дело №
27RS0004-01-2021-003992-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 сентября 2021 года г. Хабаровск
Индустриальный районный суд города Хабаровска
Под предательством судьи Жмайло Ю.Е.,
с участием помощника прокурора Хабаровского района Тутовой Н.С., представителя ответчика - администрации Хабаровского муниципального района Кирсановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Косныревой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Хабаровского района к администрации Хабаровского муниципального района, ООО «Томари-Оро» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Хабаровского района обратился с иском к администрации Хабаровского муниципального района, ООО «Томари-Оро» о возложении обязанности. В обосновании иска указал, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры края о проверке соблюдения требований градостроительного законодательства при выдаче разрешительной документации по объектам капитального строительства, строительство которых осуществлялось с привлечением средств граждан, заявления УК «Паритет», проведена проверка законности выдачи разрешительной документации при вводе объекта капитального строительства «Группа трехэтажных 48-квартирных жилых домов» (1очередь), в эксплуатацию. 29.12.2018 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства №-№, выданного администрацией Хабаровского муниципального района, введен в эксплуатацию объект капитального строительства - «Группа трехэтажных 48-квартирных жилых домов» (1 очередь). Вместе с тем, установлено, что в соответствии с проектной документацией на строительство объекта «Группа трехэтажных 48-квартирных жилых домов» (1 очередь), пояснительная записка, лист 5, предусмотрена установка канализационных очистных сооружений типа «Топас 150 Пр». Фактически при визуальном осмотре жилого дома по <адрес> с участием специалиста Комитета государственного строительного надзора Правительства края установлены канализационные очистные сооружения типа «Топас 15 Пр». Таким образом, должностными лицами администрации Хабаровского муниципального района в нарушение ч.ч. 1, 5 ст. 55 Грк РФ при выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию застройщику ООО «Томари-Оро» ненадлежащим образом проведен осмотр и проверка объекта строительства на предмет соответствия параметров построенного объекта капитального строительства проектной документации, в связи с чем, допущены грубые нарушения, повлекшие принятие незаконного решения. Также установлено, что 13.03.2021 ФИО5», которое в
настоящее время является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, <адрес><адрес>, заказало обследование технического состояния инженерных сетей хозяйственно-бытовых канализации по указанному адресу, в соответствии с которым: - локальная канализационная станция «<данные изъяты>» не подключена и находится в не рабочем состоянии, переработка хозяйственно-бытовых стоков не производится, необходимо провести инженерное обследование на предмет работоспособности оборудования; установленная локальная канализационная станция «<данные изъяты>» с производительностью 3м3/сут. не будет справляться с поставленной задачей по переработке неочищенных стоков с одного здания в объеме 35,28 м3/сут.; состояние кирпичной емкости «шамбо» оценивается как аварийное, необходимо произвести работы по восстановлению герметичности кирпичной конструкции, откачать емкость, обследовать стенки, плиту перекрытия и дно ёмкости на предмет дополнительных протеканий, выполнить гидроизоляцию; требуется в срочном порядке принять меры по прекращению поступления хозяйственно-бытовых стоков в грунт и водоем. Из обращения, поступившего в прокуратуру Хабаровского района 19.04.2021, следует, что, в виду отсутствия технической документации и не передачи застройщиком ООО «Томари-Оро» локальных очистных сооружений по акту приема передачи, ООО «<данные изъяты>» не имеет возможности вести эксплуатацию вышеуказанных очистных сооружений. В целях недопущения нарушений действующего законодательства в области охраны окружающей среды, ООО «<данные изъяты> вынуждено утилизировать накопившиеся отходы, что приводит к нецелевым, не запланированным расходам. Прокурор обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга, так как в ходе эксплуатации негерметичного «шамбо», неработоспособности имеющейся локальной канализационной станции «<данные изъяты> а также недостаточности её объёмов для переработки неочищенных стоков, допускается нарушение законодательства об охране окружающей среды, что влечет нарушение прав граждан, круг которых определить невозможно. Просят возложить на администрацию Хабаровского муниципального района, допустившую незаконный ввод объекта в эксплуатацию, а также застройщика ООО «Томари-Оро», допустившего при строительстве отклонение от проектной документации, обязанность по обеспечению водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу <адрес>, кв. <адрес>, в соответствии с проектной документацией.
Определением Индустриального районного суда г.Хабаровска от 16.06.2021 в качестве соответчика, привлечено Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского района Тутова Н.С. исковые требования поддержала, ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управления архитектуры и градостроительства Кирсанова Т.В. исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве, из которого следует, что к вопросам местного значения Хабаровского муниципального района относится организация водоотведения на территории поселения Хабаровского муниципального района. Дополнительно пояснили, что доводы указанные в иске не подтвердились при очередном рейде.
