2-3734/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2012 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.
при секретаре Сайфутдиновой Э.Н.
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя ответчика ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан о сохранении на период трудоустройства средней заработной платы и возмещении морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась с иском к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан об обязании произвести выплаты средней заработной платы на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев), начиная с момента увольнения, кроме того, она просила взыскать с ответчика в возмещение морального вреда <данные изъяты> руб.
В обоснование своих требований ФИО3 указала на то, что работала в должности ведущего специалиста эксперта отдела по защите государственной тайны Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан (Башкортостанстат) в ГО ЗАТО <адрес>. Приказом №/к от ДД.ММ.ГГГГ Башкортостанстат о прекращении (расторжении) служебного контракта с работником (увольнении), она, в связи с сокращением должности гражданской службы (п. 9 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), была уволена с гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ.
При увольнении ей была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск 50 календарных дней, а также предусмотренная статьей 31 (ч. 9) Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.
В соответствии с п 4. ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 22.11.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании", за работниками организаций и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Высвобождаемым работникам предоставляются другие льготы и компенсации в соответствии с законодательством.
С целью получения предусмотренных вышеуказанным законодательством выплат, она обратилась с заявлением к ответчику.
В конце марта 2012 года ею был получен ответ от ответчика, в котором содержался отказ в удовлетворении заявленного требования. При этом в обоснование такого решения в ответе делалась ссылка на ч. 3 ст. 318 ТК РФ.
На основании изложенного, истец просит обязать ответчика произвести выплаты средней заработной платы на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев), начиная с момента увольнения, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Не согласившись с таким решением, обратилась с иском в суд.
В последующем ФИО3 в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила свои исковые требования и просила взыскать с ответчика в свою пользу среднюю заработную плату за февраль, март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно, а всего <данные изъяты> руб.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель истца ФИО1 уточненные исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Одновременно указал на то, что отказ ФИО3 в выплате средней заработной платы на период трудоустройства необоснован. При принятии решения работодатель должен был применять нормы Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", так как установленные законодательством компенсационные выплаты государственным служащим при увольнении по сокращению штатов (п. 9 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации") не исключают возможность применения федерального закона, определяющего гарантии гражданам в связи с проживанием последних в закрытом административно-территориальном образовании. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 22.11.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права. При этом иное законодательство действует в отношении граждан закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом. Позиция ответчика, сводящаяся к тому, что общие нормы законодательства, регламентирующего права гражданского служащего при увольнении с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы (п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"), применяются без учета места жительства уволенного служащего, противоречит смыслу Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", который определяет дополнительные гарантии гражданам именно в связи с их проживанием на территории с особым статусом и не содержит ограничений, связанных с родом деятельности. Социальная компенсация, на основании п. 4 ст. 7 Федерального закона "О закрытом административно-территориальном образовании", распространяется на истца. Отказом в выплате установленных законодательством Российской Федерации денежных средств истцу причинен моральный вред, истец просит его компенсировать в сумме <данные изъяты> руб.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала. В обоснование своих возражений пояснила что вопросы, касающиеся предоставления дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым при указанных обстоятельствах с государственной гражданской службы в закрытых территориально- административных образованиях, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в Законе № 79-ФЗ не получили отражения. Поэтому государственным гражданским служащим при увольнении с государственной гражданской службы в ЗАТО, районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по п.6 ч.1 ст.33 Закона № 79-ФЗ выплачивается компенсация согласно п.9 ст.31 Закона № 79-ФЗ в размере четырехмесячного денежного содержания, которое сохраняется за ними в порядке, предусмотренном ч.2 ст.318 Трудового кодекса Российской Федерации (подобно сохранению среднего месячного заработка за лицами, увольняемыми в связи с сокращением численности или штата работников организации в этих же районах и местностях), а также на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев со дня увольнения с учетом выплаты указанной компенсации, то есть в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения. При увольнении ДД.ММ.ГГГГ по сокращению должности гражданской службы, ФИО3 получила компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, т.е. фактически за 4 месяца службы (февраль, март, апрель, май 2012г.). Выплата за 5 и 6 месяцы со дня увольнения истца (июнь, июль 2012г., соответственно) в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно была произведена, так как ФИО3 не была трудоустроена и предъявила в подтверждение этого копию трудовой книжки и соответствующие справки органа службы занятости населения. Свою позицию по делу представитель ответчика, в том числе, обосновала разъяснениями, данными в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года».
