Дело № 2-3735/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Галаховой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.В.,
с участием: представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в городе Волгограде гражданское дело по иску ФИО3 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным приказа, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с названным иском, указав, что ФИО3 относится к категории лиц их числа детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. На основании приказа Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10.12.2020г. №..., ФИО3 был исключен из Списка детей – сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по причине наличия жилого помещения более учетной нормы, по адресу: Волгоградская область, ..., 11 квартал, ..., ком. 6. ФИО3 не согласен с данным приказом, поскольку ранее он был включен в список детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с ответом администрации Центрального района Волгограда от 15.05.2013г. отделу опеки и попечительства ... Волгоградской области направлено заявление о проведении контрольного обследования жилого помещения по адресу: Волгоградская область, ..., 11 квартал, ..., ком. 6. В соответствии с ответом Комитета по образованию Волгоградской области от 09.08.2013г. закрепление жилого помещения за ФИО3 было отменено на основании постановления администрации ... от 19.06.2013г., акта контрольного обследования жилого помещения. Таким образом, поскольку закрепление за ФИО3 жилого помещения было отменено, а значит исключение его из списка незаконно.
Просит суд признать незаконным приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10.12.2020г. №... об исключении ФИО3 из списка лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по причине наличия жилого помещения более учетной нормы. Обязать ответчика включить ФИО3 в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обеспечил участие по делу представителя по доверенности.
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании с учетом поступивших ответов на судебные запросы, при разрешении дела полагалась на усмотрение суда.
Представители третьего лица Администрации Камышина Волгоградской области, Комитета строительства Волгоградской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, представленные в материалах дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Аналогичные положения содержатся и в Законе Волгоградской области от 5 февраля 2013 года N 5-ОД "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области".
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Наличие в собственности жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях возможно, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Основания исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка предусмотрены частью 3.1. статьи 8 вышеуказанного Федерального закона, а именно: предоставление им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи; утрата ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; включение их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства; прекращение у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; смерть или объявление их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО3, 08.01.1999г. рождения, является лицом из числа детей – сирот, его одинокая мать ФИО3 была лишена родительских прав, а впоследствии умерла.
Приказом Министерства образования и науки Волгоградской области от 29.05.2013г. №..., ФИО3 включен в список детей – сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
На основании приказа Комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10.12.2020г. №..., ФИО3 был исключен из Списка детей – сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по причине наличия жилого помещения более учетной нормы, по адресу: Волгоградская область, ..., 11 квартал, ..., ком. 6.
Вместе с тем, из ответа на запрос администрации ... следует, что ФИО3 был зарегистрирован по месту жительства в муниципальной комнате по адресу: Волгоградская область, ..., 11 квартал, ..., ком. 6, выбыл 17.08.2018г.
Из ответа на запрос отдела адресно – справочной работы УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области следует, что ФИО3 на территории Волгоградской области, зарегистрированным не значится.
При таких данных, законных оснований для исключения ФИО3 из списка детей – сирот подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не имелось, поскольку жилым помещением он не обеспечен, в жилом помещении по адресу: Волгоградская область, ..., 11 квартал, ..., ком. 6 не зарегистрирован, ввиду чего, иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Комитету социальной защиты населения Волгоградской области о признании незаконным приказа, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконным приказ комитета социальной защиты населения Волгоградской области от 10.12.2020г. №... в части исключения ФИО3 из списка лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Комитет социальной защиты населения Волгоградской области восстановить ФИО3 в списке лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без помещения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 сентября 2022 года.
Судья Галахова И.В.