Представитель третьего лица <данные изъяты> в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения данного дела был уведомлен надлежащим образом. Предоставили отзыв на исковое заявление, в котором просят в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Выдача разрешения на ввод жилого дома в эксплуатацию производится в соответствии с требованиями ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 1, 2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
Так, в соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству, объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
29.12.2018 на основании разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства №-№, выданного администрацией Хабаровского муниципального района, введен в эксплуатацию объект капитального строительства - «Группа трехэтажных 48-квартирных жилых домов» (1 очередь).
Так же установлено, что в соответствии с проектной документацией на строительство объекта «Группа трехэтажных 48-квартирных жилых домов» (1 очередь), предусмотрена установка канализационных очистных сооружений типа «Топас 150 Пр».
При визуальном осмотре жилого дома по <адрес> с участием специалиста Комитета государственного строительного надзора <адрес> установлены канализационные очистные сооружения типа «Топас 15 Пр».
Согласно выводу обследования технического состояния инженерных сетей хозяйственно-бытовых канализаций по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, произведенным ООО «Максимум» от июля 2021г., следует, что техническое состояние кирпичной емкости «шамбо» оценивается как «аварийное» Требуется в срочном порядке принять меры по прекращению поступления хозяйственно-бытовых стоков в грунт и водоем. Выполнить восстановительные работы по герметизации и гидроизоляции кирпичной емкости «шамбо». Техническое состояние локальной канализационной станции «<данные изъяты> оценивается как «не рабочие» требуется выполнить инженерные обследования на предмет работоспособности существующего оборудования локальной очистной установки «<данные изъяты>».
Однако, несмотря на выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также проектной документацией, о чем свидетельствуют полученное разрешения на ввод в эксплуатацию дома, установленная емкость «шамбо» имеет большое количество недостатков и является нерабочей.
Согласно предоставленных документов и пояснений в судебном заседании представителей, что, в виду отсутствия технической документации и не передачи застройщиком ООО «Томари-Оро» локальных очистных сооружений по акту приема передачи, ООО «УК «Паритет» не имеет возможности вести эксплуатацию вышеуказанных очистных сооружений.
Ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
При передаче объекта долевого строительства застройщик обязан передать участнику долевого строительства инструкцию по эксплуатации объекта долевого строительства, содержащую необходимую и достоверную информацию о правилах и об условиях эффективного и безопасного его использования, сроке службы объекта долевого строительства и входящих в его состав элементов отделки, систем инженерно-технического обеспечения, конструктивных элементов, изделий.
Согласно ч.2 ст. 7 указанного закона, следует, что в случае, если объект долевого строительства построен (создан) застройщиком с отступлениями от условий договора и (или) указанных в части 1 настоящей статьи обязательных требований, приведшими к ухудшению качества такого объекта, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного договором использования, участник долевого строительства, если иное не установлено договором, по своему выбору вправе потребовать от застройщика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения цены договора; возмещения своих расходов на устранение недостатков.
В соответствии с п. 4 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах сельского поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Согласно ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Закону Хабаровского края от 26.11.2014 № 16 «О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения», полномочия по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях сельских поселений осуществляются органами местного самоуправления муниципального района.
Так, к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в границах сельских поселений относится:
- организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнениясвоих обязательств;
- определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения;
- согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
- утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений;
- утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
- согласование инвестиционных программ;
- принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения;
-заключение соглашений об условиях осуществления регулируемойдеятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
Однако указанные требования законодательства по обеспечению жилого дома квартала Кленовый водоотведением органами местного самоуправления Хабаровского муниципального района не выполняются.
При таких обстоятельствах, учитывая, что администрация Хабаровского муниципального района в соответствии с требованиями законодательства является ответственной за организацию водоотведения на территории <адрес>, Хабаровского муниципального района, в границах которого расположен <адрес><адрес>, суд полагает необходимым возложить на администрацию Хабаровского муниципального района, так же на равнее с застройщиком данного дома ООО «Томари-Оро» обязанность обеспечить водоотведение вышеуказанного многоквартирного дома.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что застройщиком ООО «Томари-Оро» не предоставлено доказательств о невозможности довести начатые работы по выполнению технологического присоединения указанного дома к централизованным сетям до их завершения, равно как и ответчик администрация Хабаровского муниципального района, допустившая незаконный ввод объекта в эксплуатацию, следовательно обязанность по обеспечению водоотведению многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствии с проектной документацией суд возлагает на застройщика ООО «Томари-Оро», допустившего при строительстве отклонение от проектной документации, и на администрацию Хабаровского муниципального района, допустившей незаконный ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая, что ответчики в течение длительного времени не выполняют свою обязанность по обеспечению жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> водоотведением, чем нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, и создается негативная эпидемиологическая обстановка, суд полагает необходимым возложить на них обязанность исполнить требования.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Хабаровского района Хабаровского края, удовлетворить.
Возложить на администрацию Хабаровского муниципального района, ООО «Томари-Оро» обязанность по обеспечению водоотведения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в соответствии с проектной документацией.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, через Индустриальный районный суд города Хабаровска.
Мотивированное решение изготовлено 14 сентября 2021г.
Судья Ю.Е.Жмайло