ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3734/2016 от 28.11.2016 Клинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 ноября 2016 года

Клинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Борща А.П.,

при секретаре Ивановой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3734/2016 по иску Комитета лесного хозяйства Московской области к ИСМАИЛОВУ Р.Г. и ТЫМЧЕНКО Б.В. об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения и признании недействительными сведений в государственном кадастре недвижимости на земельный участок,

Установил

Земельный участок с кадастровым номером /номер/:3561 площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: /адрес/ принадлежал на праве общей долевой собственности Исмаилову Р.Г.о. и Тымченко Б.В., по /доли/ доли, каждому, о чём указано в выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2015 года (т. 1 л.д. 14).

По кадастровой выписке от /дата/ 2015 года об этом земельном участке, его границы были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства (т. 1 л.д. 18-23).

/дата/ 2016 года в суд поступило исковое заявление Комитета лесного хозяйства Московской области к Исмаилову Р.Г.о. и Тымченко Б.В. (в отношении остальных ответчиков дела были выделены в отдельные производства протокольным определением суда от /дата/ 2016 года) об истребовании из незаконного владения ответчиков части принадлежащего им на праве собственности земельного участка с кадастровым номером /номер/:3561, со ссылкой на то, что при проведении сопряженного пространственного анализа данных о границах земельного участка с кадастровым номером /нмоер/:3561 и границ земель лесного фонда установлено, что указанный земельный участок расположен на землях лесного фонда, а именно на землях государственного лесного фонда квартала 24 Октябрьского участкового лесничества Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес», площадь наложения /площадью/ кв. м, в следующих координатах:

X

Y

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

определение наличия наложений земельных участков на земли лесного фонда Комитетом лесного хозяйства МО осуществлено при помощи региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Московской области (далее - РГИС МО), созданной на основании Постановления Правительства Московской области от 23.10.2012 1335/38 «О создании государственной информационной системы Московской области «Региональная географическая формационная система Московской области»; РГИС Московской области создана на основании Постановления Правительства МО от 23.10.2012 N 1335/38 (ред. от 29.08.2013) "О создании государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области” (вместе с "Положением о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области”, "Перечнем статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области”, "Перечнем органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять информацию, необходимую для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области"); пунктом 2 данного постановления Правительства МО утверждены: Положение о государственной информационной системе Московской области “Региональная геоинформационная система Московской области" и «Перечень статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области"; согласно п. 2 «Положения о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация; в соответствии с п. 8 Положения о государственной информационной системе Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" Полномочия оператора РГИС Московской области:

- проводит анализ геоинформационных систем и картографических ресурсов;

- устанавливает технические условия представления сведений, содержащихся в РГИС Московской области, а также их объем;

- обеспечивает функционирование РГИС Московской области, распространение и предоставление информации, размещаемой в РГИС Московской области, и ее защиту, определяет порядок доступа к РГИС Московской области;

- устанавливает дополнительные сведения, включаемые в РГИС Московской области;

- определяет иные особенности модернизации и эксплуатации РГИС Московской области;

