарушения его прав и интересов, причинения морального вреда, суд пришёл к выводу о недоказанности убытков и в связи с чем, отказывает истцу в удовлетворении его исковых требований.
Поскольку суд отказал истцу в удовлетворении иска о взыскании убытков, то у суда нет правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика неустойки и штрафа, являющихся производными и подлежащими удовлетворению лишь при установлении нарушения прав потребителя (статьи 15, 28 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей").
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковые требования ФИО1 к ООО «Управляющая компания по жилью «Центральная» о защите прав потребителей оставить без удовлетворения в полном объеме
Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения путем подачи апелляционной жалобы через Свердловский районный суд г. Белгорода
Мотивированное решение изготовлено 17 февраля 2021г
Судья*******
******* |
******* |
Решение19.02.2021