Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2014 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Норбоевой Б.Ж., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя третьего лица ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Бурятия к ФИО4 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л :
Обращаясь в суд, Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Бурятия просила взыскать с ФИО4 78 668 рублей 41 копейку, из них 65459 рублей – задолженность по налогу на доходы физических лиц, 18451 рубль 41 копейку – пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., 500 рублей – штраф.
В части заявленных требований о взыскания штрафа на сумму 500 рублей истцом заявлено отказ от иска в связи с добровольной уплатой. Отказ судом принят, производство по делу в указанной части прекращено.
Представитель истца по доверенности ФИО1 в остальной части исковые требования уточнила. Просила суд взыскать с ответчика 83910 рублей 41 копейку, из них 65459 рублей – задолженность по налогу на доходы физических лиц, 18451 рубль 41 копейку – пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Пояснила суду, что Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия в отношении ФИО4 проведена выездная налоговая проверка по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по вопросам правильности исчисления, удержания и своевременности уплаты обязательных платежей. Налоговым органом было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа, начислены пени, предложено уплатить задолженность по налогам. Решение от ДД.ММ.ГГГГ № было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. По результатам рассмотрения апелляционной жалобы данное решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения. На основании ст. 69 НК РФ налогоплательщику было направлено требование № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с указанием срока добровольной уплаты задолженности, до настоящего времени требование не исполнено. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2 исковые требования не признал. Пояснил суду, что налоговым органом при проведении камеральной налоговой проверки на основе поданной ответчиком первичной налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц нарушений выявлено не было. По результатам проведения проверки был предоставлен имущественный вычет в сумме 65459 рублей. Жилое помещение было приобретено ФИО4 за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного уполномоченным федеральным органом и за счет заемных средств, предоставленных ему кредитной организацией. Полагал, что с момента перечисления денежных средств по договору займа на расчетный счет заявителя, последний становится их собственником, в связи с чем несет фактические расходы по оплате приобретенного жилого помещения. Просил оставить иск без удовлетворения.
Представитель третьего лица ОАО «ВостСибТрансКомбанк» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ОАО «АИЖК» Г. пояснила суду, что имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на приобретение жилья производится за счет средств федерального бюджета.
Выслушав стороны, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
При рассмотрении дела судом установлено, что ФИО4 является собственником квартиры по адресу <адрес>, приобретенной на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО4 в ИФНС № 1 по Республике Бурятия ДД.ММ.ГГГГ была подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2010 год, в которой заявлено о праве на имущественный вычет в размере 503531 рубль 76 копеек в сумме фактически произведенных расходов на приобретение указанной квартиры и заявлена сумма к возврату налога в размере 65459 рублей. По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган принял решение о возврате из бюджета суммы налога. Денежные средства в сумме 65489 рублей перечислены ФИО4
Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка, в ходе которой установлено, что имущественный вычет заявлен ФИО5 необоснованно.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ произведено доначисление суммы неуплаченного налога в сумме 65489 рублей, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислены пени в сумме 12709 рублей 41 копейка.
Данное решение было обжаловано налогоплательщиком.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия по результатам рассмотрения жалобы вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ №, которым указанное выше решение Межрайонной ИФНС № 1 России по Республике Бурятия оставлено без изменения, а жалоба ФИО4 - без удовлетворения
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО4 направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Данное требование до настоящего времени не исполнено.
Судом также установлено, что ФИО4 является военнослужащим и участником накопительно-ипотечной системы, в подтверждение чего ему выдано свидетельство о праве участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих на получение целевого жилищного займа от г.
В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ заключенным между Министерством обороны РФ и ФИО4, последнему был предоставлен целевой жилищный заем на погашение первоначального взноса при получении ипотечного займа для приобретения в собственность заемщика жилого помещения за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете заемщика в размере 630641 рубль 94 копейки и погашение обязательств по ипотечному займу за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных (учитываемых) на именном накопительном счете заемщика.
Пунктом 1 ст. 4 Федерального закона от 20.08.2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" определено, что реализация права на жилище участниками накопительно-ипотечной системы осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа. При этом согласно п. 4 ст. 3 Закона накопительным взносом являются денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника накопительно-ипотечной системы.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 20.08.2004 N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" накопительный взнос - денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника; именной накопительный счет участника - форма аналитического учета, включающая в себя совокупность сведений о накопительных взносах, поступающих из федерального бюджета, о доходе от инвестирования этих средств, о задолженности и об обеспеченных залогом обязательствах участника накопительно-ипотечной системы перед уполномоченным федеральным органом, а также сведения об участнике.