согласно п. 23 Перечня статистической и иной документированной информации, необходимой для создания государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области», РГИС МО содержит материалы лесоустройства; в соответствии с п. 17 Перечня органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области, государственных унитарных предприятий Московской области и государственных учреждений Московской области, обязанных предоставлять необходимую информацию для создания и эксплуатации государственной информационной системы Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" Комитет лесного хозяйства Московской области входит в данный перечень организаций; следовательно, информация, полученная из РГИС МО является достоверной информацией о границах участка государственного лесного фонда и допустимым доказательством по делу; согласно статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли делятся на категории по их целевому назначению, в частности на земли населенных пунктов и земли лесного фонда; статья 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относит лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие); пункт 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ относит земельные участки из состава земель лесного фонда к ограниченным в обороте, что означает, что такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абзац 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ); в соответствии со статьей 3 Земельного кодекса РФ и статьей 3 Лесного кодекса РФ, для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов; статья 8 Лесного кодекса РФ, пункт 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат; согласно статье 7 Лесного кодекса РФ, лесным участком признается земельный участок, границы которого определены в соответствии с правилами лесоустройства, проектированием лесных участков и ведением их кадастрового учета; статья 67 Лесного Кодекса РФ говорит о том, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также иных землях в соответствии с правилами проведения лесоустройства, устанавливаемыми «Лесоустроительной инструкцией», утвержденной Приказом Рослесхоза № 516 от 12.12.2011 года; статьи 68-69 Лесного кодекса РФ, пункты 3-4 Лесоустроительной инструкции устанавливают следующее: объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), леской участок, лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, местоположение лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов; одновременно с этим, в соответствии с частью 6 пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными; лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»), геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ «О геодезии и картографии»; исходя из вышеизложенного следует, что границы земель лесного фонда согласованы и право собственности на них принадлежит Российской Федерации; перевод земель из одной категории в другую имеет законодательно закрепленную процедуру и производится Правительством Российской Федерации в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, согласно пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; процедур перевода земельного участка с КН 50:03:0040280:3561 из одной категории в другую Правительством РФ не производилось; следовательно, земли государственного лесного фонда, на котором частично расположен спорный земельный участок, не были в установленном порядке выведены из земель, собственником которых является Российская Федерация, что свидетельствует о незаконности формирования спорного участка, преобразовании, постановки на кадастровый учет с установлением категории, отличной от земель лесного фонда и дальнейшая передача в собственность; исходя из смысла статьи 209 Гражданского кодекса РФ и согласно статье 84 Лесного кодекса РФ, полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками органом местного самоуправления распространяются только на лесные участки, находящиеся в муниципальной собственности, однако спорный земельный участок, как следует из вышесказанного, находится в собственности Российской Федерации, что говорит о неправомерности действий по образованию участка, внесению сведений кадастрового учета, а также передаче права собственности на данный участок иным лицам; на оснований статей 167, 168 Гражданского кодекса РФ, указанные сделки, не соответствующие требованиями закона или иным правовым актам, являются недействительными с момента их совершения, следовательно, все сделки, породившие право собственности физического лица на земельный участок государственного лесного фонда, являются недействительными с момента их совершения.

В судебном заседании представитель истца - Комитета лесного хозяйства Московской области - Чепуркова Е.С. поддержала иск, по изложенным в нём основаниям.

Представитель ответчиков Исмаилова Р.Г.о. и Тымченко Б.В. Спицын О.В. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что земельный участок с КН /номер/:3561 общей площадью /площадью/ кв. м имел категорию «земли населенных пунктов» и находился в общей долевой собственности ответчиков, однако в 2015 году состоялся раздел этого земельного участка на четыре земельных участка с кадастровыми номерами /номер/:4145 площадью /площадью/ кв. м, /номер/:4146 площадью /площадью/ кв. м, /номер/:4147 площадью /площадью/ кв. м, и /номер/:4148 площадью /площадью/ кв. м; в /дата/ 2016 года состоялась государственная регистрация права общей долевой собственности Исмаилова Р.Г.о. и Тымченко Б.В., по /доли/ доли, каждого, на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/:4145 и /номер/:4147, государственная регистрация права собственности Муниципального образования «Клинский муниципальный район» на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/:4146 и /номер/:4148; в государственном кадастре недвижимости земельный участок с КН /номер/:3561 снят с кадастрового учета и является архивным; поэтому земельный участок с КН /номер/:3561, как предмет спора, отсутствует.

Представители третьего лица - СНТ «Ольховка-2» Макарова Т.А. и Груша О.М. в судебном заседании поддержали иск и объяснения представителя Комитета Чепурковой Е.С.

Представитель третьего лица - Администрации Клинского муниципального района - Галимова С.М. в судебное заседание не явилась, предоставив письменные возражения на исковое заявление (т. 2 л.д. 80-106).

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Московской области - в судебное заседание не явился и об уважительности причин своей неявки суд не сообщил; о рассмотрении дела Управление извещено /дата/ 2016 года (т. 2 л.д. 110); поэтому суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Имеется письменное ходатайство представителя Управления Росреестра по Московской области Засимовой Л.В. от /дата/ 2016 года о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Управления (т. 2 л.д. 18).

