ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3737/20 от 25.09.2020 Центрального районного суда г. Тольятти (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 сентября 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти в составе

председательствующего судьи Серикова В.А.,

при секретаре Гарькавой А.А.,

при участии: представителя истца- помощника прокурора Центрального района г. Тольятти Казакова Д.В., действующего на основании служебного удостоверения,

представителя ответчика ФИО1, действующей на основании устава учреждения,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3737/2020 по иску и.о. прокурора Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» об устранении нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» об устранении нарушений законодательства.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в здании МБОУ детский сад № 54 «Аленка», расположенном по адресу: <адрес>.

Установлено, что по указанному адресу на входе в здание учреждения отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению; отсутствуют кнопки вызова персонала, средства звукового дублирования, а также надписи, знаки или иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Прокуратурой по выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» внесено представление с требованием об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов. На указанное представление 05.06.2019 года был дан ответ, что выявленные нарушения в настоящее время не могут быть устранены ввиду отсутствия финансирования образовательного учреждения на указанные цели.

13.12.2019 года в адрес ответчика направлялось требование о предоставлении информации об устранении выявленных нарушений, отраженных в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответу от 24.12.2019 года указанные нарушения не были устранены ввиду отсутствия целевого финансирования.

Отсутствие в учреждении МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» вышеуказанных мнемосхем, кнопки вызова, надписей, знаков, выполненных шрифтом Брайля не в полной мере обеспечивает беспрепятственный доступ лиц с ограниченными возможностями на обращение инвалидов в учреждение, что нарушает права и интересы указанной категории граждан.

На основании вышеизложенного и руководствуясь требованиями ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ч.1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», истец просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов путем установки в здании учреждения по адресу: <адрес> информационных мнемосхем (тактильных схем движения) для инвалидов по зрению; кнопки вызова персонала, средства звукового дублирования, а также надписей, знаков или иной текстовой и графической информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, исключив из просительной части требование об установлении кнопки вызова персонала, ввиду того, что таковая была установлена учреждением до обращения прокурора в суд с указанным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Казаков Д.В. настаивал на уточненных требованиях.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании устава учреждения, в судебном заседании возражала против иска, ссылаясь на то, что все выявленные прокурором и указанные в исковом заявлении нарушения учреждением устранены, просила в иске отказать.

Представитель третьего лица- администрации г.о. Тольятти в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, о причинах неявки не сообщил. Третьим лицом представлен письменный отзыв на иск, в котором третье лицо просит отказать в удовлетворении заявленных прокурором требований, ссылаясь на то, что здание детского сада по адресу: <адрес> было спроектировано и построено до вступления в силу Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 года «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Статьей 42 указанного Федерального закона установлено, что требования к зданиям сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Разделом 1 СП 59.13330.2016 Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 прямо определена область его применения. Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения. Требование Свода правил необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых здании и сооружений.

С учетом указанной области применения Свода правил третье лицо полагает, что указанный Свод правил применяется в отношении зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию до принятия Федерального закона № 384-ФЗ.

Кроме того, администрация г.о. Тольятти в отзыве указывает, что постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ утвержден План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в городском округе Тольятти на 2015-2030 годы. Дорожная карта уже содержит мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения административных зданий г.о. Тольятти. Установление информационных мнемосхем для инвалидов по зрению, средств звукового дублирования, а также надписей, знаков или иной текстовой информации, обозначенной знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, в административных зданиях также предполагается в рамках реализации Дорожной карты. Так, в рамках муниципальной программы «Развитие системы образования г.о. Тольятти на 2017-2020гг», утвержденной постановлением мэрии г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрены средства на обустройство и приспособление приоритетных объектов дошкольного образования, дополнительного образования детей с целью обеспечения их доступности для инвалидов. На основании изложенного администрация г.о. Тольятти просила в иске отказать.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.

Согласно ч.1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур;

надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Согласно ст. 42 указанного Закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям:

1) к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;

2) к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;

3) к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований.

Правительство Российской Федерации не позднее чем за тридцать дней до дня вступления в силу настоящего Федерального закона утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 01.08.2020 года № 985 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

Пунктом 43 названного перечня в указанных целях включены части СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 1 (пункты 1.1 - 1.3), 2, 4 (кроме пункта 4.6), 5 (пункты 5.1.2 - 5.1.8, 5.1.10, 5.1.11, абзацы первый - четвертый, пятый и шестой пункта 5.1.12, пункты 5.1.13 - 5.1.16, абзац второй пункта 5.1.17, 5.2.1 - 5.2.5, 5.3.1 - 5.3.3), 6 (6.1.1, 6.1.2, 6.1.4 - 6.1.6, 6.1.8 (кроме абзаца седьмого), 6.1.9, 6.2.1 - 6.2.9, 6.2.10 (кроме абзаца второго), 6.2.11 - 6.2.13, абзац первый пункта 6.2.14, пункты 6.2.16 (кроме абзацев первого и третьего), 6.2.19 - 6.2.22, 6.2.24 - 6.2.32, 6.3.1 - 6.3.9, 6.4.1 - 6.4.3, 6.5.1, 6.5.2, абзац первый пункта 6.5.3, пункты 6.5.5, 6.5.6, 6.5.9), 7 (кроме абзацев второго и третьего пункта 7.1.7, абзаца второго пункта 7.2.2), 8 (за исключением пунктов 8.1.1, 8.1.5, 8.1.6, 8.2.5, абзаца второго пункта 8.5.8), 9 (пункты 9.1, 9.2, 9.4 - 9.10), приложение А.

Пунктом 6.5.9 названного СП предусматривается размещение на входе в здание информационных табличек, выполненных шрифтом Брайля.

Из искового заявления следует, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов в здании МБОУ детский сад № 54 «Аленка», расположенном по адресу: <адрес>.

Установлено, что по указанному адресу на входе в здание учреждения отсутствуют информационные мнемосхемы (тактильные схемы движения) для инвалидов по зрению; отсутствуют кнопки вызова персонала, средства звукового дублирования, а также надписи, знаки или иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.

Прокуратурой по выявленным нарушениям ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» внесено представление с требованием об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов.

Неисполнение указанного требования явилось основанием для предъявления в суд настоящего иска.

Между тем, материалами дела установлено и не оспаривалось истцом, что все выявленные в ходе вышеназванной проверки нарушения ответчиком устранены: кнопка вызова установлена до обращения прокурора в суд с настоящим иском (ввиду чего прокурор уточнил требования и исключил из иска требование о ее установке), таблички, выполненные шрифтом Брайля, мнемосхемы изготовлены и установлены на основании, заключенных между МБДОУ детский сад № 54 «Аленка» и ИП ФИО2 договоров от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, факт выполнения которых подтверждается актами выполненных работ и фотоматериалами.

Таким образом, к моменту рассмотрения дела ответчиком были устранены все указанные прокурором в исковом заявлении нарушения, затрагивающие права и законные интересы неопределенного круга лиц, ввиду чего необходимости вынесения судебного решения в целях восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц не требуется.

При указанных обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.

Следует также принять во внимание, что в обоснование иска прокурор ссылается на Постановление Правительства РФ № 1521 от 26.12.2014 года, которое к моменту предъявления иска утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 01.08.2020 года № 985, которым утверждено новый утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный перечень включен частично СП 59.13330.2016 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", которым не в полной мере предусматриваются те требования к оборудованию зданий, на которые ссылается истец в своем иске, основываясь на утратившем силу Постановлении Правительства РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.192-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований и.о. прокурора Центрального района г. Тольятти отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 29 сентября 2020 года.

Председательствующий: