ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3737/20 от 02.10.2020 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2-3737/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 октября 2020 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Платовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ульяновского транспортного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» о признании действий незаконными, возложении обязанности согласовать проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)»,

установил:

Ульяновский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации ФИО1» (ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1»), в котором указал, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» (далее - Институт) законодательства об обеспечении безопасности полетов, в ходе которой выявлены нарушения. Проверкой установлено, что Институт является эксплуатантом аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», который действует на основании свидетельства о государственной регистрации от 05.09.2018 № 71.

В нарушение требований ч. 1 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, частей 5 и 7 статьи 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» в настоящее время Институтом решение об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти не утверждено. Аэродром «Ульяновск (Баратаевка)» эксплуатируется в отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории.

Установлено, что Институтом только лишь, 19.11.2018 заключен договор с ООО «Экологические системы» на разработку проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», т.е. после истечения установленного ч.5 ст.4 Федерального закона срока.

В настоящее время проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» получивший 14.06.2019 положительное заключение Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области, находится в стадии очередного устранения недостатков выявленных Приволжским МТУ Росавиации.

Отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» нарушает требования законодательства о безопасности полетов, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц.

Просил признать действия ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» по эксплуатации аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» - незаконными; обязать ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» до 30.12.2020 согласовать с утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Росавиации, АО «Аэропорт Ульяновск», индивидуальный предприниматель ФИО2.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что Институтом принимаются меры по согласованию проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома ««Ульяновск (Баратаевка)». Пролагает, что данный проект будет согласован в срок не позднее 31.03.2021.

Третьи лица в судебное заседание не явились, извещались.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании.

Согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Согласно п. 4 ст. 47 ВК РФ положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 4 Федеральный закон от 01.07.2017 N 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» (далее Федеральный закон № 135-ФЗ) по истечении трехсот шестидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона нарушение требований Воздушного кодекса Российской Федерации об установлении приаэродромных территорий и соответствующих ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности и эксплуатация такого аэродрома признаются нарушением требований безопасности полетов воздушных судов.

В соответствии с ч. 7 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ В отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона:

1) до установления приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в границах указанных в части 1 настоящей статьи приаэродромных территорий или указанных в части 2 настоящей статьи полос воздушных подходов на аэродромах, санитарно-защитных зон аэродромов, зон санитарных разрывов аэродромов, не применяются в отношении объектов капитального строительства, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция которых согласованы собственником соответствующего аэродрома и (или) уполномоченным органом государственной власти, осуществляющим полномочия собственника соответствующего аэродрома, а также в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если эти ограничения установлены в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат;

2) проект решения уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти об установлении приаэродромной территории, включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, подготавливается оператором аэродрома и утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о соответствии данного проекта решения требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в границах территорий которых полностью или частично расположена приаэродромная территория (в части соответствия данного проекта решения, выделения на приаэродромной территории подзон, установления в таких подзонах ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности порядку описания местоположения границ приаэродромной территории, порядку выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются эти ограничения), осуществляемому с учетом заключений уполномоченных органов местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых полностью или частично расположена приаэродромная территория, содержащих расчет размера ущерба, подлежащего возмещению гражданам, юридическим лицам и публично-правовым образованиям в связи с установлением ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности. Согласование данного проекта решения или отказ в его согласовании подлежит представлению в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в тридцатидневный срок со дня поступления в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации данного проекта решения. В случае непредставления согласования данного проекта решения или непредставления отказа в его согласовании в установленный срок данный проект решения считается согласованным. Порядок разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании данного проекта решения, утверждается Правительством Российской Федерации;

3) установление приаэродромной территории осуществляется в соответствии с основными характеристиками сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, содержащимися в аэронавигационном паспорте аэродрома гражданской авиации, инструкции по производству полетов в районе аэродрома государственной авиации или аэродрома экспериментальной авиации;

4) оператор аэродрома возмещает ущерб, причиненный гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев осуществления самовольной постройки, в связи с установлением ранее не установленных ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, в том числе при установлении приаэродромной территории в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей части. Убытки, причиненные публично-правовым образованиям в связи с установленными ограничениями использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, возмещению не подлежат. В случае, если оператором аэродрома и оператором аэропорта, включающего в себя соответствующий аэродром, являются разные лица, распределение между ними размера этого ущерба, подлежащего возмещению, определяется соглашением между ними. В случае, если такое соглашение не заключено, данные оператор аэродрома и оператор аэропорта обязаны возместить этот ущерб солидарно;

5) ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории при установлении приаэродромных территорий в порядке, предусмотренном Воздушным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

6) за счет соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации возмещается ущерб, причиненный гражданам и юридическим лицам при ограничении их прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости, которые возникли до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением случаев осуществления самовольной постройки, в связи с установлением в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, если использование таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости было согласовано уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляли полномочия собственников соответствующих аэродромов.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Согласно п. 2 Правил установления приаэродромной территории (далее Правила) решение об установлении приаэродромной территории (далее - решение) принимается: а) в отношении аэродромов государственной авиации - Министерством обороны Российской Федерации; б) в отношении аэродромов экспериментальной авиации - Министерством промышленности и торговли Российской Федерации; в) в отношении аэродромов гражданской авиации - Федеральным агентством воздушного транспорта.

В соответствии с п. 3 Правил решение включает: а) текстовое и графическое описания местоположения границ приаэродромной территории и выделенных на ней подзон, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (границы приаэродромной территории устанавливаются по внешним границам выделяемых на такой территории подзон, при этом границы приаэродромной территории и выделенных на ней подзон могут пересекаться с границами территориальных зон, установленных правилами землепользования и застройки, и границами земельных участков); б) перечень ограничений использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Проект решения подготавливается: застройщиком, который осуществляет строительство и реконструкцию сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов (далее - сооружения аэродрома), - при архитектурно-строительном проектировании в целях строительства, реконструкции сооружений аэродрома; оператором аэродрома - в отношении аэродромов, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Под оператором аэродрома в настоящих Правилах понимается оператор аэродрома гражданской авиации (для аэродромов гражданской авиации), организация, осуществляющая эксплуатацию аэродрома экспериментальной авиации (для аэродромов экспериментальной авиации), федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится аэродром государственной авиации, или организация, уполномоченная указанным федеральным органом исполнительной власти (для аэродромов государственной авиации) (п. 4 Правил).

Судом установлено, что действия ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» (далее Институт) является эксплуатантом аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», который действует на основании свидетельства о государственной регистрации от 05.09.2018 № 71.

Институтом 19.11.2018 заключен договор с ООО «Экологические системы» на разработку проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», т.е. после истечения установленного ч.5 ст.4 Федерального закона № 135-ФЗ срока.

11.11.2019 Институтом заключен договор на оказание услуг по проектировке Проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» с ИП ФИО2

В настоящее время проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» находится в стадии очередного устранения недостатков выявленных Приволжским МТУ Росавиации.

Отсутствие установленной надлежащим образом приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» нарушает требования законодательства о безопасности полетов, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью гражданам неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, следует признать действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» по эксплуатации аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» незаконными и обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» согласовать с утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

При этом, с учетом времени необходимого на устранение недостатков Проекта решения об установлении приаэродромной территории и направления его в уполномоченный орган (Приволжское МТУ Росавиации), в соответствии со ст. 206 ГПК РФ, суд полагает возможным установить срок исполнении решения суда - до 31.03.2021.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Ульяновского транспортного прокурора удовлетворить.

Признать действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» по эксплуатации аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» в отсутствие утвержденного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проекта решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» незаконными.

Обязать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации ФИО1» в срок до 31.03.2021 согласовать с утвержденным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти проект решения об установлении приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», включающий в том числе установление ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья С.В. Богомолов.