Представитель третьего лица - ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области в судебное заседание также не явился и об уважительности причин своей неявки суду не сообщил; о рассмотрении дела Палата была извещена надлежащим образом, в связи с чем суд также счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие её представителя.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса и проверив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Согласно ст. 11.1 ч. 1 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По ч. 2 той же статьи Кодекса, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

/дата/ 2015 года собственниками земельного участка с КН /номер/:3561 общей площадью /площадью/ кв. м Исмаиловым Р.Г.о. и Тымченко Б.В. принято решение о его разделе на четыре земельный участка площадью /площадью/ кв. м, /площадью/ кв. м, /площадью/ кв. м и /площадью/ кв. м (т. 2 л.д. 35-39).

В отношении выделенных из земельного участка с КН /номер/:3561 4-х земельных участков сформированы кадастровые дела, этим участкам присвоены кадастровые номера /номер/:4145 площадью /площадью/ кв. м, /номер/:4146 площадью /площадью/ кв. м, /номер/:4147 площадью /площадью/ кв. м, и /номер/:4148 площадью /площадью/ кв. м, и сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости (т. 2 л.д. 31-41, 42-53, 54-65, 66-77).

/дата/ 2016 года Управлением Росреестра по Московской области произведена государственная регистрация права общей долевой собственности Исмаилова Р.Г.о. и Тымченко Б.В., по /доли/ доли, каждого, на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/:4145 и /номер/:4147, и государственная регистрация права собственности Муниципального образования «Клинский муниципальный район» на земельные участки с кадастровыми номерами /номер/:4146 и /номер/:4148, о чём указано в выписках из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 года (т. 2 л.д. 26, 27, 28, 29).

Тогда же, /дата/ 2016 г. Управлением Росреестра по МО выдано уведомление об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером /номер/:3561 (т. 2 л.д. 19).

В государственном кадастре недвижимости земельный участок с КН /номер/:3561, как объект недвижимости, снят с кадастрового учета /дата/ 2016 года и имеет статус «Архивный», о чём указано в кадастровой выписке о нём от /дата/ 2016 года (т. 2 л.д. 131).

Таким образом, в соответствии с приведенными выше положениями Земельного кодекса РФ, земельный участок с КН /номер/:3561 прекратил своё существование с /дата/ 2016 года, т.е. иск Комитетом был заявлен /дата/ 2016 года в отношении несуществующего земельного участка, истребовать у ответчиков земельный участок, который не находится в их собственности или владении, невозможно, и по этим основаниям суд отказывает в удовлетворении иска.

В предварительном судебном заседании по настоящему делу /дата/ 2016 года Комитет не был лишён права изменить предмет иска с земельного участка с КН /номер/:3561 на земельные участки с КН /номер/:4145, /номер/:4146, /номер/:4147 и /номер/:4148, однако этим правом не воспользовался, а суд не считает возможным далее откладывать дело, для изменения истцом своих исковых требований; Комитет вправе в отдельном порядке гражданского судопроизводства предъявить свои требования в отношении земельных участков с КН /номер/:4145, /номер/:4146, /номер/:4147 и /номер/:4148.

Руководствуясь ст. ст. 196-198 ГПК РФ, суд

Решил

В иске Комитета лесного хозяйства Московской области к ИСМАИЛОВУ Р.Г. и ТЫМЧЕНКО Б.В. об истребовании из их чужого незаконного владения земельного участка, имеющего кадастровый номер /номер/:3561 площадью /площадью/ кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: /адрес/, в части наложения на земли государственного лесного фонда квартала 24 Октябрьского /площадью/,95 кв. м, в следующих координатах:

X

Y

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

/данные изъяты/

и признании недействительными сведений государственного кадастра недвижимости на указанный земельный участок - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: подпись А. П. Борщ

Мотивированное решение по делу составлено /дата/ 2017 года.

Судья: подпись А. П. Борщ