ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3732/2017 от 20.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

...

2-3732/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации


20 июня 2017 года

город Оренбург


Ленинский районный суд города Оренбурга Оренбургской области

в составе председательствующего: судьи Чадова А.А.,

при секретаре: Колчиной А.А.,

с участием представителя ответчика: Булгаковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Годиной Г. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Година Г.В. обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что ей незаконно было отказано в назначении досрочной пенсии в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

В связи с чем, истица просила суд признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной пенсии от ...N. Обязать Управления Пенсионного Фонда "РФ (Государственное учреждение) в г. Оренбурге назначить ей пенсию в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения в УПФР в г.Оренбурге, т.е. с ... Включить в трудовой стаж следующие периоды: нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с сохранением заработной платы: с 25.02.2014 по 26.02.2014, с 19.05.2014 по 21.05.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 12.05.2015 по 16.05.2015.

Истец Година Г.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Булгакова Е.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Суд, в силу ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившего истца.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему выводу:

Судом установлено, что с ...Година Г.В. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

...Година Г.В. обратилась в УПФР г. Оренбурге с заявлением для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением начальника УПФР в г. Оренбурге N от ... в стаж Годиной Г.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, не засчитан периоды с 28.11.1985г по 31.03.2016г. - бортовой проводник, старший бортпроводник, бортовой проводник - инструктор, старший бортпроводник-инструктор в ФГУП «Оренбургские авиалинии», с 20.01.2011г. - ОАО «Оренбургские авиалинии», с 07.07.2015г. - АО «Оренбургские авиалинии», поскольку в соответствии с подпунктом «з» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. № 459. Указанным Списком предусмотрены категории работников: члены экипажей воздушных судов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав и другие. Согласно нормам пункта 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют не все члены экипажа воздушного судна, а только те, которые отнесены к летному составу. Часть 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации однозначно определяет экипаж воздушного судна, который состоит из летного экипажа (командира и других лиц летного состава) и кабинноrо экипажа (бортоператоры и бортпроводники). Работа в качестве бортпроводника, старшего бортпроводника, бортпроводника-инструктора не может рассматриваться как работа в качестве члена летного экипажа воздушного судна с учетом налета часов.

Отказано Годиной Г.В. в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с тем, что бортпроводник не относится к летному составу авиации.

Записями в трудовой книжке истца N, подтверждается, что в период с ... по ...Година Г.В. работала бортовым проводником, старшим бортпроводником, бортовым проводником - инструктором, старшим бортпроводником-инструктором в ФГУП «Оренбургские авиалинии», с 20.01.2011г. - ОАО «Оренбургские авиалинии», с 07.07.2015г. - АО «Оренбургские авиалинии».

В соответствии со справкой от ...N ООО «Северный ветер», Година Г.В. работала в филиале ООО «Северный ветер» в г. Оренбурге с ... по ... в должности старший бортовой проводник. В периоды с 25.02.2014 по 26.02.2014, с 19.05.2014 по 21.05.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 12.05.2015 по 16.05.2015 находилась на курсах повышения квалификации.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья-женщинам, проработавшим не менее 15 лет в летном составе гражданской авиации.

Согласно пп. «з» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации применяется - Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991 г. №459.

Для подсчета стажа применяется п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.07.2002г. №537.

В соответствии со ст. 56 Воздушного кодекса РФ, экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Как следует из буквального толкования п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, летный состав гражданской авиации - это летный экипаж воздушного судна, в который входят командир и другие лица летного состава, при этом бортпроводники к летному составу не относятся.

Аналогичные условия и нормы пенсионного обеспечения летного состава гражданской авиации содержались и в ранее действующем законодательстве до 1 января 2002 года, предусмотренные статьей 79 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Наставлением по производству полетов в гражданской авиации СССР (НПП ГЛ-85), утвержденным приказом Министра гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 г. №77, главой 2 «Общие положения» пунктом 2.3. «Экипаж воздушного судна» подпунктом 2.3.3. установлено, что: - к летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы; - к обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется МГА.

Конституционный Суд РФ в определении от 19.03.2009 № 260-О-О разъяснил, что Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04.09.1991 № 459, применяется при досрочном назначении работникам летного состава гражданской авиации трудовой пенсии по старости согласно пп. 13 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пп. «з» п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 N 537). Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение. Разделение п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили.

При таких обстоятельствах, установленное разделение пенсионного обеспечения на основе оценки профессиональной деятельности основано на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей. Выполнение Годиной Г.В. работ по выполнению мероприятий по обеспечению безопасности полета, обслуживания пассажиров и приема-сдачи коммерческой загрузки, которые являются непосредственной обязанностью бортпроводника, не было связано с управлением самолетом, обеспечением безопасности полета, что предполагает повышенные психофизиологические нагрузки и дает право на досрочную пенсию по п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Доводы истца о том, что бортпроводники в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна, а действующее пенсионное законодательство относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение пенсии по старости всех членов экипажа воздушного судна, поскольку основным критерием в данном случае является осуществление полетов в составе экипажа воздушного судна независимо от принадлежности к кабинному или летному экипажу, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Таким образом, руководствуясь положениями ст. 56 Воздушного кодекса РФ, согласно которым бортпроводники составляют не летный, а кабинный экипаж, в связи с чем, правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не обладают, суд не усматривает правовых основания для включении спорных периодов работы в стаж Годиной Г.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, и назначения истцу пенсии по старости по п.13 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, истица уже является получателем досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Также истцом заявлено требование о включении в трудовой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, но поскольку периоды с 25.02.2014 по 26.02.2014, с 19.05.2014 по 21.05.2014, с 17.07.2014 по 18.07.2014, с 12.05.2015 по 16.05.2015 уже включены в такой стаж, в удовлетворении данного требования суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Годиной Г. В. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Оренбурге о признании незаконным решения, обязании назначить досрочную пенсию по старости – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение судом в окончательной форме принято 23 июня 2017 года

Судья: /подпись/