В соответствии с п. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона участник накопительно-ипотечной системы имеет право использовать средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, для погашения ранее полученного целевого жилищного займа.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях: уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу);
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО "Восточно-Сибирский транспортный коммерческий банк» и ФИО4 был заключен кредитный договор займа №, по условиям которого ФИО4 предоставлен кредит в размере 1744358 рублей 06 копеек сроком на 154 месяца для приобретения квартиры - по адресу <адрес>.
Согласно п. 1.3 указанного договора возврат займа и уплата процентов за пользование займом осуществляется заемщиком за счет средств целевого жилищного займа, предоставляемого заемщику как участнику накопительно-ипотечной системы (участник НИС) жилищного обеспечения военнослужащих по договору целевого жилищного займа в течение срока договора.
Согласно п. 1.5 договора заемщик исполняет все обязательства по настоящему договору самостоятельно и за счет собственных средств в случае исключения заемщика из реестра участников НИС, в результате чего заемщик теряет право на получение средств по договору целевого жилищного займа.
Исходя из указанных положений, жилое помещение по адресу <адрес> было приобретено ФИО4 за счет мер государственной социальной поддержки (накопительно-ипотечная система) по договору целевого жилищного займа, предоставленного уполномоченным федеральным органом, № от ДД.ММ.ГГГГ и источниками финансирования расходов истца на приобретение жилья являются средства федерального бюджета.
Доказательств того, что ФИО4 были затрачены личные денежные средства на приобретение жилья, суду не представлено.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации квартиры; на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от российских организаций или индивидуальных предпринимателей и фактически израсходованным на приобретение на территории Российской Федерации квартиры или доли (долей) в ней.
Для подтверждения права на имущественный налоговый вычет налогоплательщик представляет при приобретении квартиры, доли (долей) в ней или прав на квартиру в строящемся доме: договор о приобретении квартиры или прав на квартиру, акт о передаче квартиры, доли (долей) в ней налогоплательщику или документы, подтверждающие право собственности на квартиру или долю (доли) в ней.
Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).
В соответствии с п. п. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ имущественный налоговый вычет не применяется в случаях, если оплата расходов на приобретение квартиры или доли (долей) в ней для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также в случаях, если сделка купли-продажи жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящею Кодекса.
Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Поскольку возникшие между сторонами правоотношения, связанные с получением ответчиком денежных средств не основаны на законе либо договоре; основания для приобретения или сбережения ответчиком перечисленных ему истцом и не возвращенных денежных средств отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что денежные средства в размере 65459 рублей подлежат взысканию с ответчика как неосновательное обогащение.
По смыслу положений п. 1 ст. 72 НК РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Исходя из требований ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
В данном случае за 2010 год срок уплаты НДФЛ был установлен ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку должник в установленный законом срок добровольно не произвел уплату налога, Межрайонной ИФНС №1 по Республике Бурятия была начислена пеня за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18451 рубль 41 копейка.
Доводы представителя ответчика о том, что с момента перечисления денежных средств по договору займа на расчетный счет заемщика, он становится их собственником, не могут быть приняты во внимание, поскольку источником финансирования поступлений является федеральный бюджет и данные денежные средства предназначены для целевого использования - оплаты задолженности по договору займа участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащего. Поскольку ФИО4 расходы по погашению займа нес не личными денежными средствами, оснований полагать, что предоставленный ему имущественный налоговый вычет не подлежит возврату, у суда не имеется.
Не состоятельными суд находит доводы ответчика о недопустимости проведения повторной проверки в отношении физического лица. Ответчик ссылается на повторное проведение выездной налоговой проверки после ранее проведенной камеральной проверки. Действующим законодательством проведение выездной налоговой проверки после камеральной не запрещено, соответственно суд находит доводы ответчика основанными на неверном толковании закона.
Не имеется оснований для применения пропуска срока на обращение налогового органа в суд. Требование об уплате налога было выставлено ДД.ММ.ГГГГ в течение установленного срока после вступления ДД.ММ.ГГГГ в силу решения о привлечении ФИО4 к налоговой ответственности. В пределах срока, установленного п.3 ст. 48 НК РФ, налоговым органом также было подано заявление о выдаче судебного приказа.
Таким образом, заявленные исковые требования о взыскании налога на доходы физических лиц в сумме 65459 рублей и пени в сумме 18451 рубль 41 копейка подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной ИФНС №1 по Республике Бурятия к ФИО4 о взыскании налога на доходы физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО4 в доход соответствующего бюджета налог на доходы физических лиц в сумме 65459 рублей, пени в сумме 18451 рубль 41 копейку.
Взыскать с ФИО4 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в сумме 2717 рублей 31 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
Судья Г.Г. Рабданова