ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-3739/20 от 22.12.2020 Советского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-3739/2020

Город Нижний Новгород 22 декабря 2020 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Советский районный суд города Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Толмачевой С.С.,

при секретаре судебного заседания Сотниковой Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Голынина Сергея Анатольевича к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Нижний Новгород» о возложении обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии, возобновить электроснабжение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Истец Голынин С.А. обратился в суд с иском к ответчику публичному акционерному обществу «ТНС энерго Нижний Новгород» (далее ПАО «ТНС энерго НН») с требованиями:

- обязать ответчика произвести обоснованный перерасчет потребленной электроэнергии по л/с №..., исходя из показаний электросчетчика, при отключении энергоснабжения (дата) – «№...» и ранее оплаченных денежных средств, разрешив возникший спор о размере задолженности по л/с №...,

- обязать ответчика немедленно возобновить предоставление коммунальной услуги электроснабжения квартиры по адресу: ..., без оплаты, со стороны истца, денежных средств по снятию/введению ограничения электроснабжения квартиры.

Иск мотивирован следующим. Истец Голынин С.А. в порядке наследования, является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...

Ответчик ПАО «ТСН энерго НН» осуществляет поставку электроэнергии в указанную квартиру.

Для начисления и оплаты электроэнергии по указанной квартире открыт л/с №....

По состоянию на конец (дата) долгов по оплате за электроэнергию по л/с №... не было.

Истец Голынин С.А. в указанной квартире не проживает.

(дата), приехав в квартиру, Голынин С.А. обнаружил, что электричество в квартире отключено, питающий автомат в распределительном ящике опломбирован, а в почтовом ящике лежит «Акт о введении приостановления коммунальной услуги по электроснабжению» от (дата), из которого следует, что услуга электроснабжения приостановлена по инициативе (марка обезличена) и ПАО «ТСН Энерго НН».

Из счета на оплату электроэнергии за (дата) следовало наличие задолженности по оплате электроэнергии в размере 2974 руб. 76 коп. и штраф за введение ограничения в размере 2000 руб.

Истец обращает внимание, что в акте от (дата) зафиксировано, что электроснабжение прекращено при показаниях счетчика «№...», что по мнению истца исключало начисление задолженности в сумме 2974 руб. 76 коп. Не согласен Голынин С.А. и с применением повышенного коэффициента при начислении суммы задолженности. Полагает, что действия ответчика являются следствием невыполнения самим ответчиком обязанности по замене электросчетчика.

На письменную претензию Голынина С.АВ. о предоставлении обоснованного расчета задолженности, возобновлении подачи электроэнергии ПАО «ТСН энерго НН» ответило отказом.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст.ст.304 ГК РФ, закон «О защите прав потребителей», истец просит удовлетворить иск.

В судебное заседание истец Голынин С.А. не явился, направил в материалы дела заявление в котором просит суд удовлетворить его иск, рассмотреть дело в его отсутствие. Заявление Голынина С.А. приобщено к материалам дела.

Представитель ПАО «ТНС энерго Нижний Новгород» в судебное заседание не явился, направил в материалы дела отзыв, дополнение к отзыву на исковое заявление, в которых выражает несогласие с исковыми требованиями Голынина С.А., дела просит рассматривать в отсутствие представителя ответчика.

Суд, находя возможным рассматривать дело в отсутствии сторон. По имеющимся в деле доказательствам, приходит к следующему.

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила) и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) регламентируются отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установка и замена приборов учета.

Согласно пункту 2 Правил индивидуальный прибор учета является средством измерения, используемым для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса (электроэнергии) в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.

В пункте 80 Правил указано, что, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Согласно подпункту "д" пункта 81.12 Правил, прибор учета считается вышедшим из строя в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В пункте 81(13) Правил закреплено, что потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.

В соответствии с пунктом 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Пунктом 145 Основных положений установлено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из показаний прибора учета за расчетный период, а при его отсутствии (неисправности) исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.

Как следует из материалов дела, истец Голынин С.А. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию умершей (дата)С.З.И., является собственником жилого помещения - квартиры № №... в многоквартирном доме, расположенном по адресу: .... Право собственности Голынина С.А. на указанное жилое помещение зарегистрировано в ЕГРН (дата).

Для внесения платы за потребленную электроэнергию на указанное жилое помещение на имя С.З.И. был открыт лицевой счет №.... Платежные документы о начислении платы за услугу электроснабжения выставлялись ПАО «ТНС энерго НН» по адресу: ....

На основании претензии Голынина С.А., поступившей в ПАО ТНС энерго Нижний Новгород» (дата) и представленного им свидетельства о праве на наследство по завещанию от (дата), указанный лицевой счет переоформлен на Голынина С.А.

Из материалов дела также следует, что для учета потребленной электрической энергии по адресу: ... установлен прибор учета №... типа (марка обезличена) с пломбами государственного поверителя (дата) Срок поверки, установленный изготовителем для данного электросчетчика (16 лет), истек в (дата)

Поскольку срок поверки прибора учета истек, в тексте платежного документа на оплату было включено уведомление о необходимости произвести замену (поверку) прибора учета электрической энергии №... тип (марка обезличена) в срок до (дата) Однако, данное требование потребителем не исполнено.

По состоянию на (дата) по лицевому счету №... числилась задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 1347 руб. 95 коп. Последние показания прибора учета на (дата) - 14777 кВт.ч.

В силу пункта 59 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения (пункт а).

В пункте 60 Правил указано, что по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих Правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Учитывая, что срок поверки индивидуального прибора учета в жилом помещении истца истек в июле 2019 г. ответчик правомерно производил начисления на последующий период исходя из положений действующего законодательства, по нормативу с применением повышающего коэффициента.

Кроме того учитывая сумму задолженности 1347 руб. 95 коп. в платежный документ был включен текст уведомления об ограничении подачи электроэнергии в случае не оплаты задолженности. Платежный документ был направлен Почтой России по адресу жилого помещения. Информацией о новом собственнике жилого помещения, его адресу, по месту регистрации, ответчик не обладал.

(дата) произведено ограничение подачи электроэнергии, составлен акт о введении ограничения (приостановления) коммунальной услуги по электроснабжению. Основанием введения ограничения (приостановления) режима потребления указана неполная оплата коммунальной услуги по электроснабжению.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

При непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги.

Порядок извещения потребителя-должника о введении ограничения или приостановлении предоставления коммунальной услуги установлен п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, согласно которому, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

В соответствии с п.а ст.119 вышеназванных Правил, исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения. Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи.

Из изложенного следует, что действия ответчика как по начислению сумм к оплате за потребленную электроэнергию, так и по введению ограничения потребления электроэнергии, соответствуют требованиям действующего законодательства.

Доказательств оплаты образовавшейся задолженности, истцом вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.

Следует указать, что до вступления в силу новых изменений в действующее законодательство в соответствии с п.81 Правил утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Из изложенного следует, что условий, для удовлетворения исковых требований Голынина С.А. к ПАО «ТНС Энерго НН», как в части обязания произвести перерасчет, так и в части обязания немедленного возобновить предоставление коммунальной услуги, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Голынина Сергея Анатольевича к публичному акционерному обществу «ТНС энерго Нижний Новгород» о возложении обязанности произвести перерасчет потребленной электроэнергии, возобновить электроснабжение жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.

Судья С.С.Толмачева

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)

(марка обезличена)