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которое она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон, стороны пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе, доказательств обоснованности и законности требований и возражений. Принимая во внимание требования вышеуказанных норм материального и процессуального права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд считает, что исковые требования обоснованы.
Согласно статье 11 Трудового кодекса РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно статье 73 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 9 статьи 31 вышеназванного закона, при увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа, либо сокращением должностей гражданской службы, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно ст. 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданским служащим предоставляется право на иные государственные гарантии при определенных условиях, предусмотренных иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемыми в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных организаций, а также при сокращении численности или штата указанных работников, сохраняются на период трудоустройства (но не более чем на шесть месяцев) средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж.
Рассматривая заявленные требования, суд пришел к выводу о применении нормы Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", так как установленные законодательством компенсационные выплаты государственным служащим при увольнении по сокращению штатов не исключают возможность применения федерального закона, определяющего гарантии гражданам в связи с проживанием последних в закрытом административно-территориальном образовании. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права. При этом иное законодательство действует в отношении граждан закрытого административно-территориального образования с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Законом.
Позиция представителя ответчика о том, что общие нормы законодательства, регламентирующего права государственного служащего при увольнении по рассматриваемому основанию, применяются без учета места жительства уволенного служащего, противоречит смыслу Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании", который определяет дополнительные гарантии гражданам именно в связи с их проживанием на территории с особым статусом и не содержит ограничений, связанных с родом деятельности. Социальная компенсация, на основании п. 4 ст. 7 Федерального закона "О закрытом административно-территориальном образовании", распространяется на истца.
Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что истец получила при увольнении по сокращению должности гражданской службы компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания, т.е. фактически за 4 месяца службы (февраль, март, апрель, май 2012г.), судом отклоняется, поскольку указанная выплата не исключает возможности получения иных гарантий, предусмотренных законом.
Суд находит необоснованной ссылку ответчика на разъяснения, данные в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2008 года», так как вопрос о выплате гарантий и компенсаций гражданам в связи с проживанием последних в закрытом административно-территориальном образовании в данном обзоре не рассматривался.
Ошибочным суд считает и утверждение ответчика о том, что к правоотношениям, возникающим при увольнении государственного служащего по сокращению должности гражданской службы, должна применяться ст. 318 ТК РФ.
Глава 50 Трудового кодекса РФ предусматривает особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
ГО <адрес> к таким районам не относится, является закрытым административно-территориальным образованием и меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права регулируются нормами Закона Российской Федерации от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 22.11.2011) "О закрытом административно-территориальном образовании".
Следовательно, положения ст. 318 ТК РФ к правоотношениям, возникшим при увольнении истца, применены быть не могут.
Согласно справке, представленной ответчиком, средняя заработная плата истца составляет <данные изъяты> руб.
Таким образом, требование истца о выплате заработной платы за февраль, март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> руб. является обоснованным (<данные изъяты> руб. х 4 мес.).
Суд считает, что невыплатой установленных Трудовым кодексом Российской Федерации денежных средств истцу причинен моральный вред, выразившийся в нравственных переживаниях, в связи с нарушением имущественных прав.
Исходя из конкретных обстоятельств данного дела, с учетом объема и характера причиненных ФИО3 нравственных страданий, степени вины работодателя, а также требований разумности и справедливости, на основании ч. 7 ст. 394 Трудового кодекса Российской Федерации, суд присуждает истцу компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.
Истцом в судебном заседании было заявлено письменное ходатайство об оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
Согласно статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает возместить с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд, с учетом правовой сложности дела, требований разумности, определяет ко взысканию с ответчика в пользу ФИО3 расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан о сохранении на период трудоустройства средней заработной платы и возмещении морального вреда удовлетворить в части.
Взыскать с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в пользу ФИО3 среднюю заработную плату за февраль, март, апрель, май 2012 года в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб., расходы по оплате услуг представителя <данные изъяты> руб.
Взыскать с Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья: З.М. Рамазанова